Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-82/2023 (2а-1557/2022;) ~ М-1488/2022 от 07.11.2022

Дело № 2а-82/2023 УИД 47RS0007-01-2022-002624-89

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 февраля 2023 года             г. Кингисепп

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Мицюк В.В.,

при секретаре Пантус Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя административного истца – адвоката Жильцова А.К., предъявившего удостоверение , действующего на основании ордера от 03 ноября 2022 года и доверенности 02 сентября 2022 года сроком действия три года, представителя административного ответчика – Кингисеппской таможни – Ковалевой Е.А., действующей на основании доверенности от 19 октября 2022 сроком действия три года, представителя СЗТУ – Ковалевой Е.А., действующей на основании доверенности от 24 ноября 2022 года сроком действия по 31 декабря 2023 года, представителя ФТС России– Ковалевой Е.А., действующей на основании доверенности в порядке передоверия сроком действия по 31 декабря 2024 года,

административное дело по административному исковому заявлению Любимцевой Евгении к Кингисеппской таможне, заместителю начальника Кингисеппской таможни Игнатьеву Денису Владимировичу, начальнику отделения взыскания задолженности службы таможенного контроля после выпуска товаров Кингисеппской таможни Веселовой Ирине Васильевне о признании незаконным решения,

встречному административному исковому заявлению Кингисеппской таможни Северо-Западного таможенного управления к Любимцевой Евгении о взыскании таможенных платежей и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Любимцева Е. 07.11.2022, действуя через представителя, обратилась в суд с административным иском к Кингисеппской таможне о признании незаконным решения от 07.06.2022 о неразрешении въезда в Российскую Федерацию. В обоснование заявленных требований указав, что является гражданкой Эстонской Республики. 28.07.2022 из уведомления иностранному гражданину о запрете въезда в РФ она узнала о принятом в отношении нее оспариваемом решении. Копия оспариваемого решения она не получала. Не согласна с вынесенным решением по следующим основаниям. Сам факт неуплаты иностранным гражданином таможенных платежей хотя и указывает о наличии предусмотренных законом формальных оснований для неразрешения въезда в РФ, но вместе с тем, в целях недопущения чрезмерного ограничения прав и свобод иностранного гражданина подлежит исследованию и оценке и иные существенные обстоятельства, в том числе семейные. Решение о неразрешении въезда принято в отношении нее ввиду невывоза временно ввезенного транспортного средства, неисполнением ею обязанности по уплате таможенных платежей, то есть по формальным основаниям, указанным в законе. Ответчик при принятии оспариваемого решения не принял во внимание, что у истца на территории РФ сложились устойчивые социальные связи. Истец состоит в не зарегистрированном браке с гражданином РФ Герасимовым Р.В., с ним проживают двое их несовершеннолетних детей ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ гожа рождения и ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющие гражданство РФ, обучаются в школе в <адрес>. Оспариваемое решение нарушает ее право на уважение личной и семейной жизни, закрепленное в ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, создает непреодолимые препятствия в реализации его законных прав и интересов. Отмечает, что истец не представляет собой опасности для РФ и не посягает на ее национальную безопасность и общественный порядок. Оспариваемым решением созданы препятствия для реализации ее прав на сохранение семьи, воспитание и общение с несовершеннолетними детьми, уважение частной и семейной жизни. Утверждает, что по своим негативным последствиям для истца такое решение не соответствует тяжести и общественной опасности совершенного истцом правонарушения, что свидетельствует о незаконности принятого ответчиком решения о неразрешении въезда в РФ (л.д. 4-8). Также просит восстановить срок на подачу административного иска в суд (л.д. 39-41).

В ходе рассмотрения дела к участию в качестве соответчиков привлечены заместитель начальника Кингисеппской таможни Игнатьев Д.В., начальник отделения взыскания задолженности службы таможенного контроля после выпуска товаров Кингисеппской таможни Веселова И.В., заинтересованных лиц - Герасимов Р.В., СЗТУ, ФТС России (л.д. 114-115).

