31RS0002-01-2023-000926-44 № 2а-1441/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Белгород |
03 мая 2023 года |
Белгородский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Лозовой Т.Н.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Донсковой В.В.,
с участием: помощника прокурора Белгородского района
Мозговой О.В.,
представителя ответчика Коссовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Белгородского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Беломестненского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области, в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения в организации дорожной деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Белгородского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным иском к администрации Беломестненского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области, в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения в организации дорожной деятельности, в котором просил:
- признать незаконным бездействие администрации Беломестненского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области, выразившееся в ненадлежащей организации строительства и содержания дороги (проезда) на территории Беломестненского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области, а именно по адресу: (адрес обезличен)
- возложить обязанность на администрацию Беломестненского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области поставить на государственный кадастровый учет автомобильную дорогу по адресу: (адрес обезличен) а также зарегистрировать на неё право муниципальной собственности.
- возложить обязанность на администрацию Беломестненского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области произвести оценку и диагностику технического состояния автомобильной дороги по адресу: (адрес обезличен), с определением категорирования.
- возложить обязанность на администрацию Беломестненского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области произвести паспортизацию автомобильной дороги по адресу: (адрес обезличен)
- возложить обязанность на администрацию Беломестненского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» дорожное покрытие проезжей части участка автомобильной дороги по адресу: (адрес обезличен)
- возложить обязанность на администрацию городского поселения «Поселок Разумное» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области привести в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» обустроить тротуар автомобильной дороги по адресу: (адрес обезличен)
- возложить обязанность на администрацию городского поселения «Поселок Разумное» муниципального района «Белгородский район» Белгородской области в течение одного месяца с даты окончания исполнения обязательства сообщить об исполнении решения суда прокурору Белгородского района и в Белгородский районный суд Белгородской области.
В обоснование иска указал, что 09.06.2022 Прокуратурой Белгородского района после проверки выявлено ненадлежащее состояние автомобильной дороги по адресу: (адрес обезличен) (отсутствие твердого покрытия). В адрес главы вынесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, выразившихся в несоответствии спорного участка дороги требованиям ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017) и требованиям Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196—ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ».
ОМВД Росси по Белгородскому району проведено обследование спорного участка дороги, в результате которого установлено отсутствие асфальтобетонного покрытия на нем, что свидетельствует о нарушении требований ГОСТ Р 50597-2017 и не обеспечивает безопасный проезд по нему оперативных служб и других участников дорожного движения.
По итогам проверки 01.06.2022 года ОМВД Росси по Белгородскому району в адрес заместителя главы администрации Белгородского района вынесено представление об устранении причин и условий способствующих совершению ДТП, рассмотрев вопрос о строительстве проезда, по адресу: (адрес обезличен)
В нарушение норм действующего законодательства паспортизация и оценка технического состояния спорного участка дороги не проводились, автодорога не отнесена к какой-либо категории, проект организации дорожного движения не разработан и не утвержден, дорога на кадастровый учет не поставлена, право собственности на нее не зарегистрировано. Отсутствие дорожного покрытия на спорном участке муниципальной дороги; необеспечение администрацией муниципального района безопасности дорожного движения; непринятие мер к своевременному решению вопросов строительства и надлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования в границах муниципального образования создают угрозу жизни и безопасности неопределенного круга лиц- участников дорожного движения, что свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления.
В судебном заседании административный истец поддержал требования административного иска по изложенным в нем основаниям, просил его удовлетворить, против установления срока для устранения выявленных недостатков не возражал.
Представитель административного ответчика не возражал относительно удовлетворения требований. Указал, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Вместе с тем, перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Беломестненского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области утвержден соответствующим постановлением главы администрации. Согласно данному перечню, имеются автодороги, которым присвоены идентификационные номера, указана протяженность, ширина, категория и класс нагрузки. При этом, указанной в иске автомобильной догори не имеется, что подтверждается представленными в материалы дела документами градостроительного зонирования, выкопировкой из генплана. В случае, если суд придет к выводу об удовлетворении иска просил установить срок устранения недостатков – до конца 2024 года.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился, извещался своевременно и надлежаще, о чем имеются сведения в материалах дела о вручении судебной повестки посредством направления по адресу электронной почты, Представил ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. При принятии решения по делу полагался на усмотрение суда.
В соответствии со ст.ст.150, 151 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представитель заинтересованного лица.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным доказательствам, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1,2 ст. 46 Конституции РФ, ч.1 ст.4 КАС РФ, каждому гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а так же право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При этом, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). А бремя доказывания наличия самого факта незаконного решения, действия или бездействия, а также нарушения ими прав и свобод возложена на заявителя (ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ).
Таким образом, закон связывает удовлетворение требований об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, с наличием одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействий) должностного лица или органа (незаконности принятого ими постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 257-ФЗ).
