Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-57/2024 (2а-651/2023;) ~ М-616/2023 от 29.11.2023

Дело № 2а-57/2024

44RS0006-01-2023-0000845-41

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Антропово                                                                                            «10» января 2024 года

Костромская область

Галичский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Копалыгиной В.С.,

при секретаре Моревой М.А.,

с участием представителя административного истца – прокурора Антроповского района Немова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Антроповского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

                Прокурор Антроповского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации. Просил признать информацию, размещенную на интернет-страницах, расположенных по адресам: https://www.youtube.com/watch?v=gQO6xXqk2rI

https://www.youtube.com/watch?v=F_2vkIvcveQ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение просил обратить к немедленному исполнению, поскольку замедление исполнения этого решения в силу незаконности содержащейся на сайтах информации может нанести значительный ущерб публичным и частным интересам.

Данные исковые требования мотивировал следующим. Прокуратурой Антроповского района проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В ходе проверки установлено, что на страницах интернет-сайтов расположенных по адресам: https://www.youtube.com/watch?v=gQO6xXqk2rI

https://www.youtube.com/watch?v=F_2vkIvcveQ информация, описывающая ценности преступного мира, пропаганду преступного и криминального образа поведения, воровских и тюремных понятий, соблюдения «воровского кодекса», направленное на формирование молодежной криминальной субкультуры «АУЕ» (арестантский уклад един, арестантское уркаганское единство).

Владельцы сайта, авторы размещенной на нем информации прокурором не установлены.

На указанных сайтах содержится информация, в том числе в виде видеоматериалов, описывающая ценности преступного мира, пропаганду преступного и криминального образа поведения, воровских и тюремных понятий соблюдения «воровского кодекса», направленное на формирование молодежной криминальной субкультуры «АУЕ» (арестантский уклад един, арестантское уркаганское единство). Данное движение пропагандирует насилие, жестокость и антиобщественное поведение, ценности преступного мира, криминального образа поведения, воровских и тюремных понятий, соблюдения «воровского кодекса», направленное на формирование молодежной субкультуры «АУЕ» (арестантский уклад един, арестантское уркаганское единство), возбуждение социальной розни, пропаганда исключительности, превосходства приверженцев криминальной субкультуры; совершение преступлений по мотивам идеологической ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении сотрудников правоохранительных органов, публичные призывы к осуществлению указанных деяний (призывы к совершению насилия и убийства в отношении сотрудников органов внутренних дел).

Согласно ст. 9 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее Закон № 114-ФЗ) в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и описание символики указанных объединений, организаций подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции в сфере регистрации общественных и религиозных объединений, иных организаций. Указанный перечень также подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с перечнем НКО, ликвидированных в соответствии с Законом № 114-ФЗ, размещенном на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Министерства юстиции РФ международное общественное движение «Арестантское уголовное единство» (другие используемые наименования «Арестантский уклад един», «Арестантское уркаганское единство», АУЕ, А.У.Е.) ликвидировано на основании решения Верховного Суда РФ от 17.08.2020 и дополнительного решения Верховного Суда РФ от 02.10.2020 (п. 78 перечня).

Статьей 12 Закона № 114-ФЗ запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремисткой деятельности. В случае если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремисткой деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи.

Сообразно подпункту «е» пункта 27 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президиумом РФ 28.11.2014г. № Пр-2753) к основным направлениям государственной политики по противодействию экстремизму относится проведение мониторинга девиантного поведения молодежи, анализа деятельности молодежных субкультур в целях выявления фактов распространения экстремисткой идеологии.

Таким образом, преступное явление, которое изменяется, приобретая новые формы, быстро реагируя на процессы, происходящие в обществе и государстве. В этой связи, с учетом выделенных тенденций формирования молодежных субкультур экстремистского толка и использования новых механизмов формирования экстремистских установок у несовершеннолетних при вовлечении подростков в экстремистскую и около экстремистскую деятельность необходимо оперативное выявление в сети Интернет организаций и групп с описанными выше характеристиками с целью их последующего блокирования.

В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, оправдывающая противоправное поведение.

Статьей 282.1. Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за создание экстремистского сообщества, склонение, вербовку или вовлечение в него, участие в нем.

