Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-184/2022 ~ М-167/2022 от 03.06.2022

56RS0004-01-2022-000373-83

Дело № 2а-184/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Александровка                                                       20 июня 2022 года

Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего - судьи Беймлера П.Ю.,

при секретаре судебного заседания Перетятько М.А.,

с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Александровского района Оренбургской области Сейткалиевой Р.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Александровского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Яфаровский сельсовет Александровского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по созданию маневренного жилищного фонда и возложении обязанности его создания,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Александровского района Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований района норм жилищного законодательства. В ходе проведенной проверки установлено, что вопреки правовым положениям жилищного законодательства Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», административным ответчиком надлежащих мер в рамках предоставленной законом компетенции по формированию на территории муниципального образования Яфаровский сельсовет Александровского района Оренбургской области муниципального маневренного жилищного фонда не принималось, что создает угрозу нарушения прав граждан на жилые помещения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также иных обстоятельств, предусмотренных положениями статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Яфаровский сельсовет Александровского района Оренбургской области по созданию маневренного фонда. Обязать ответчика создать маневренный жилищный фонд в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного истца - помощник прокурора Александровского района Оренбургской области в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным основаниям, просила суд их удовлетворить.

Административный ответчик, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил, возражений относительно заявленных требований в адрес суда не направил.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.

Заслушав представителя административного истца, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

В статье 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

Статьями 4, 15 Конституции Российской Федерации установлено, что Конституция Российской Федерации и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также принимают решения местного значения.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов местного самоуправления.

Частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7), и закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище (ч. 1 ст. 40).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

На основании части 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В статье 4 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» указано, что за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 1.1, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи Федерального закона от 6 ноября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

По смыслу приведенных положений законов и, исходя из содержания пункта 6 статьи 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», разрешение вопросов обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством закреплено за сельскими поселениями.

В соответствии со ст. 5 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 года № 2733/489-111-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется структурным подразделением либо должностным лицом органа местного самоуправления, уполномоченными главой муниципального образования (далее уполномоченный орган).

В соответствии с частью 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно содержанию частей 1, 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения маневренного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Из положений статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции закона, следует, что жилые помещения маневренного фонда предназначаются для именного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

Согласно Определению Конституционного суда РФ от 05.03.2009 года № 376-О-П в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.

Из материалов административного дела следует, что прокуратурой Александровского района Оренбургской области проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования Яфаровский сельсовет Александровского района Оренбургской области жилищного законодательства в части создания маневренного фонда на территории муниципального образования, в ходе которой установлено, что маневренный жилищный фонд на момент проведения проверки на территории данного сельсовета отсутствует.

Из системного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования Яфаровский сельсовет Александровского района Оренбургской области, порядок предоставления жилых помещений этого фонда на территории сельских поселений относятся к компетенции органов местного самоуправления данного муниципального образования.

Аналогичные выводы содержатся, например, в Кассационном определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 06.08.2020 № 88а-16789/202.

В ходе рассмотрения дела судом установлено и подтверждено материалами дела, что в нарушение вышеизложенных норм на территории муниципального образования Яфаровский сельсовет Александровского района Оренбургской области маневренный жилищный фонд отсутствует, что нарушает права неопределенного круга лиц.

У администрации указанного муниципального образования не имеется какой-либо программы, направленной на защиту жилищных прав граждан, утративших единственное жилье в результате пожара, а также по иным основаниям, указанным в 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Доказательств устранения выявленных прокуратурой района нарушений исполнения органом местного самоуправления муниципального образования района норм жилищного законодательства стороной ответчика в судебное заседание не представлено.

Вместе с тем отсутствие маневренного жилищного фонда нарушает конституционное право граждан на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции Российской Федерации.

Ответчиком надлежащих мер по исполнению требований законодательства не принималось, что расценивается судом как неправомерное бездействие, которое влечет возложение на него обязанности по созданию маневренного фонда, поскольку в связи с неисполнением закона создается угроза нарушения права граждан на жилище в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

Руководствуясь ст. ст. 175, 178–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Александровского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Яфаровский сельсовет Александровского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по созданию маневренного жилищного фонда и возложении обязанности его создания, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Яфаровский сельсовет Александровского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по созданию муниципального маневренного жилого фонда на территории муниципального образования Яфаровский сельсовет Александровского района Оренбургской области.

Обязать администрацию муниципального образования Яфаровский сельсовет Александровского района Оренбургской области приобрести в собственность муниципального образования Яфаровский сельсовет Александровского района Оренбургской области не менее 1 жилого помещения, включив его в категорию жилых помещений маневренного фонда и в реестр муниципальной собственности, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                                          П.Ю. Беймлер

Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2022 года.

2а-184/2022 ~ М-167/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Александровскакого района
Ответчики
Администрация Яфаровского сельсовета
Суд
Александровский районный суд Оренбургской области
Судья
Беймлер П.Ю.
Дело на сайте суда
aleksandrovsky--orb.sudrf.ru
03.06.2022Регистрация административного искового заявления
03.06.2022Передача материалов судье
06.06.2022Решение вопроса о принятии к производству
06.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2022Судебное заседание
21.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2022Дело оформлено
07.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее