Дело № 2а-632/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Елизово Камчатский край 8 мая 2024 года
Елизовский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Кошелева П.В.,
при секретаре Минеевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" к судебному приставу-исполнителю Слукиной М.А. о признании незаконным требования судебного пристава-исполнителя,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" (далее по тексту – ФГБУ "Рослесинфорг") обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Елизовского РОСП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу Слукиной М.А. о признании требования незаконным.
В обоснование административного иска указало, что 26 января 2024 года в ФГБУ "Рослесинфорг" поступило требование судебного пристава-исполнителя Елизовского РОСП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу Слукиной М.А. от 11 января 2024 года № 41026/24/1622 об исполнении исполнительного листа от 18 мая 2020 года по делу № 2а-2604/2020, рассмотренному в Петропавловск-Камчатском городском суде. В требовании судебного пристава исполнителя указана ссылка на исполнительное производство № 179426/22/41026-ИП, которое согласно постановлению о замене стороны в исполнительном производстве (правопреемство) от 30 ноября 2023 года № 41026/23/784606 возбуждено по делу № 2а-2601/2020. Соответственно ссылка в требовании должностного лица на номер дела 2а-2604/2020 указан ошибочно. Также ошибочно в требовании указана ссылка на определение Петропавловск-Камчатского городского суда от 4 апреля 2022 года по делу № 2а-2604/2020 (13а-964/2022), поскольку данное определение и определение апелляционной инстанции отменены определением Девятого кассационного суда от 9 января 2023 года по делу № 88а-067/2023. Между тем, обязанность по выполнению лесоустройства на землях лесного фонда в порядке правопреемства возложена на ФГБУ "Рослесинфорг" определением Петропавловск-Камчатского городского суда от 26 апреля 2023 года, в тексте которого и в резолютивной части определения номер исполнительного производства 179425/41026-ИП указан также ошибочно. Исходя из вышеизложенного, исполнительное производство № 179426/22/41026-ИП возбуждено по итогам рассмотрения дела № 2а-2601/2020.
Требование судебного пристава-исполнителя от 11 января 2024 года со сроком исполнения требований исполнительного листа до 5 марта 2024 года административный истец полагает незаконным, поскольку в соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 05 августа 2022 года № 510, вступившей в силу с 01 марта 2023 года, минимальный срок проведения таксации лесов составляет один год, если имеются результаты подготовительных работ на площадь, не меньшую площади полевых работ. Сроки выполнения таксации лесов, включающие в себя сроки исполнения судебных актов и требований судебного пристава-исполнителя, должны учитывать также сроки на формирование плана проведения лесоустройства, формирование государственного задания для бюджетного учреждения, обеспечение финансирования выполнения государственного задания. Учитывая, что обязанность по выполнению таксации лесов возникла у административного истца в 2023 году, установленный требованием от 11 января 2024 года срок не является разумным.
Определением суда от 8 февраля 2024 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечен Камчатский межрайонный природоохранный прокурор.
Представитель административного истца в судебном заседании участия не принимал, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, назначенного на 11 часов 00 минут 6 марта 2024 года, в связи с тем, что хотели бы лично принимать участие в судебном заседании и давать пояснения по существу.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Елизовского РОСП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу Куриленко О.И. в судебном заседании участия не принимала, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу своего представителя в судебное заседание не направили, мнения по иску не представили.
Заинтересованное лицо – Камчатский межрайонный природоохранный прокурор в судебном заседании участия не принимал, ранее просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменном отзыве на иск полагал, что требование судебного пристава-исполнителя, направленное на обеспечение исполнения судебного решения (с учетом истечения установленного судом срока исполнения обязанности), само по себе не может нарушать прав и законных интересов должника, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Определением суда от 6 марта 2024 года производство по административному делу было приостановлено до рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по административному иску Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Агентству лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
22 апреля 2024 года в адрес Елизовского районного суда Камчатского края поступила копия определения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 6 марта 2024 года о предоставлении ФГБУ "Рослесинфорг" до 31 декабря 2026 года отсрочку исполнения решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 18 мая 2020 года по административному делу по административному иску Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Агентству лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края о признании незаконным бездействия по не проведению лесоустройства путем таксации лесов на территории Корякского лесничества Камчатского края, возложении обязанности в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу провести лесоустройство путем таксации лесов на территории Корякского лесничества Камчатского края.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства (далее по тексту – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, копии материалов дел №№ 2а-2601/2020, 2а-2604/2020, суд приходит к следующему.
Административным истцом оспаривается требование судебного пристава-исполнителя Слукиной М.А., от 11 января 2024 года № 41026/24/7622, которое административный истец полагает незаконным.
Изучив материалы дела, материалы исполнительного производства № 1794269/22/41026-ИП, суд приходит к следующему выводу.
Одной из задач административного судопроизводства, закрепленной в пункте 2 статьи 3 КАС РФ, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Часть 1 статьи 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
Согласно позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 27 сентября 2018 года № 2486-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В. на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 194 и частью 2 статьи 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения задачи защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела и материалов исполнительного производства № 179426/22/41026-ИП, 11 января 2024 года судебным приставом-исполнителем в адрес административного истца направлено требование об исполнении требований исполнительного листа в срок до 5 марта 2024 года (л.д. 187-188, 189 ИП).
Определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 6 марта 2024 года по заявлению административного истца, ФГБУ "Рослесинфорг" предоставлена отсрочка исполнения решения Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 18 мая 2020 года по административному делу по административному иску Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Агентству лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края о признании незаконным бездействия по не проведению лесоустройства путем таксации лесов на территории Корякского лесничества Камчатского края, возложении обязанности в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу провести лесоустройство путем таксации лесов на территории Корякского лесничества Камчатского края до 31 декабря 2026 года.
Согласно части 2 статьи 225 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Часть 2 статьи 194 КАС РФ предусматривает право суда прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, закон связывает удовлетворение требований об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, с наличием одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица или органа (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Необходимость в восстановлении нарушенных прав, является обязательным условием для удовлетворения заявления о признании незаконными действий и решений публичного органа и рассмотрения административного дела по существу. Отсутствие указанных обстоятельств является основанием для прекращения производства по делу.
Административным истцом оспаривается требование судебного пристава-исполнителя Слукиной М.А. от 11 января 2024 года № 41026/24/7622, которое административный истец полагает незаконным.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что оспариваемое административным истцом требование перестало затрагивать права и интересы административного истца – ФГБУ "Рослесинфорг", поскольку судом, вынесшим решение по существу дела, предоставлена значительная по времени отсрочка исполнения решения суда. В настоящее время доказательств реального нарушения прав административного истца суду, рассматривающему административное дело о признании требования судебного пристава-исполнителя незаконным, не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в настоящее время нарушения прав и законных интересов административного истца не имеется, следовательно, отсутствует предмет административного спора, что в свою очередь является основанием для прекращения производства по делу по части 2 статьи 194 КАС РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 2 статьи 194 КАС РФ, суд
определил:
Производство по административному делу № 2а-632/2024 по административному иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" к судебному приставу-исполнителю Слукиной М.А. о признании незаконным требования судебного пристава-исполнителя – прекратить.
Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение пятнадцати дней со дня вынесения.
Судья | подпись | П.В. Кошелев | ||||
<данные изъяты> | ||||||
<данные изъяты> | ||||||
<данные изъяты> | <данные изъяты> |