Дело № 2а-188/2022
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Льгов 21 марта 2022 года
Льговский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Адамовой И.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волобуевой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Льговского межрайонного прокурора Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л :
Льговский межрайонный прокурор Курской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, на интернет-сайтах по адресам: https://xn----7sbbh2amcpnfeblrf.xn--p1ai/cost, https://xn--80aafcjtbqrupdmfj0e9h.xn--p1ai, https://uslugio.com/moskva/23/38/propiska, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что в результате мониторинга сети «Интернет» на предмет размещения страниц c информацией о фиктивной регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, фиктивной регистрации иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также фиктивной постановки на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации, проведенного Льговской межрайонной прокуратурой Курской области 24 февраля 2022 года установлено, что на сайтах с адресами: https://xn----7sbbh2amcpnfeblrf.xn--p1ai/cost, https://xn--80aafcjtbqrupdmfj0e9h.xn--p1ai, https://uslugio.com/moskva/23/38/propiska, для неопределенного круга лиц размещены объявления о фиктивной регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, фиктивной регистрации иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также фиктивной постановки на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации.
В частности на сайтах имеется предложение об услугах по фиктивной регистрации (постановки на учет), а именно о продаже поддельных бланков миграционного учета, а также формальной временной или постоянной регистрации на территории РФ с участием собственника жилого помещения, без намерения пребывать (проживать) в этом помещении или без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания). Вход на указанные сайты свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием указанных страниц и получить фиктивную регистрацию(постановку на учет) может любой Интернет-пользователь. Установить собственников (владельцев) указанных страниц в ходе проверки не представилось возможным. По интернет - адресу: https://eais.rkn.gov.ru/, который содержит Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствует. Таким образом, доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт. Признание информации о фиктивной регистрации (постановки на учет) граждан РФ, иностранных граждан, а также лиц без гражданства на территории РФ, распространение которой в соответствии с действующим законодательством запрещено, направлено на защиту основ конституционного строя, формирования правового сознания граждан в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений и необходимо для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в связи с указанным, доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, должен быть закрыт.
Административный истец Льговский межрайонный прокурор Курской области в судебное заседание не явился. Надлежащим образом был извещен о дате и времени судебного разбирательства, представил заявление, согласно которому просил дело рассмотреть без его участия, уточненные административные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Рассмотрев заявление Льговского межрайонного прокурора Курской области, заявление представителя заинтересованного лица, исследовав и оценив представленные материалы дела, суд приходит к следующему мнению.
В соответствии со ст. 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149 – ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Нормы действующего Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривают уголовную ответственность за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации (ст. 322.2 УК РФ), а также за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации (ст. 322.3 УК РФ).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства - регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
Согласно примечанию к ст. 322.3 УК РФ и п. 11 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» под фиктивной постановкой на учет по месту пребывания понимается постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.
Из материалов административного дела следует, что в ходе проведенной Льговской межрайонной прокуратурой Курской области проверки установлено, что на сайтах https://xn----7sbbh2amcpnfeblrf.xn--p1ai/cost, https://xn--80aafcjtbqrupdmfj0e9h.xn--p1ai, https://uslugio.com/moskva/23/38/propiska, для неопределенного круга лиц размещены объявления о фиктивной регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, фиктивной регистрации иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также фиктивной постановки на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации, имеется предложение об услугах по фиктивной регистрации (постановки на учет), а именно о продаже поддельных бланков миграционного учета, а также формальной временной или постоянной регистрации на территории РФ с участием собственника жилого помещения, без намерения пребывать (проживать) в этом помещении или без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания).
Вход на указанные сайты свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием указанных страниц и заказать предложенную продукцию может любой Интернет-пользователь.
Установить собственников (владельцев) указанных страниц в ходе проверки не представилось возможным, на страницах сайтов данных о собственниках (владельцах) сайтов не имеется. Возможность идентификации собственников указанных сайтов исключена.
Через поиск Whois сервиса, расположенного по адресу: https://2ip.ru/whois были определены IP адреса данных сайтов с их месторасположением https://xn----7sbbh2amcpnfeblrf.xn--p1ai/cost – США, https://xn--80aafcjtbqrupdmfj0e9h.xn--p1ai – Российская Федерация, https://uslugio.com/moskva/23/38/propiska – Нидерланды.
По Интернет-адресу https://eais.rkn.gov.ru/, который содержит Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, установлено, что Интернет-сайты https://xn----7sbbh2amcpnfeblrf.xn--p1ai/cost, https://xn--80aafcjtbqrupdmfj0e9h.xn--p1ai, https://uslugio.com/moskva/23/38/propiska, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствует.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149 – ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой по средствам сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года № 228.
Предоставление возможности доступа к информации, размещенной на указанных сайтах с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации, поскольку пропагандирует противоправное поведение и побуждает граждан к нарушению закона.
Таким образом, доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Признание информации о фиктивной регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, фиктивной регистрации иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также фиктивной постановки на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, направлено на защиту защиты основ конституционного строя и нравственности, формирование правового сознания граждан в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таких Интернет-сайтах запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет» запрещенной.
В силу ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административным истцом представлены суду доказательства того, что его административные исковые требования подлежат удовлетворению.
При таких установленных в судебном заседании обстоятельствах суд считает, что административные исковые требования Льговского межрайонного прокурора Курской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Льговского межрайонного прокурора Курской области удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайтах, расположенных по электронным адресам: https://xn----7sbbh2amcpnfeblrf.xn--p1ai/cost, https://xn--80aafcjtbqrupdmfj0e9h.xn--p1ai, https://uslugio.com/moskva/23/38/propiska, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Копию вступившего в законную силу решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курской области для включения сайтов, расположенным по электронным адресам: https://xn----7sbbh2amcpnfeblrf.xn--p1ai/cost, https://xn--80aafcjtbqrupdmfj0e9h.xn--p1ai, https://uslugio.com/moskva/23/38/propiska в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Льговский районный суд Курской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья И.Б. Адамова