Также в ходе рассмотрения дела принято встречное административное исковое заявление Кингисеппской таможни Северо-Западного таможенного управления к Любимцевой Евгении о взыскании таможенных платежей и пени в размере 1 026 955,30 руб. и пени за период с 01.10.2021 по 11.01.2023 в размере 323 553,67 руб. В обоснование встречных требований указано, что основанием для принятия оспариваемого Любимцевой Е. решения явился установленный факт уклонения от уплаты таможенных платежей по уведомлению о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 12.04.2022. 24 июля 2020 года через таможенный пост МАПП Ивангород Кингисеппской таможни на таможенную территорию ЕАЭС гражданской Эстонии Любимцевой Е. был осуществлен временный ввоз транспортного средства для личного пользования <данные изъяты> по номеру операции . Таможенным постом МАПП Ивангород Кингисеппской таможни был установлен срок временного ввоза до 24 июля 2021 года, который впоследствии был продлен до 30 сентября 2021 года. Вывоз автомобиля в срок до 30 сентября 2021 года осуществлен не был. Согласно сведениям, указанным Любимцевой Е., транспортное средство в связи с поломкой было оставлено на трассе, вернувшись через месяц, установила его отсутствие, с заявлением не обращалась, поскольку предполагала, что сообщат, куда транспортировали транспортное средство. На таможенном посту МАПП Ивангород Кингисеппской таможни были проведены проверочные мероприятия в соответствии с приказом ФТС России от 30.12.2015 № 2722 «Об утверждении Порядка взаимодействия таможенных органов и их структурных подразделений в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в иностранных государствах и временно ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС». Согласно Решению по результатам таможенного контроля от 11.04.2022 /, вынесенного таможенным постом МАПП Ивангород Кингисеппской таможни, выявлено нарушение Любимцевой Е. временного ввоза транспортного средства для личного пользования, предусмотренного статьей 264 ТК ЕАЭС, влекущий наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов. В связи с невывозом в установленный таможенным органом срок временно ввезенного ТСЛП на основании статей 91, 268 ТК ЕАЭС, статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ), Решения Совета Евразийской экономической комиссии № 107 от 20.12.2017 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», Кингисеппской таможней направлено Любимцевой Е. уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 12.04.2022. Вышеуказанное уведомление было направлено заказными письмами с уведомлением за исх.№, от 14.04.2022 в три адреса, указанных Любимцевой Е. в пассажирской таможенной декларации (<адрес>53), ни одно из которых не было получено административным истцом. Спорное транспортное средство выпущено в 2003 г., объем двигателя составляет 2499 см куб. Сумма таможенных платежей, подлежащих уплате должником, составляет <данные изъяты> руб. Срок уплаты таможенных пошлин, налогов при невывозе в установленный срок ТСЛП, является день истечения временного ввоза 30.09.2021, а соответственно пени подлежат начислению с 01.10.2021 по день выставления уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней - 12.04.2022 и составляют <данные изъяты> руб. Сумма пени по задолженности Любимцевой Е. на дату подачи заявления о взыскании таможенных платежей и пени (в период с 13.04.2022 по 11.01.2023) составляет <данные изъяты>. Итого сумма пеней составляет: <данные изъяты> руб.
<данные изъяты>. (л.д. 124-129).

Любимцева Е. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте надлежащим образом, воспользовалась правом ведения дела через представителя (л.д. 172, 173).

Представитель Любимцевой Е. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просил об их удовлетворении. Со встречным административным иском согласился, указав, что Любимцева Е. будет выплачивать таможенные платежи и пени. Однако, при наличии оспариваемого решения затруднительно будет исполнять встречные требования.

