Дело № 2а-590/2022
74RS0028-01-2022-000033-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2022 года Копейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Цивилевой Е.С.,
при секретаре Шеломенцевой Т.О.,
с участием прокурора Звонарева А.И., административного ответчика Устюжанина К.Г., представителя административного ответчика Себельдина Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Отдела МВД России по г. Копейску Челябинской области к Устюжанину К.Г. об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
Отдел МВД России по г. Копейску Челябинской области (далее по тексту - ОМВД России по г. Копейску) обратился в суд с административным иском к Устюжанину К.Г. об установлении административного надзора. В обоснование заявленных требований указано, что 09 марта 2011 года Устюжанин К.Г. осужден Верх-Исетским районным судом г. Екатеринбурга по пп. "б, в" ч. 4 ст. 162 Уголовного кодекса Российской Федерации к 8 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. Освобожден 05 октября 2018 года по отбытии срока наказания. Решением Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 19 июля 2018 года в отношении Устюжанина К.Г. установлен административный надзор сроком на 3 года. Решением от 20 февраля 2020 года, утвержденным начальника ОМВД России по г. Копейску, административный надзор в отношении Устюжанина К.Г. прекращен в связи с осуждением по приговору Петуховского районного суда Курганской области от 13 февраля 2020 года. Поскольку Устюжанин К.Г., имея непогашенную и неснятую судимость, совершил в период нахождения под административным надзором преступления, просит установить осужденному Устюжанину К.Г. административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, то есть на 3 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, со следующими административными ограничениями: обязательная явка два раз в месяц в Отдел МВД России по месту жительства или пребывания для регистрации; запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 21 часа 00 минут до 06 часов 00 минут; запрет выезда за установленные судом пределы территории (л.д. 4-5).
Представитель административного истца ОМВД России по г. Копейску Костромитина С.А. в судебное заседание не явилась, извещена, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 24, 26).
Административный ответчик Устюжанин К.Г., его представитель Себельдин Я.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения административных исковых требований. Указали, что при освобождении из мест лишения свободы Устюжанину К.Г. административный надзор установлен не был, в период после освобождения до настоящего времени он административные правонарушения не совершал, трудоустроен. Установление административного надзора с административными ограничениями в отношении Устюжанина К.Г. будет нарушать его права, поскольку он работает до 23 часов.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного истца.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Звонарева А.И., полагавшего необходимым удовлетворить административное исковое заявление ОМВД России по г. Копейску, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"), административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 настоящей статьи).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установление ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в силу положений Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" является обязательным.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В судебном заседании установлено, что 09 марта 2011 года Устюжанин К.Г. осужден Верх-Исетским районным судом г. Екатеринбурга по пп. "б, в" ч. 2 ст. 162 Уголовного кодекса Российской Федерации к 8 годам 6 месяцам лишения свободы. Приговор вступил в законную силу 17 июня 2011 года (л.д. 6-14).
Решением Тагилстроевского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 19 июля 2018 года в отношении Устюжанина К.Г.. установлен административный надзор сроком на 3 года, со следующими административными ограничениями: запрет пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут; обязательная явка 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрет выезда за пределы Челябинской области без соответствующего разрешения органов внутренних дел (л.д. 15).
13 февраля 2020 года Устюжанин К.Г. осужден Петуховским районным судом Курганской области по п. "б" ч. 2 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации к 1 году 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д. 17-18).
Решением от 20 февраля 2020 года, утвержденным начальником ОМВД России по г. Копейску В.А.В., административный надзор в отношении Устюжанина К.Г. прекращен в связи с осуждением по приговору Петуховского районного суда Курганской области от 13 февраля 2020 года (л.д. 16).
В силу ч. 3 ст. 15 Уголовного кодекса Российской Федерации преступление, предусмотренное п. "в" ч. 2 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, относятся к категории преступлений средней тяжести.
В соответствии с п. "в" ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, срок погашения судимости за совершение преступления средней тяжести составляет три года.
В п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" разъяснено, что в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (ч. 1 ст. 5 Закона об административном надзоре, ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусмотрено, что административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Поскольку, в силу приведенных выше положений Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", а также руководящих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, основанием для установления в отношении Устюжанина К.Г. административного надзора является наличие неснятой (непогашенной) судимости за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, предусмотренного п. "в" ч. 2 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что следует установить Устюжанину К.Г. административный надзор, исходя из срока для погашения судимости за упомянутое преступление, то есть на три года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Петуховского районного суда Курганской области от 13 февраля 2020 года.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусмотрено запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток без каких-либо исключений.
Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные пп. 3, 4 и 5 ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи со следующими исключительными личными обстоятельствами, которые могут быть связаны, в том числе, и с решением вопросов трудоустройства.
Таким образом, с учетом данных о личности осужденного, который трудоустроен, имеет график работы с 08 часов 00 минут до 23 часов 00 минут, положительно характеризуется (л.д. 35, 36), его поведения в период после отбывания наказания, суд приходит к выводу об установлении в отношении Устюжанина К.Г. административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток, то есть с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня.
В силу абз. 10 п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 15 от 16.05.2017 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Учитывая, что Устюжанин К.Г. проживает на территории Челябинской области, следует назначить ему административное ограничение в виде запрещения выезда за пределы Челябинской области.
Для предупреждения совершения Устюжаниным К.Г. преступлений и других правонарушений, в целях защиты общественных интересов и интересов граждан, в отношении него должен быть установлен административный надзор на срок 3 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, со следующими административными ограничениями: запрет пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток, то есть с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня; запрет выезда за пределы Челябинской области; обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Указанные меры соответствуют целям и задачам административного надзора - недопущения совершения Устюжаниным К.Г. новых правонарушений, оказания помощи в возвращении, приобретении необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе с соблюдением норм права. Кроме того, указанные меры соответствуют перечню ограничений прав и свобод, применяемых при установлении и осуществлении административного надзора, установленного ст. 4 Закона об административном надзоре.
Установленные в отношении Устюжанина К.Г. ограничения являются временными ограничениями прав и свобод лица, освобождаемого из мест лишения свободы, и не могут быть истолкованы как не соответствующие ст. 55 Конституции Российской Федерации, международным договорам о правах человека, поскольку установлены Федеральным законом именно в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180, 273, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Отдела МВД России по г. Копейску Челябинской области к Устюжанину К.Г. об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении Устюжанина К.Г., ДАТА года рождения, уроженца МЕСТО РОЖДЕНИЯ, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, 3 (три) года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить в отношении Устюжанина К.Г. административные ограничения:
- запрет пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток, то есть с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня;
- запрет выезда за пределы территории Челябинской области;
- обязательная явка 2 (два) раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органах внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Копейский городской суд Челябинской области в течение десяти дней со дня его вынесения.
Председательствующий: