Дело № 3а-166/2022
УИД 76OS0000-01-2022-000047-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 18 марта 2022 года
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,
при секретаре Амелиной Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Богачука Виктора Никодимовича, Евсеева Юрия Ильича, Захаровой Ольги Викторовны об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки,
установил:
Богачук В.Н., Евсеев Ю.И., Захарова О.В. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просят об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости: назначение – нежилое здание, наименование – нежилое здание, площадью 1 462, 3 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 43 742 000 рублей.
Заявление обосновано тем, что административные истцы являются собственниками указанного объекта недвижимости и плательщиками налога на имущество физических лиц, в качестве налоговой базы для исчисления которого принимается его кадастровая стоимость.
Административными истцами проведена оценка рыночной стоимости объекта недвижимости. Согласно Отчету, выполненному ООО «Ярэксперт» (далее – Отчет) № по состоянию на 7 мая 2020 года составляет 43 742 000 рублей.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 7 мая 2020 года утверждена актом ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» № 140/ОКС от 19 мая 2020 года и составила 86 456 214, 77 рубля.
В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», административные истцы просят установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административных истов на основании доверенности Бузаджи М.Н. административный иск поддержала.
Административный ответчик Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области своих представителей в судебное заседание не направил, в письменном отзыве на административный иск его не признал в связи с отсутствием в деле достоверных доказательств величины рыночной стоимости объекта недвижимости административного истца.
Заинтересованные лица Управление Росреестра по Ярославской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в письменном отзыве на административный иск оставили его разрешение на усмотрение суда.
Административный ответчик ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы», заинтересованное лицо мэрия города Ярославля в судебное заседание своих представителей в судебное заседание не направили, письменного отзыва на административный иск не представили суду.
Заслушав представителя административных истцов на основании доверенности Бузаджи М.Н., допросив в качестве свидетеля оценщика ФИО1, исследовав письменные материалы административного дела, суд полагает, что административное исковое заявление Богачука В.Н., Евсеева Ю.И., Захаровой О.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245, статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости помимо прочего, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения закреплены в статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».
Судом установлено, что Богачук В.Н. (в размере 2/20 долей), Евсеев Ю.И. (в размере 9/20 долей), Захарова О.В. (в размере 9/20 долей) являются собственниками объекта недвижимости: назначение – нежилое здание, наименование – нежилое здание, площадью 1 462, 3 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии со статьями 399 – 403 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус"), помимо прочего имущества, также здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Законом Ярославской области от 18 ноября 2014 N 74-з в качестве единой даты начала применения на территории Ярославской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлено 1 января 2015 года.
Решением муниципалитета города Ярославля от 27.11.2014 года N 441 на территории города Ярославля установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, установлены ставки налога, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Исходя из вышеприведенных положений налогового законодательства, законодательства Ярославской области, решения муниципалитета города Ярославля, суд приходит к выводу о том, что Богачук В.Н., Евсеев Ю.И., Захарова О.В. являются плательщиками налога на имущество физических лиц. Размер данного налога определяется на основании сведений о кадастровой стоимости принадлежащего им на праве собственности объекта недвижимости. Следовательно, права и законные интересы Богачука В.Н., Евсеева Ю.И., Захаровой О.В. затрагиваются установленной в отношении объекта с кадастровым номером № кадастровой стоимостью. При таких обстоятельствах, они имеют право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №.
Несмотря на то, что оспариваемая в данном деле кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № в настоящее время стала архивной, административные истцы заинтересованы в оспаривании данной кадастровой стоимости, так как она подлежит применению для расчета налога, обязанность по уплате которого у административных истцов в соответствии со статьей 409 Налогового кодекса Российский Федерации возникнет в 2022 году.
В соответствии с частью 1 статьи 248 КАС РФ, частью 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что объект недвижимости административных истцов с кадастровым номером № не вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих оценке на 1 января 2019 года, результаты которой утверждены приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 N 20-н.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 7 мая 2020 года утверждена актом ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов» № 140/ОКС от 19 мая 2020 года и составила 86 456 214, 77 рубля.