Представитель Кингисеппской таможни, действующая также по доверенности от имени привлеченных судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц СЗТУ и ФТС России, встречные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным во встречном административном исковом заявлении. С иском Любимцевой Е. не согласилась, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых указано, что с иском не согласна и считает его неподлежащим удовлетворению по основаниям, указанным в обоснование встречного искового заявления. Дополнительно обратив внимание на то, что транспортное средство, ввезенное Любимцевой Е. на территорию ЕАЭС, с ее слов пришло в негодность в связи с поломкой. При этом Любимцева Е.
в таможенный орган с целью фиксации факта уничтожения (безвозвратной утраты) автомобиля не обращалась. Отмечает также, что правовые ограничения, установленные Кингисеппской таможней для Любимцевой Е., существенного ограничения ее права на свободный въезд в Российскую Федерацию не влекли, поскольку, как следует из нормативных положений пункта 10 части 1 статьи 27 Федерального закона № 114-ФЗ, въезд иностранному гражданину, лицу без гражданства запрещен до осуществления соответствующих выплат в полном объеме, то есть при устранении таким лицом нарушений законодательства Российской Федерации и уплате соответствующих платежей, запрет въезд в Российскую Федерацию прекращается. Дополнительно отметив, что в письмах Кингисеппской таможни от 25.10.2021 (получено административным истцом), а также от 28.12.2021 /Л-0251 (направлено в ответ на обращение административного истца от 08.12.2021), Любимцева Е. предупреждалась, что по истечении 6 месяцев после установленного срока, если транспортное средство не будет вывезено за пределы таможенной территории ЕАЭС, у нее возникнет обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, а не уплата таможенных платежей будет являться основанием для принятия таможенным органом решения о неразрешении въезда
в Российскую Федерацию. В письме таможни от 25.08.2022 / также подробно разъяснены основания принятия оспариваемого решения, однако Любтмцевой Е. каких-либо мер по погашению задолженности по таможенным платежам и пени, подлежащих уплате, предприняты не были. При указанных обстоятельствах, решение Кингисеппской таможни от 07.06.2022 о неразрешении въезда в Российскую Федерацию
в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято правомерно. Выражая несогласие с оспариваемым решением Кингисеппской таможни, административный истец указывает, что данное решение нарушает ее права на уважение личной и семейной жизни и создает препятствия для реализации ее законных прав и интересов. Указанный довод обосновывает незарегистрированным браком с гражданином Российской Федерации
Герасимовым Р.В. и наличием несовершеннолетних детей. Вместе с тем, Любимцевой Е. не представлено доказательств невозможности проживания с «гражданским супругом» и детьми в стране ее гражданской принадлежности. Необходимо отметить, что понятий «гражданский брак», «гражданский муж»
или «гражданская жена» российское законодательство не содержит, а, следовательно, указанные «отношения» не порождают каких-либо юридических последствий, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации. В статье 1 СК РФ прямо указано, что признается брак, заключенный
только в органах записи актов гражданского состояния. Документы, подтверждающие, что Любимцева Е. состоит в браке
с Герасимовым Р.В. отсутствуют в материалах дела. Семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими
конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики и практике уклонения
от ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации
от 5 марта 2014 г. № 628-О). При этом право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права. В пунктом 3 статьи 12 Международного пакта от 16.12.1966 года о гражданских и политических правах, пункта 3 статьи 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц. Указанные положения согласуются с положениями статьи 4 и статьи 55 Конституции Российской Федерации о суверенитете и возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также статьей 62 Конституции о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Желание иностранного гражданина или лица без гражданства, которому
не разрешен въезд в ту или иную страну, проживать совместно со своей семьей
на территории Российской Федерации, иметь возможность свободного въезда
в Российскую Федерацию, не может рассматриваться как безусловное, так как оно
не преодолевает законно принятого уполномоченным государственным органом решения о применении мер государственного принуждения в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, допустившего грубое нарушение действующего законодательства, не освобождает такое лицо от необходимости соблюдения законов Российской Федерации и от ответственности за их неисполнение, не свидетельствует о прекращении правовой связи такого лица с государством его гражданской принадлежности (постоянного пребывания), не свидетельствует о приоритете возможности противоправного поведения иностранного гражданина над неисполнением требований законодательства государства, в котором данное лицо проживает, даже при наличии определенных «социальных связей». Следовательно, само по себе обстоятельство состояния
иностранного гражданина в отношениях с гражданином Российской Федерации
при наличии несовершеннолетних детей, не освобождает такого иностранного гражданина от обязанности по вывозу временно ввезенного транспортного средства либо от обязанности по уплате таможенных платежей, возникшей в связи
с невывозом последнего и не является безусловным основанием для снятия запрета
на его въезд в Российскую Федерацию. Любимцеовй Е. также не представлено доказательств, подтверждающих наличие стабильного и постоянного дохода и обеспеченности жильем на территории Российской Федерации, рода деятельности и профессии, характеристики с места работы, законопослушного поведения, обращения о приеме в российское гражданство, данных, подтверждающих длительность проживания Любимцевой Е. на территории Российской Федерации. Учитывая изложенное, основания для отмены решения Кингисеппской таможни от 07.06.2022 о неразрешении въезда
в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица
без гражданства отсутствуют (л.д. 60-66, 137-140, 157-163).