На основании ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) (пункт 1);
ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (пункт 11);
содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1, 6 и 11 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них; осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание дорог, а также осуществление иных полномочий.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ.
В соответствии с п.1 ст. 8 Устава Беломестненского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области к вопросу местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что на местную администрацию, в данном случае – администрацию Беломестненского сельского поселения (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования ст. 34,37 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ) как орган местного самоуправления законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения - публичное полномочие, целью исполнения которого является, в том числе, обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и содержание.
Из материалов дела следует, согласно выкопировок из генерального плана Беломестненского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области в редакции от 2019 предусмотрены автомобильные дороги местного значения по указанному выше адресу, вместе с тем, автомобильной дороги (проезда), не имеется.
Согласно выкопировки из карты градостроительного зонирования и карты зон с особыми условиями использования территории Беломестненского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области спорный земельный участок, протяженностью 0,200 км расположен в территориальной зоне ТОП- «Зона территорий общего пользования». Автомобильная дорога отсутствует, что также подтверждается проектом организации дорожного движения на территории администрации Беломестненского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области».
Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Беломестненского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области утвержден постановлением главы администрации от 08.11.2021 г. № 725.
Согласно указанному перечню по указанному выше адресу имеются автодороги, которым присвоены идентификационные номера, указана протяженность, ширина, категория и класс нагрузки. При этом, автомобильной дороги, соединяющей указанные улицы не имеется.
Таким образом, автомобильная дорога по адресу: (адрес обезличен) не состоит на кадастровом учете, сведения в ЕГРН об указанной дороге отсутствуют, право муниципальной собственности на нее не зарегистрировано, оценка и диагностика технического состояния не проводилась, паспортизация не осуществлялась, что не оспаривалось представителем административного ответчика в суде, указавшего, что данные действия не проводились, поскольку такая обязанность на администрацию законом не возложена, поскольку данный участок местности представляет собой технический проезд между улицами и дорогой не является.
Вместе с тем, согласно выписке из публичной кадастровой карты в зоне автомобильной дороги по адресу: (адрес обезличен) расположены земельные участки, принадлежащие физическим лицам, с возведенными на них жилыми домами, поставленные на кадастровый учет.
Согласно сведений, содержащихся в выписках из ЕГРН, указанные земельные участки имеют размежеванные границы, поставлены на кадастровый учет и право собственности на них зарегистрировано за их владельцами.
Законность образования данных земельных участков и регистрации права собственности на них никем не оспорена.
В соответствии с ч.4 ст.11.9 Земельного Кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, то есть выделение земельных участков без образования подъездных путей к ним запрещено.
Земельный участок считается обеспеченным подъездными путями в случае, если к какой-либо из его границ подходят подъездные пути, предоставляя возможность въезда на этот земельный участок.
В зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом нп. 4. п. 7.5 "Методических рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства" (утв. Росземкадастром 17.02.2003)
При этом, согласно сведений публичной кадастровой карты и представленных фотоснимков выезды с данных земельных участков организованы на спорный проезд по адресу: (адрес обезличен) то есть фактически осуществляется на участок местности, не оборудованный твердым покрытием.
Неоднократно направлялись обращения с просьбами по организации строительства и ремонту дороги в спорном проезде автомобильной дороги по адресу: (адрес обезличен). Заявитель указывал, что с момента введения в эксплуатацию домовладений дорога отсутствует, в осенне-зимнее время проезд по указанной дороге невозможен, что создает угрозу неприбытия бригад скорой помощи, препятствия жителям в передвижении от своих домов, зимой данный участок не чистится снегоуборочной техникой.
Указанные заявителем обстоятельства подтверждаются материалами, представленными ОМВД России по Белгородскому району, которыми установлено отсутствие асфальтобетонного покрытия на данном земельном участке, что свидетельствует о нарушении требований ГОСТ Р 50597-2017 и не обеспечивает безопасный проезд по нему оперативных служб и других участников дорожного движения.
Административным ответчиком давался ответ на обращение, согласно которому сообщено, что письмо о включении строительства дороги в спорном проезде в пообъектный перечень программы «Апгрейд» на 2022 г. направлено для рассмотрения в Комитет ЖКХ, транспорта администрации Белгородского района.
Доказательств, свидетельствующих о получении ответа из комитета ЖКХ, принятия мер по обращению заявителя либо обоснованного отказа, административным ответчиком не представлено.
Из информации, направленной главой администрации Беломестненского с/п заместителю прокурора следует, что муниципальная программа «Совершенствование и развитие транспортной системы и дорожной сети Белгородского района» на 2023 год сформирована. Объемы работ по обустройству участка автомобильной дороги по пер. Луговому не предусмотрены. В связи с недостатком и перераспределением денежных средств, объемы работ по обустройству вышеуказанного участка дороги будут учтены при корректировке вышеуказанной муниципальной программы по итогам исполнения бюджета первого полугодия 2023 года.
