Дело № 2а-4922/2024
УИД 35RS0010-01-2023-013635-96
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда 18 апреля 2024 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Моисеева К.А., при секретаре Быкове А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Князевой А. Ю. к Департаменту лесного комплекса Вологодской области о признании решения незаконным,
установил:
Князева А.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту лесного комплекса Вологодской области о признании решения незаконным, мотивируя требования тем, что на основании договора № аренды лесного участка от 06.10.2008 ей принадлежит лесной участок площадью 0,085 га, расположенный по адресу: <адрес> (целевое назначение – защитные леса), кадастровый №. 09.08.2023 административный истец обратилась в Департамент лесного комплекса <адрес> с заявлением о пролонгации договора № аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, с приложением необходимых документов. 05.09.2023 ответчиком было отказано в рассмотрении заявления на основании п. 2.9.1 административного регламента в связи с несоответствием заявления и прилагаемых к нему документов требованиям регламента и в связи с несоблюдением требований п. п. 2.6.1 административного регламента, а также п. 2.6.6. 22.08.2023 административный истец обратилась в Департамент лесного комплекса Вологодской области с заявлением о заключении нового договора аренды лесного участка, однако, письмом от 31.08.2023 было отказано. Истцу отказано и в продлении действующего договора, и в заключении нового договора. С отказом не согласна.
Просит признать незаконным решение Департамента лесного комплекса Вологодской области от 31.08.2023 об отказе в заключении нового договора аренды лесного участка. Обязать ответчика осуществить заключение договора аренды лесного участка на новый срок, без проведения аукциона на право заключения договора аренды.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 01.12.2023 Князевой А.Ю. отказано в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Апелляционным определением Вологодского областного суда от 06 марта 2024 года № решение Вологодского городского суда Вологодской области от 01.12.2023 отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
Определением суда от 27 марта 2024 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ППК «Роскадастр».
В судебном заседании административный истец Князева А.Ю. не явилась, извещена надлежащим образом. Представитель Князевой А.Ю. адвокат по ордеру Трайнина Т.Л. направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административного истца и его представителя.
В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области не присутствовал, направил возражения на иск.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица ППК «Роскадастр» не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегий судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия
(бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является установление незаконности этого решения и нарушения ими прав, свобод либо законных интересов административного истца. е
В данном случае такая совокупность условий не усматривается.
06.10.2008 г. между Департаментом лесного комплекса Вологодской области и Князевой А.Ю. заключен договор аренды лесного участка № в целях осуществления рекреационной деятельности. Срок действия указанного Договора - до 10.11.2023.
По акту приема-передачи лесного участка в аренду от 06.10.2008 г. № 1 лесной участок на площади 0,085 га в <адрес> передан арендатору (приложение № 5 к Договору).
В силу части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;
3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
В порядке частей 2 и 3 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (ч. 1 и 2 ст. 72 ЛК РФ).
Частью 2 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено право гражданина или юридического лица, являющихся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности ряда установленных данной частью условий.
В соответствии с положениями статьи 74 ЛК РФ постановлением Губернатора Вологодской области от 20.07.2015 № 435 «Об утверждении административных регламентов» утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению в аренду лесных участков, находящихся в государственной собственности, без проведения аукциона на право заключения договора аренды Департаментом лесного комплекса Вологодской области (далее - Регламент).
Согласно пункту 2.9.3. Регламента основаниями для отказа в заключении с заявителем нового договора аренды лесного участка без проведения торгов являются:
а) заявление подано ранее чем за три месяца и позднее чем за два, месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
б) наличие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
в) невыполнение арендатором мероприятий по сохранению лесов, в том числе по охране лесов от пожаров, в объеме и сроки, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, проектом освоения лесов, проектом лесовосстановления, проектом лесоразведения, сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, планом тушения лесных пожаров;
г) заявителем несвоевременно вносилась арендная плата за три оплачиваемых периода подряд по ранее заключенному договору аренды лесного участка;
д) заявитель обратился с целью заключения нового договора аренды лесного участка для видов использования лесов, для которых лесной участок не был ему предоставлен по заключенному ранее договору аренды лесного участка.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьей 41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности, представляющей собой деятельность, связанную с оказанием услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан.
При этом частью 6 статьи 41 ЛК РФ установлено, что для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в аренду (изменения внесены Федеральным законом от 02.07.2021 г. № 301-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступили в силу с 01.03.2022 г.).
Аналогичное положение закреплено и в абзаце 2 подраздела 2.8.1 лесохозяйственного регламента Череповецкого лесничества Вологодской области, утвержденного приказом Департамента от 29.10.2018 г. №.
Кроме того, использование лесов для осуществления рекреационной деятельности регламентируется Правилами использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденными приказом Минприроды России от 09.11.2020 г. №, пунктом 2 которых определено, что для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в аренду.
Учитывая вышеизложенное, нормы лесного законодательства не предусматривают предоставление лесных участков для осуществления рекреационной деятельности физическому лицу, не зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя.
В судебном заседании 01.12.2023 Князева А.Ю. подтвердила, что никакие услуги в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан не оказывает, земельный участок используется для отдыха своего и своей семьи.
Доказательств того, что она оказывает услуги в сфере туризма, физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, а не использует земельный участок исключительно для отдыха своего и своей семьи, Князева А.Ю. не представила.
Вместе с тем, лесной участок может быть предоставлен собственнику расположенного на нем объекта недвижимости для иных видов использования лесов, установленных статьей 25 ЛК РФ, которые могут осуществляться физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя.
Так, статьей 38 ЛК РФ предусматривается использование лесов гражданами и юридическими лицами на основании договоров аренды лесных участков для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, пантового оленеводства, товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности).
Таким образом, нормами действующего лесного законодательства подробно регламентирован порядок предоставления Департаментом в аренду находящихся в федеральной собственности и прошедших государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 295-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Князевой А. Ю. в удовлетворении административных исковых требований к Департаменту лесного комплекса Вологодской области о признании решения незаконным отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 06 мая 2024 года.
Судья К.А. Моисеев