Административные ответчики заместитель начальника Кингисеппской таможни Игнатьев Д.В., начальник отделения взыскания задолженности службы таможенного контроля после выпуска товаров Кингисеппской таможни Веселова И.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 174, 175).

Заинтересованное лицо Герасимов Р.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 172). В судебном заседании, состоявшемся 19.01.2023, указал, что у Любимцевой Е. не было злого умысла в сложившейся ситуации, полагал, что из-за не вывоза автомобиля нельзя лишать въезда в РФ. Согласен со взысканием таможенных пошлин, будут их выплачивать, но не сразу.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства закреплено в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

Согласно статье 27 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации уклонились от уплаты налога или административного штрафа либо не возместили расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо депортацией, - до осуществления соответствующих выплат в полном объеме.

Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ N 1288 "Об утверждении Порядка рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, а также форм решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, решения об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, уведомления иностранного гражданина или лица без гражданства о принятом решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию" определено, что в случаях, предусмотренных подпунктом 4 статьи 26, подпунктом 10 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и относящихся к компетенции ФТС России, подразделением (должностным лицом) таможенного органа подготавливаются материалы, содержащие обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - Решение).

    Судом установлено, что 24.07.2020 гражданкой Эстонии Любимцевой Е. был осуществлен временный ввоз транспортного средства для личного пользования <данные изъяты> по номеру операции . Таможенным постом МАПП Ивангород Кингисеппской таможни был установлен срок временного ввоза до 24 июля 2021 года, который впоследствии был продлен до 30 сентября 2021 года (л.д. 70, 71, 72).

В установленный срок автомобиль Любимцевой Е. не был вывезен, что ею не оспаривается.

11.04.2022 Кингисеппской таможней был установлен факт нарушения срока невывоза транспортного средства с территории РФ (л.д. 75-76), в отношении Любимцевой Е. принято решение о начислении таможенных пошлин,

В адрес Любимцевой Е. было направлено решение по результатам таможенного контроля, уведомление о неуплаченных суммах платежей, также Любимцева Е. проинформирована о том, что в случае неуплаты задолженности по таможенным платежам и пени по истечении 15-дневного срока, установленного пунктом 19 статьи 73 Федерального закона N 289-ФЗ, в отношении нее будет принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию на основании пункта 10 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996 года N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (л.д. 77-81, 83, 85-86, 95-101).

Как следует из пояснений стороны истца, таможенные платежи она не оплатила до настоящего времени, намерена их оплачивать.

Также судом установлено, что 07.06.2022 начальником отделения взыскания задолженности службы таможенного контроля после выпуска товаров Кингисеппской таможни И.В.Веселовой было вынесено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина Любимцевой Е., решение утверждено заместителем начальника Кингисеппской таможни Д.В.Игнатьевым (л.д. 102).