Представителем административного ответчика в ходе судебного разбирательства по делу указано, что административным ответчиком на 2023-2024 год запланированы работы по обустройству проездного пути автомобильной дороги по адресу: (адрес обезличен) в твердом покрытии (исполнение временного проезда, определение сметной стоимости, экспертиза сметы). Строительно-монтажные работы запланированы на 2023-2024годы. Представление прокуратуры административным ответчиком не оспорено.
Доказательств, выполнения мероприятий, указанных в ответах, направленных на строительство дороги (определение сметной стоимости, экспертиза сметы, составление локального сметного расчета, направление необходимых документов на согласование проекта), суду не представлено.
При этом, информация, изложенная в ответах на представления, проведенные меры, учитывая, что данные представления административным ответчиком не оспорены и что меры по обращению, направленному в 2021 году предприняты не были, фактически свидетельствуют о признании административным ответчиком своего незаконного бездействия.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 8.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог (п. 4 указанной статьи).
Во исполнение данной нормы Приказом Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 года N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В подпунктах 4 и 5 пункта 9 Классификации работ определено, что в работы по содержанию дорог входит паспортизация автомобильной дороги и искусственных сооружений, оценка их технического состояния.
В силу пунктов 1.1, 1.2 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
В соответствии с ч. 18 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Присвоение категории автомобильным дорогам регламентировано Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 г. N 767.
Согласно пункту 6 названных Правил классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации, в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.
В соответствии с Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденном Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150, оценка технического состояния автомобильной дороги проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения (п. 2). В отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией (п. 3). Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год (п. 4). Определен состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги, полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков (далее - диагностика), требованиям технических регламентов (п. 1).
Требование об обязательном техническом учете и паспортизации автомобильных дорог независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия предусмотрено пунктом 4.2.2 ГОСТ 33388-2015 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации", введенным в действие Приказом Росстандарта от 31.08.2016 N 1004-ст.
Из приведенных выше норм следует, что проведение паспортизации, оценки технического состояния, присвоение категории автомобильным дорогам общего пользования местного значения, разработка и утверждение проектов организации дорожного движения обязательны для обеспечения безопасности дорожного движения и возлагаются на муниципальное образование, в черте которого находятся автомобильные дороги. Орган местного самоуправления также обязан своевременно принимать меры для поддержания в надлежащем состоянии дорог местного значения, проводить паспортизацию автомобильных дорог с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений для рационального планирования дорог.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Судом установлено, что адрес: (адрес обезличен) относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения и находится на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Беломестненскому с/п и находится в границах данного поселения.
Однако, в ЕГРН сведения об указанной автомобильной дороге отсутствуют, право муниципальной собственности на нее не зарегистрировано, что не отрицалась представителем административного ответчика в судебном заседании.
Паспортизация и оценка технического состояния проезда автомобильной дороги по адресу: Белгородский район, с. Беломестное, пер. Луговой, протяженностью 0, 200 км.(начиная от д. 9 пер. Луговой) не произведена, категория не присвоена, на кадастровый учет как дорога не поставлен, регистрация права муниципальной собственности не произведена.
Вместе с тем, согласно ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 N 424 (в ред. от 13.09.2019) и предусматривает, что сведения о муниципальном недвижимом имуществе, должны включать, в том числе, кадастровый номер муниципального недвижимого имущества. Таким образом, постановка автодороги на государственный кадастровый учет необходима в целях осуществления надлежащего учета муниципального имущества.
Доводы ответчика о том, что спорный проезд, как не имеющий твердого покрытия, дорогой не является и не отвечает признакам недвижимого имущества, в связи с чем, возложение обязанности по государственной регистрации указанной дороги, постановке ее на кадастровый учет, проведение оценки ее технического состояния дороги и присвоения ей категории, является незаконным, несостоятельны, как основанные на ошибочном толковании приведенных выше правовых норм.
При этом суд принимает во внимание, что вопрос отнесения спорной автомобильной дороги с земельным участком, на котором она расположена, к объектам недвижимости подлежит разрешению при проведении кадастровых работ.
Действующее законодательство Российской Федерации в отношении автомобильных дорог и дорожной деятельности не содержит каких-либо исключений или оговорок в отношении грунтовых дорог.
С учетом изложенного, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности провести паспортизацию дороги, оценку и диагностику ее технического состояния, присвоение категории, постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией на нее права муниципальной собственности являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, а бездействие административного ответчика в данной части незаконным.
Разрешая требования истца о возложении обязанности привести автодорогу в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", а также в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" обустроить тротуар, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1996 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Требования, предъявляемые к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям, установлены ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст).