Административными истцами представлен Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, которым рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 7 мая 2020 года установлена в размере 43 742 000 рублей.
Исследование Отчета с учетом дополнительных пояснений оценщика ФИО1 дает основания суду для вывода о том, что Отчет является достоверным доказательством рыночной стоимости объекта недвижимости административных истцов.
Расчет рыночной стоимости объекта осуществлялся оценщиком сравнительным и доходным подходами, после чего производилось согласование полученных стоимостей.
От использования в расчетах затратного подхода Отчет содержит обоснованный отказ.
Из Отчета следует, что величина рыночной стоимости в рамках сравнительного и доходного подходов получена для единого объекта недвижимости. В связи с этим, оценщиком произведено выделение стоимости объекта капитального строительства из стоимости единого объекта недвижимости.
В этих целях из полученного значения стоимости единого объекта недвижимости (объект капитального строительства и земельный участок) оценщик исключила стоимость земельного участка путем умножения стоимости единого объекта на коэффициент 0,86.
Указанный коэффициент, как следует из Отчета, предложен в Справочнике оценщика недвижимости 2020 года, под редакцией Лейфера Л.А., и определен на основании исследования степени влияния стоимости земельного участка в составе единого объекта недвижимости.
В возражениях на Отчет административным ответчиком приведены доводы о том, что оценщик не подтверждает альтернативными расчетами обоснованность применения данного коэффициента, тогда как корректировки из справочников должны проверяться на соответствие рынку и здравому смыслу, так как применение экспертных корректировок без должной проверки может привести к искажению результатов оценки.
В соответствии с пунктом 24 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года N 297, оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов.
В данном случае оценщиком обоснована целесообразность применения в расчетах стоимости объекта капитального строительства из верхней границы расширенного интервала. Законодательство об оценочной деятельности не содержит требований о приведении альтернативных расчетов в таком случае.
Возражений относительно обоснованности расчета в иной его части лицами, участвующими в деле, не заявлено.
Исследование представленного административными истцами Отчета в полном объеме указывает на его соответствие законодательству об оценочной деятельности. Процесс оценки изложен в Отчете последовательно, полно, подробно. Выводы оценщика логичны и проверяемы. Сомнений в достоверности определенной в Отчете величины рыночной стоимости объекта недвижимости административного истца у суда нет.
Доказательств иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости лицами, участвующими в деле, не представлено.
В связи с этим, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № подлежит установлению в размере, определенном Отчетом, - 43 742 000 рублей.
Таким образом, учитывая, что административные истцы обладают правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с установлением рыночной стоимости на дату, определения их кадастровой стоимости, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объекта недвижимости подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление Богачука В.Н., Евсеева Ю.И., Захаровой О.В. подлежит удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата обращения Богачука В.Н., Евсеева Ю.И., Захаровой О.В. с настоящим административным иском в суд – 10 февраля 2022 года.
Поскольку на момент вынесения настоящего решения судом оспариваемая в данном административном деле кадастровая стоимость стала архивной, суд устанавливает, что она подлежит учету в Едином государственном реестре недвижимости с даты внесения ее в реестр по дату окончания применения ее результатов.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Богачука Виктора Никодимовича, Евсеева Юрия Ильича, Захаровой Ольги Викторовны удовлетворить.
Установить по состоянию на 7 мая 2020 года кадастровую стоимость объекта недвижимости: назначение – нежилое здание, наименование – нежилое здание, площадью 1 462, 3 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 43 742 000 (сорок три миллиона семьсот сорок две тысячи) рублей на период с 22 мая 2020 года по 8 ноября 2021 года.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 10 февраля 2022 года.
Решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Щеголькова
Решение в окончательной форме изготовлено 1 апреля 2022 года