Как следует из содержания принятого решения, Любимцева Е. в установленный таможенным органом срок ДД.ММ.ГГГГ не вывезла транспортное средство «<данные изъяты> в связи с чем имеется факт уклонения от уплаты таможенных платежей по уведомлению (уточнению к уведомлению) о неуплаченных в установленный срок таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 12.04.2022 , срок исполнения которого истек 06.06.2022, принято решение: не разрешить въезд в Российскую Федерацию гражданке Эстонии Любимцевой Евгении.

Уведомление о принятом решении направлялось Любимцевой Е. по трем имеющимся адресам заказной почтовой корреспонденцией, которые остались неврученными и вернулись обратно отправителю (л.д. 96-101).

Любимцевой Е. оспаривается решение о неразрешении ей въезда в Российскую Федерацию.

Согласно требованиям статьи 277 КАС РФ оспариваемое решение может быть признано незаконным при наличии обязательной совокупности двух условий: оспариваемое решение должно нарушать требования действующего законодательства, при этом должны быть нарушены права и законные интересы административного истца.

Согласно статье 264 ТК ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.

Согласно статье 266 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, за исключением случаев, когда настоящей статьей в отношении таких товаров для личного пользования установлен иной порядок применения таможенных пошлин, налогов. Транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в государстве, не являющемся членом Союза, могут ввозиться иностранными физическими лицами и физическими лицами государств-членов без уплаты таможенных пошлин, налогов на срок не более 1 года. В отношении транспортных средств для личного пользования в случаях, установленных подпунктом 2 пункта 7 и пунктом 12 статьи 264 настоящего Кодекса, уплачиваются таможенные пошлины, налоги в соответствии с настоящей главой. Согласно требованиям статьи 268 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, прекращается у декларанта при наступлении в том числе следующего обстоятельства: признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, за исключением случаев, когда до такого уничтожения или такой безвозвратной утраты в соответствии с настоящей статьей в отношении этих товаров наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов. Любимцева Е. не оспаривала свою обязанность по уплате таможенных платежей, как и факт не вывоза автомобиля. Невывоз автомобиля объяснила тем, что по дороге автомобиль сломался, она его оставила на трассе, а вернувшись через месяц транспортное средство на оставленном месте не обнаружила (л.д. 82). В соответствии с принципом, закрепленным в статье 55 Конституции Российской Федерации, установление санкции за совершение иностранным гражданином правонарушений на территории страны пребывания, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности и характеру совершенного деяния. Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 02 марта 2006 года N 55-0, оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, а именно как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе, в виде высылки за пределы Российской Федерации, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание или аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.    Как следует из разъяснений, указанных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016), при рассмотрении вопросов, касающихся неразрешения иностранному гражданину въезда в Российскую Федерацию, следует учитывать конкретные обстоятельства дела, в том числе связанные с личностью иностранного гражданина, его семейным и социальным положением, наличием дохода и родом деятельности, обеспеченностью жильем и т.д.В Постановлении от 17 февраля 2016 года N 5-П Конституционным Судом Российской Федерации выражено мнение, что суды, рассматривая дела, связанные с нарушением иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, должны учитывать обстоятельства, касающиеся длительности проживания иностранного гражданина в Российской Федерации, его семейное положение, отношение к уплате российских налогов, наличие дохода и обеспеченность жильем на территории Российской Федерации, род деятельности и профессию, законопослушное поведение, обращение о приеме в российское гражданство, а уполномоченные органы обязаны избегать формального подхода при рассмотрении вопросов, касающихся, в том числе и неразрешения въезда в Российскую Федерацию.     