Элементы благоустройства автомобильных дорог общего пользования и требования к ним установлены ГОСТ Р 52766-2007. "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 N 270-ст.
Разделом 4.5 ГОСТ Р 52766-2007 установлены требования к тротуарам и пешеходных дорожкам. Разделом 4.6 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрены требования к средствам улучшения видимости, в том числе стационарному электрическому освещению.
Из содержания административного иска, исследованных о делу доказательств следует, что в результате проведенного совместно с сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Белгородскому району осмотра улично-дорожной сети – проезда по адресу: (адрес обезличен) были выявлены неудовлетворительные дорожные условия, а именно: отсутствие твердого (асфальто-бетонного) покрытия, что не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Имеется деформации покрытия с образованием углублений (колейности), выбоин, размывание поверхности дорожного покрытия, а также нарушение прочности дорожной одежды (состояние земляного полотна) не соответствует требованиям п. 5.2.1 и 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017; в нарушение п. 4.6.1 и 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует тротуар.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, в материалы дела не представлено.
Допущенные нарушения законодательства создают угрозу безопасности дорожного движения на территории городского поселения для оперативных служб, других участников дорожного движения и пешеходов, чем нарушают права, законные интересы участников дорожного движения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности привести указанную автодорогу в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, а именно, возложить на административного ответчика обязанность привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 дорожное покрытие проезжей части участка автомобильной дороги автомобильной дороги по адресу: (адрес обезличен)
Требование об обустройстве тротуара заявлено обоснованно, поскольку пункт 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" предусматривает обустройство тротуара на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты, независимо от категории автомобильной дороги.
Соблюдение указанных требований является обязательным, поскольку они установлены в целях обеспечения безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества неограниченного круга лиц, являющихся участниками дорожного движения.
На основании анализа приведенных нормативно-правовых актов, суд приходит к выводу о том, что обустройство тротуаров на автомобильных дорогах относится к полномочиям по осуществлению дорожной деятельности, следовательно, в данном случае его реализация является обязательством административного ответчика в силу приведенных выше требований действующего законодательства.
Таким образом, требования административного иска о возложении обязанностей по обустройству тротуара на указанной выше автодороге также подлежат удовлетворению.
Отсутствие в бюджете местной администрации достаточных денежных средств для выполнения вышеуказанных работ, не освобождает собственника от принятия необходимых мер для осуществления паспортизации дороги и обеспечения безопасного и бесперебойного движения участников дорожного движения и не может являться основанием для освобождения административного ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей и отказа в иске не влекут.
В силу ст. 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Неудовлетворительное состояние проезда нарушает права граждан на безопасность дорожного движения, на свободный проезд, перевозку пассажиров и грузов, передвижение пешеходов. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела установлена.
Административным ответчиком ненадлежащим образом не исполняются обязанности по соблюдению обязательных требований по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги местного значения, а именно: участка автомобильной дороги по адресу: (адрес обезличен)
Какие-либо подготовительные мероприятия административным ответчиком не проводились, что свидетельствует о непринятии исчерпывающих мер. Отсутствие в бюджете финансирования не может являться основанием для признания действий правомерными.
При указанных обстоятельствах, административное исковое заявление прокурора Белгородского района в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению в полном объеме.
По общему смыслу положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исполнимость является важным требованием, предъявляемым к судебному решению, которое должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить и которые должны быть направлены на прекращение или устранение выявленного нарушения.
Согласно части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Вместе с тем, учитывая, что для исполнения решения суда необходимо формирование бюджета с учетом дополнительных расходов, выполнение проектно-сметной документации, заключение государственного контракта, разработка проекта, проведение государственной экспертизы, выполнение дорожно-строительных работ, с учетом благоприятных погодных условий, что предполагает необходимость ответчикам дополнительного времени, суд приходит к выводу о целесообразности в порядке ст. 187 КАС РФ установления срока исполнения решения:
для проведения паспортизации, оценки технического состояния дороги, присвоения категории, постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права муниципальной собственности - до 01 июня 2024 года, для приведения в соответствие с требованиями ГОСТ дорожного покрытия проезжей части дороги, обустройства тротуара автомобильной дороги - до 1 июня 2024 года, с учетом ходатайства административного ответчика и отсутствия возражений со стороны административного истца. По мнению суда, указанного срока будет достаточно для исполнения судебного решения.
Руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░ ░░░░░░░░░)
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2024 ░░░░ :
- ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░ ░░░░░░░░░) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░ ░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░ ░░░░░░░░░)
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2024 ░░░░ :
- ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-2017 «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░ ░░░░░░░░░)
- ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 52766-2007 «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░ ░░░░░░░░░)
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 12.05.2023.