Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате при помощи компьютера
Дело №а-20-2024
46RS0№-20
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес>
<адрес> 05 января 2024 года
Судья Прохорова Л.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к ФИО1 сельского совета <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к определению перечня концессионного соглашения,
у с т а н о в и л:
В порядке ст. 39 КАС РФ прокурор <адрес> в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что по поручению прокуратуры <адрес> проведен мониторинг исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе при заключении концессионных соглашений, в ходе которого в деятельности ФИО1 сельсовета <адрес> выявлены нарушения в названной области. Проведенным прокуратурой района мониторингом установлено, что в нарушение требований законодательства ФИО1 сельсовета до 1 февраля текущего календарного года перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, не утвержден и на официальном сайте ФИО1 данного сельсовета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещен.
Полагает, что непринятие мер должностными лицами органа местного самоуправления в рассматриваемых сферах не соответствует требованиям действующего законодательства, может создавать субъектам инвестиционной деятельности дополнительные административные барьеры в части предоставления муниципальных услуг, что, в свою очередь, влечет неисполнение государством одной из важнейших задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции.
Считает, что указанные нарушения допущены вследствие недобросовестного отношения к своим функциональным обязанностям должностных лиц ФИО1, при отсутствии должного контроля со стороны руководства ФИО1 - Главы сельсовета. Данные обстоятельства послужили основанием для внесения прокуратурой района представления от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы ФИО1 сельсовета. Согласно полученному ответу акт прокурорского реагирования рассмотрен по существу и удовлетворен. Вместе с тем, по результатам проведённой проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что указанные нарушения фактически не устранены, требования прокуратуры не исполнены.
Просит признать бездействие ФИО1 сельского совета <адрес>, выразившееся в непринятии мер к определению перечня объектов концессионного соглашения, незаконным; ФИО1 сельского совета <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ проанализировать наличие объектов, находящихся в муниципальной собственности, в отношении которых возможно заключение концессионных соглашений, и принять меры по утверждению данного перечня объектов и его размещению на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ФИО1.
В силу ч. 2 ст. 291 КАС РФ настоящее дело рассмотрено судом в порядке упрощённого (письменного) производства в отсутствие сторон.
Изучив письменные материалы административного дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а также инвестиционной деятельности, регулируются кроме Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ № 209-ФЗ и Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от ДД.ММ.ГГГГ № 39-ФЗ (далее - Федеральный закон №-Ф3).
Согласно ст. 6 Федерального закона № 209-ФЗ одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Федеральный закон №-Ф3 определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
В соответствии ст. 1 Федерального закона «О концессионных соглашениях» от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) с последующими изменениями, для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, предусмотрено заключение концессионных соглашений, а также установление гарантий прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.
Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ определен перечень объектов концессионного соглашения, к которым в частности относятся: объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии; объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем; объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для социально-культурного назначения; объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения; объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов; объекты коммунальной инфраструктуры или объекты коммунального хозяйства; объекты социального обслуживания граждан; объекты газоснабжения и т.д.
Целями концессионного механизма являются привлечение инвестиций в экономику РФ, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, повышение качества обслуживания потребителей.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года ФИО1 утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению органами местного самоуправления на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Указанный перечень носит информационный характер. Отсутствие в перечне какого-либо объекта не является препятствием для заключения концессионного соглашения с лицами, выступающими с инициативой о заключении концессионного соглашения.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Основными принципами противодействия коррупции в Российской Федерации, согласно ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ, являются, в том числе, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
По делу установлено, что прокуратурой <адрес> проведен мониторинг исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе при заключении концессионных соглашений, в ходе которого в деятельности ФИО1 сельсовета <адрес> выявлены нарушения в названной области.
Так, никем не оспаривается и подтверждается имеющимися материалами дела, что проведенным прокуратурой района мониторингом установлено, что в нарушение требований законодательства ФИО1 сельсовета до 1 февраля текущего календарного года перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, не утвержден и на официальном сайте ФИО1 данного сельсовета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещен.
В связи с тем, что указанные нарушения допущены вследствие недобросовестного отношения к своим функциональным обязанностям должностных лиц ФИО1, при отсутствии должного контроля со стороны руководства ФИО1 - Главы сельсовета, прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы ФИО1 сельсовета <адрес> внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Однако, по делу установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сельсовета <адрес> указанные нарушения не устранены, требования прокуратуры не исполнены.
В этой связи суд приходит к выводу, что бездействие ФИО1 сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер к определению перечня концессионного соглашения, является незаконным, а непринятием должностными лицами органа местного самоуправления мер в рассматриваемых сферах могут создаваться субъектам инвестиционной деятельности дополнительные административные барьеры в части предоставления муниципальных услуг, что, в свою очередь, влечет неисполнение государством одной из важнейших задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции, и, соответственно, нарушение ФИО1 прав неопределенного круга лиц.
В силу положений ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.
Учитывая изложенное, и, исходя из того, что требования прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения ФИО1 сельсовета <адрес> не выходят за рамки предоставленных ему законом полномочий, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 9 статьи 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), ФИО1 устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В силу ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, резолютивная часть решения должна содержать указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В соответствии со ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 294 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░░1.
░░░1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░