Совокупностью собранных по делу доказательств подтверждается, что оспариваемое решение является адекватной мерой государственного реагирования на допущенные истцом нарушения законодательства Российской Федерации, реализация таможенным органом в рассматриваемом случае своих полномочий полностью соответствовала охраняемым законом целям, обусловлена противоправным поведением истца, грубым игнорированием со стороны иностранного гражданина положений действующего таможенного законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; фактов чрезмерного либо неоправданного вмешательства государства в жизни административного истца и членов его семьи не установлено, указанные истцом обстоятельства не могут быть оценены в качестве решающих при их сопоставлении с защищаемым государством интересом; какие-либо исключительные данные о заявителе и его семейном положении для отмены ограничений судом не установлены.     Права истца на уважение семейной жизни при обстоятельствах настоящего спора нельзя полагать нарушенными, проживание на территории Российской Федерации гражданского супруга и детей не свидетельствует само по себе о несоразмерности вмешательства государства в личную и семейную жизнь административного истца. При этом суд учитывает, что правовые ограничения, установленные для Любимцевой Е. к существенному ограничению ее права на свободный въезд в РФ не влекут, поскольку, как следует из нормативных положений п. 10 ст. 27 Федерального закона N 114-ФЗ, въезд иностранному гражданину запрещен до осуществления соответствующих выплат в полном объеме, то есть при устранении иностранным гражданином нарушений законодательства РФ и уплате им соответствующих налогов, запрет въезд в РФ прекращается. При указанных обстоятельствах оспариваемое решение оправдано насущной социальной необходимостью и соответствует правомерной цели.      Оспаривая вынесенное решение, административный истец ссылается на то, что оспариваемое решение нарушает его право на уважение личной и семейной жизни, закрепленное в ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, создает непреодолимые препятствия в реализации его законных прав и интересов, поскольку на территории РФ проживают ее гражданский супруг и двое несовершеннолетних детей, однако, в связи с принятием ответчиком решения о неразрешении въезда в РФ она лишилась права на общение с семьей, воспитание детей, налицо в данном случае устойчивых семейных и социальных связей на территории РФ, и чрезмерность и несоразмерность принятого в отношении нее решения. Вместе с тем, как установлено судом несовершеннолетние дети Любимцевой Е. имеют двойное гражданство: Российской Федерации и Эстонской Республики. Каких-либо оснований, позволяющих усомниться в законности внесенного Кингисеппской таможней решения о неразрешении на въезд в РФ, судом не установлено. Находясь на территории государства, иностранные граждане обязаны соблюдать законы государства, в котором они проживают. Временное закрытие въезда на территорию Российской Федерации (до уплаты таможенных платежей и пени) по существу является мерой государственного реагирования к иностранному гражданину, которым допущено нарушение требований закона. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Кингисеппской таможни о неразрешении въезда в Российскую Федерацию от 07.06.2022 вынесено уполномоченным органом в пределах своей компетенции, в соответствии с законом и является в данном случае адекватной, предусмотренной законом мерой государственного реагирования, направленной на обеспечение уплаты налогов на территории РФ. Кроме того, как уже было отмечено судом ранее, оспариваемая истцом мера государственного реагирования сама по себе не приведет к существенному и невосполнимому нарушению прав и законных интересов истца, поскольку при оплате установленных законом налогов запрет на въезд в РФ прекращается.