Следствием этого является то, что те, кто причисляет себя к этому движению, могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 282.1 УК РФ

В связи с изложенным, наличие на интернет-страницах вышеуказанной информации и последующее предоставление технической возможности доступа к запрещенной законом информации и доступность данной информации неограниченному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним порождает условия для нарушения законодательства с использованиям ресурсов сети «Интернет».

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов страны и безопасности государства, других лиц, обеспечения обороны.

В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ, в целях ограничения доступа граждан к интернет-страницам расположенным по адресам: https://www.youtube.com/watch?v=gQO6xXqk2rI

https://www.youtube.com/watch?v=F_2vkIvcveQ

необходимо внести данные страницы в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 года №228 полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.

На момент проверки адреса указанных страниц сайтов, на которых размещена рассматриваемая информация, в едином реестре отсутствует.

Со ссылкой на требования части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В связи с вышеизложенным, доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт. Распространение указанной информации пропагандирует насилие, жестокость и антиобщественное поведение, направлено на вовлечение несовершеннолетних и молодежи в криминальную субкультуру «АУЕ».

Таким образом, указанная на данных сайтах информация является запрещенной для распространения на территории Российской Федерации.

Представитель административного истца – прокурора Антроповского района Немов А.Н. в судебном заседании уточнил заявленные исковые требования, просил суд о признании информации, расположенной на сайте по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=F_2vkIvcveQ, запрещенной к распространению на территории РФ.

Административный ответчик по делу не установлен.

Представитель заинтересованного лица – Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился. И.о. руководителя Управления Роскомнадзора по Костромской области Серебрякова А.С. в отзыве относительно заявленных Антроповским районным прокурором административных исковых требований просила рассмотреть дело без участия представителя Управления. Данное ходатайство судом удовлетворено, дело рассмотрено без участия представителя Управления. Против удовлетворения административных исковых требований не возражал.

               И.О. руководителя управления Серебрякова А.С. указала в отзыве, что на момент его подписания на Интернет-ресурсах: https://www.youtube.com/watch?v=gQO6xXqk2rI

https://www.youtube.com/watch?v=F_2vkIvcveQ

размещена информация, описывающая ценности преступного мира, пропаганду преступного и криминального образа поведения, воровских и тюремных понятий, соблюдения «воровского кодекса», направленное на формирование молодежной криминальной субкультуры «АУЕ». Данные интернет–ресурсы в Единый реестр не включены.

Выслушав прокурора Антроповского района Немова А.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации.

На основании п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается, в том числе на принципе установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Частью 1 ст. 9 названного Федерального закона установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как следует из ст. 10 этого Федерального закона, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. При этом запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст.15 данного Федерального закона).

В силу ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В реестр включаются:

      1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

      2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения в реестр указанных сведений является, помимо прочего, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 года № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» отнесены к компетенции Роскомнадзора.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее Закон № 114-ФЗ) в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и описание символики указанных объединений, организаций подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции в сфере регистрации общественных и религиозных объединений, иных организаций. Указанный перечень также подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

В соответствии с перечнем НКО, ликвидированных в соответствии с Законом № 114-ФЗ, размещенном на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Министерства юстиции РФ международное общественное движение «Арестантское уголовное единство» (другие используемые наименования «Арестантский уклад един», «Арестантское уркаганское единство», АУЕ, А.У.Е.) ликвидировано на основании решения Верховного Суда РФ от 17.08.2020 и дополнительного решения Верховного Суда РФ от 02.10.2020 (п. 78 перечня).

Статьей 12 Закона № 114-ФЗ запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремисткой деятельности. В случае если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремисткой деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи.

Сообразно подпункту «е» пункта 27 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президиумом РФ 28.11.2014г. № Пр-2753) к основным направлениям государственной политики по противодействию экстремизму относится проведение мониторинга девиантного поведения молодежи, анализа деятельности молодежных субкультур в целях выявления фактов распространения экстремисткой идеологии.

Таким образом, преступное явление, которое изменяется, приобретая новые формы, быстро реагируя на процессы, происходящие в обществе и государстве. В этой связи, с учетом выделенных тенденций формирования молодежных субкультур экстремистского толка и использования новых механизмов формирования экстремистских установок у несовершеннолетних при вовлечении подростков в экстремистскую и около экстремистскую деятельность необходимо оперативное выявление в сети Интернет организаций и групп с описанными выше характеристиками с целью их последующего блокирования.

В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, оправдывающая противоправное поведение.

Статьей 282.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за создание экстремистского сообщества, склонение, вербовку или вовлечение в него, участие в нем.

Следствием этого является то, что те, кто причисляет себя к этому движению, могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 282.1 УК РФ

В связи с изложенным, наличие на интернет-страницах вышеуказанной информации и последующее предоставление технической возможности доступа к запрещенной законом информации и доступность данной информации неограниченному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним порождает условия для нарушения законодательства с использованиям ресурсов сети «Интернет».

В ходе судебного заседания установлено, на сайтах сети «Интернет»: https://www.youtube.com/watch?v=gQO6xXqk2rI

https://www.youtube.com/watch?v=F_2vkIvcveQ

размещена информация, описывающая ценности преступного мира, доступных для неопределенного круга лиц, размещена информация, описывающая ценности преступного мира, пропаганду преступного и криминального образа поведения, воровских и тюремных понятий, соблюдения «воровского кодекса», направленное на формирование молодежной криминальной субкультуры «АУЕ» (арестантский уклад един, арестантское уркаганское единство).

Данное движение пропагандирует насилие, жестокость и антиобщественное поведение, ценности преступного мира, криминального образа поведения, воровских и тюремных понятий, соблюдения «воровского кодекса», направленное на формирование молодежной субкультуры «АУЕ» (арестантский уклад един, арестантское уркаганское единство), возбуждение социальной розни, пропаганда исключительности, превосходства приверженцев криминальной субкультуры; совершение преступлений по мотивам идеологической ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении сотрудников правоохранительных органов, публичные призывы к осуществлению указанных деяний (призывы к совершению насилия и убийства в отношении сотрудников органов внутренних дел). В связи с изложенным, наличие на интернет-страницах вышеуказанной информации и последующее предоставление технической возможности доступа к запрещенной законом информации и доступность данной информации неограниченному кругу лиц нарушает права граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве, может привести к нарушению публичных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, формированию в обществе мнения о возможности безнаказанного совершения преступлений.

Указанные обстоятельства в судебном заседании подтверждены справкой заместителя прокурора Антроповского района о результатах проверки исполнения законодательства от 19.11.2023г., скриншотами с сайтов от 20.11.2023г., а также отзывом Управления Роскомнадзора по Костромской области от 09.01.2024 года.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

    При таких обстоятельствах, по мнению суда, административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению, информация, размещенная на сайтах: https://www.youtube.com/watch?v=gQO6xXqk2rI

https://www.youtube.com/watch?v=F_2vkIvcveQ

информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна быть признана запрещенной к распространению на территории РФ с внесением соответствующих сведений в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Антроповского района удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на сайтах:

https://www.youtube.com/watch?v=gQO6xXqk2rI

https://www.youtube.com/watch?v=F_2vkIvcveQ

информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории РФ.

Решение суда является основанием для включения сведений в отношении сайтов, расположенных по адресам:

            https://www.youtube.com/watch?v=gQO6xXqk2rI

            https://www.youtube.com/watch?v=F_2vkIvcveQ

в Единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Обратить данное решение суда к немедленному исполнению путем направления копии указанного судебного акта в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области (156010, Костромская область, г. Кострома, пер. Кадыевский д.4).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                                                                                                                  В.С. Копалыгина

Мотивированное решение изготовлено

«10» января 2024 года.

Судья________________ В.С. Копалыгина

2а-57/2024 (2а-651/2023;) ~ М-616/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Антроповского района
Другие
Управление Роскомнадзора по Костромской области
Суд
Галичский районный суд Костромской области
Судья
Копалыгина В.С.
Дело на сайте суда
galichsky--kst.sudrf.ru
29.11.2023Регистрация административного искового заявления
29.11.2023Передача материалов судье
29.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
29.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2024Судебное заседание
10.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2024Дело оформлено
13.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее