Мотивированное решение
изготовлено 15 декабря 2023 года
№ 2а-682/2023
УИД: 25RS0033-01-2023-001067-68
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2023 года |
с. Черниговка |
Черниговский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Векинцевой Е.С.,
при секретаре судебного заседания Кузьменко Е.С.,
с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Черниговского района Приморского края МАА,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Черниговского района Приморского края, в интересах неопределенного круга лиц, к ССИ о прекращении действия права управления транспортными средствами, о возложении обязанности сдать водительское удостоверение,
установил:
Прокурор Черниговского района Приморского края обратился с административным исковым заявлением, в интересах неопределенного круга лиц, в обоснование которого указал, что ССИ имеет право на управление транспортными средствами категорий «В», «В1», «С», «С1», «М», сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации, представленной КГБУЗ «Черниговская ЦРБ», ССИ состоит на диспансерном наблюдении у врача психиатра-нарколога с 2015 года с диагнозом: «синдром зависимости от каннабиноидов. Средняя стадия зависимости. Активное употребление» и имеет медицинское противопоказание по допуску к управлению транспортными средствами. Поскольку административный ответчик состоит на учете у врача психиатра-нарколога КГБУЗ «Черниговская ЦРБ», управление им транспортными средствами нарушает права граждан на безопасное передвижение по дорогам РФ и может повлечь за собой возникновение ДТП с причинение вреда жизни и здоровья граждан. Просит прекратить действие права управления транспортными средствами ССИ, возложить на ССИ обязанность сдать водительское удостоверение в течение 3 дней со дня вступления решения в законную силу в ОГИБДД ОМВД России по Черниговскому району.
Представитель административного истца прокурора Черниговского района Приморского края – старший помощник прокурора Черниговского района Приморского края МАА в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержал, просил его удовлетворить.
Административный ответчик ССИ в судебное заседание не явился, извещался судом заблаговременно и надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ, путем направления судебной повестки по адресу регистрации по месту жительства. Судебное извещение адресатом не получено, почтовое отправление возвращено в суд без вручения за истечением срока хранения в почтовом отделении.
В связи с изложенным, с учетом положений ч. 1 ст. 165.1 ГПК РФ и разъяснений относительно применения названной нормы права, содержащихся в п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГПК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное. Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (ч. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 62 КАС РФ).
Таким образом, на основании ст. 150 КАС РФ, суд признает неявку административного ответчика неуважительной и приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица – ОМВД России по Черниговскому району в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица – КГБУЗ «Черниговская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор, в пределах своей компетенции, может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 1 которого предусмотрено, что задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ, одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ, определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Согласно ч. 6, 7 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ, целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).
В соответствии со ст. 28 Закона о безопасности дорожного движения, основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами являются выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ССИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ выдано водительское удостоверение № со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, предоставляющее право на управление транспортными средствами категорий «В», «В1», «С», «С1», «М» (карточка операций с ВУ ОГИБДД ОМВД России по Черниговскому району).
Согласно справке КГБУЗ «Черниговская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ, ССИ состоит с 2015 года на диспансерном наблюдении в вышеуказанном медицинском учреждении с диагнозом «синдром зависимости от каннабиноидов. Средняя стадия зависимости. Активное употребление». Управление транспортными средствами противопоказано.
Из содержания Приказа Минздрава России от 30 декабря 2015 года №1034н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» следует, что снятие с диспансерного учета (прекращение диспансерного наблюдения) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. При этом решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в том числе в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости».
Доказательств снятия ССИ с диспансерного учета на основании заключения врачебно-консультативной комиссии в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), как предусмотрено действующим законодательством, как и доказательств, свидетельствующих о наличии у него стойкой ремиссии, в ходе производства по делу не представлено. Отсутствие заключения врачебно-консультативной комиссии медицинского учреждения о снятии административного ответчика с учета свидетельствуют об имеющемся у него медицинском противопоказании для управления транспортными средствами по состоянию здоровья.
Согласно р. II п. 7 Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1064, к таким показаниям относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (F10 - F16, F18, F19).
По изложенному, суд приходит к выводу о том, что имеющееся у ССИ заболевание препятствует управлению им транспортными средствами, что в силу ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» влечет прекращение права на управление транспортными средствами, поскольку создает реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.
С учетом установленных обстоятельств дела суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Черниговского района Приморского края.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ |
░.░. ░░░░░░░░░ |