Учитывая изложенное, суд считает исковые требования Любимцевой Е. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

    Кингисеппской таможней заявлены встречные требования о взыскании с Любимцевой Евгении в пользу Кингисеппской таможни Северо-Западного таможенного управления таможенные платежи в размере <данные изъяты>, пени за период с <данные изъяты>.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, к гражданину, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть подано в суд по месту нахождения его имущества.

Согласно имеющимся в таможенном органе сведениям Любимцева Е. не имеет на территории Российской Федерации ни места жительства, ни имущества, в связи с чем Кингисеппская таможня лишена была возможности в ином порядке, чем встречный административный иск предъявить к указанному лицу о взыскании таможенных платежей и пени, также у Кингисеппской таможни не имелось возможности обратиться к мировому судье о выдаче судебного приказа о взыскании таможенных платежей, поскольку данное обстоятельство соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 123.4 КАС РФ являлось бы основанием для отказа в вынесении судебного приказа.

В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор) в Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенном кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), который вступил в силу 1 января 2018 года, регулирующими таможенными правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями Договора.

Согласно статье 101 Договора до вступления в силу ТК ЕАЭС таможенное регулирование Союза осуществлялось в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. и иными международными договорами государств-членов, регулирующих таможенные правоотношения.

Таким образом, на момент пересечения таможенной границы Союза порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств регулировался Таможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС), Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а также Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение).

Согласно пункту 2 статьи 358 ТК ТС, а также пункту 22 раздела V Приложения 3 к Соглашению, иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

Пунктом 5 статьи 358 ТК ТС установлено, что если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории Таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 14 Соглашения обязанность по уплате Таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.

Исходя из совокупности вышеперечисленных норм, вывоз временно ввезенного транспортного средства по истечении установленного таможенным органом срока влечет за собой возникновение обязанности по уплате таможенных платежей.

Аналогичные требования содержатся в статьях 264, 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), главой 35 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ), Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».

Согласно решению Кингисеппской таможни от 07.06.2022 срок исполнения уведомления истек 06.06.2022 (л.д. 102).

Согласно пп. б п.1 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее - Решение № 107 от 20.12.2017) единые ставки таможенных пошлин, налогов, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, определяются согласно приложению № 2.

Пунктом 3 таблицы № 2 приложения № 2 к Решению № 107 от 20.12.2017 установлены ставки таможенных пошлин, налогов при ввозе физическими лицами транспортные средства для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС.

Согласно сведениям, заявленным в пассажирской таможенной декларации транспортное средство для личного пользования (далее - ТСЛП)

<данные изъяты>, имеет рабочий объём двигателя <данные изъяты> см3.

В соответствии с п.3 таблицы № 2 приложения № 2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» в отношении автомобилей легковых с момента выпуска которых прошло более 5 лет, рабочий объем двигателя которых превышает 2300 куб. см, но не превышает 3000 куб.см. взимаются таможенные платежи по единой ставке в размере 5 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя.

Сумма таможенных платежей, подлежащих уплате должником, таким образом, составляет 1 026 955,30 руб., исходя из расчета: 2499 куб.см. (Объем двигателя) * 5 евро (Ставка пошлины) * 82,1893 руб. (Курс валюты на дату ввоза автомобиля 24.07.2020) и подлежит взысканию с Любимцевой Е. в пользу Кингисеппской таможни.

Согласно статье 72 Федерального закона № 289-ФЗ обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Согласно пункта 7 статьи 72 Федерального закона № 289-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 Федерального закона № 289-ФЗ.

Согласно пункта 6 статьи 268 ТК ЕАЭС при наступлении следующих обстоятельств сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в пункте 5 настоящей статьи, считается: в случае нахождения таких транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с невывозом с таможенной территории Союза - день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 ТК ЕАЭС.

Согласно части 14 статьи 72 Федерального закона № 289-ФЗ при взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. До принятия судебного акта таможенный орган для уточнения исковых требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно.

Таким образом, срок уплаты таможенных пошлин, налогов при невывозе в установленный срока автомобиля является день истечения временного ввоза 30.09.2021, а соответственно пени подлежат начислению с 01.10.2021 по 12.04.2022 в размере <данные изъяты> руб.

В соответствии с пунктом 14 статьи 72 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. До принятия судебного акта таможенный орган для уточнения исковых требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно.

Таким образом, с Любимцевой Е. также подлежат взысканию пени за период с 13.04.2022 по 11.01.2023 в размере <данные изъяты> руб.

Расчет исчисленных таможенных платежей и пени признается судом обоснованным и правильным (л.д. 94, 133), указанный расчет Любимцевой Е. не оспорен.

Таким образом с Любимцевой Е. в пользу Кингисеппской таможни подлежат взысканию пени в размере <данные изъяты> руб.

С учетом изложенного и отсутствия доказательств исполнения обязательств административным ответчиком в части уплаты в добровольном порядке сумм задолженности по таможенным платежам и пени, исковые требования суд считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, размер взыскиваемых сумм подтвержден соответствующим расчетом, и проверен судом и признан правильным (л.д. 93, 94, 133).

Суд полагает необходимым отметить, что в силу ч. 4 ст. 151 Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и ч.9 ст.72 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", являющегося специальной нормой, регулирующей спорные правоотношения в период начисления пени, уменьшение размера начисленных пеней, а также предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются.

Кингисеппская таможня просит восстановить срок на подачу административного искового заявления о взыскании задолженности по таможенным платежам и пени, ссылаясь на то обстоятельство, что согласно имеющимся в таможенном органе сведениям административный ответчик Любимцева Евгения (первоначальный истец по первоначальному административному иску) не имеет на территории Российской Федерации ни места жительства, что подтверждается письмами от ДД.ММ.ГГГГ , от 26.12.2022 , ни имуществом, в связи с чем Кингисеппская таможня лишена возможности в ином порядке, чем встречный административный иск предъявить к Любимцевой Евгении иск о взыскании таможенных платежей и пени. Возможности взыскивать таможенные платежи и пени через иностранные суды, в частности Эстонской Республики, Кингисеппская таможня не имеет. Согласно решению Кингисеппской таможни от 07.06.2022 о неразрешении въезда в Российскую Федерацию срок исполнения уведомления истек 06.06.2022. Срок подачи административного искового заявления, установленный пунктом 2 статьи 286 КАС РФ, пропущен по уважительной причине, поскольку у Кингисеппской таможни отсутствовала возможность обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, а также с административным исковым заявлением до подачи административным истцом иска. Кроме того, в целях соблюдения установленного порядка обращения в судебные органы по делам о взыскании задолженности после поступления административного искового заявления Кингисеппской таможней совершались действия по проверке наличия или отсутствия у лица места проживания по адресу: <адрес> – 85, ответ на который поступил в таможенный орган 29.12.2022 (л.д.135). Учитывая изложенное, таможенный орган действует добросовестно и 11.01.2023 (с учетом выходных и нерабочих праздничных дней) после сбора необходимой информации и материалов о лице, нарушившим таможенное законодательство, направляет встречное административное исковое заявление и документы, подтверждающие позицию таможенного органа. В связи с чем просит восстановить срок подачи административного искового заявления о взыскании таможенных платежей и пени.

    В соответствии со ст. 93 КАС РФ процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. В случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день.

    С учетом указанных таможенным органом обстоятельств имеются основания для восстановления срока на подачу встречного административного иска в суд.

    В связи с чем суд приходит к выводу о взыскании с Любимцевой Е. в пользу Кингисеппской таможни таможенные платежи в размере 1 <данные изъяты>, пени за период с 01.10.2021 по 11.01.2023 в размере <данные изъяты>.

В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

    Статьей 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.

    Также с Любимцевой Е. подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области в размере <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 8, 62, 84, 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 026 955 ░░░░░░ 30 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.10.2021 ░░ 11.01.2023 ░ ░░░░░░░ 323 553 ░░░░░ 67 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 1 350 508 (░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 97 ░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 14 952 (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 54 ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░

2а-82/2023 (2а-1557/2022;) ~ М-1488/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Любимцева Евгения
Ответчики
Кингисеппская таможня СЗТУ ФТС России
Начальник службы таможенного контроля после выпуска товаров Игнатьев Денис Владимирович
Начальник отдела таможенных платежей Веселова Ирина Васильевна
Другие
Федеральная таможенная служба России
Северо-Западное таможенное управление
Ковалева
Герасимов Роман Владимирович
Жильцов Алексей Константинович
Суд
Кингисеппский городской суд Ленинградской области
Судья
Мицюк Валентина Васильевна
Дело на сайте суда
kingisepp--lo.sudrf.ru
07.11.2022Регистрация административного искового заявления
08.11.2022Передача материалов судье
10.11.2022Решение вопроса о принятии к производству
10.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.12.2022Предварительное судебное заседание
19.01.2023Судебное заседание
10.02.2023Судебное заседание
28.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2023Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее