Дело № 2а-736/2022
УИД 44RS0027-01-2022-001144-52
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«13» октября 2022 года г. Нерехта Костромской области
Нерехтский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Жоховой С.Ю.,
при секретаре Еремченко Е.В.,
с участием административного ответчика: судебного пристава-исполнителя К,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области к судебному приставу-исполнителю К., УФССП по Костромской области об освобождении от исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация муниципального района город Нерехта и Нерехтского района Костромской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю К, ОСП по Нерехтскому району, УФССП по Костромской области об освобождении от исполнительского сбора. Свои требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Нерехтскому району К возбуждено исполнительное производство№-ИП об обязании Администрацию муниципального района город Нерехта и Нерехтского района Костромской области предусмотреть и выделить МОУ Лавровская СОШ денежные средства. Постановление о возбуждении исполнительного производства в администрацию не поступало. ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации поступило требование об исполнении решения суда с течение 25-ти дней, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОСП направлен ответ о том, что в бюджете предусмотрены ассигнования для предоставления субсидий МОУ Лавровская СОШ. Поэтому решение Нерехтского районного суда считается исполнено. ДД.ММ.ГГГГ в адрес должника поступило повторное требование о выделении денежных средств. ДД.ММ.ГГГГ должнику стало известно о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора.
В дополнениях к административному исковому заявлению Администрация муниципального района город Нерехта и Нерехтского района Костромской области указала, что постановление о взыскании исполнительского сбора на портале Госуслуги получено не было по причине технического сбоя, просит восстановить срок на обжалование постановления. Решение Нерехтского районного суда Костромской области было исполнено частично, установлено 50 метров ограждения на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Собранием депутатов муниципального района город Нерехта и Нерехтского района Костромской области утвержден бюджет на 2022 год и плановые 2023и 2024 годы. Денежные средства на исполнение решения суда предусмотрены. Лавровская СОШ является самостоятельным юридическим лицом и в силу ВЗ № 44-«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» должна исполнить решение суда путем проведения аукциона и заключения муниципального контракта. Заявок на осуществление трансферов для исполнения решения суда не поступало. Должник в силу ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» не несет ответственности в виде уплаты исполнительского сбора если неисполнение решения суда было невозможным в силу непреодолимой силы и в случае отсутствия вины.
Со ссылкой на положения ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве, ст. 401 ГК РФ просит освободить Администрацию муниципального района город Нерехта и Нерехтского района Костромской области от уплаты исполнительского сбора на сумму 50 000 рублей.
В процессе рассмотрения дела ОСП по Нерехтскому району исключено из числа ответчиков.
Представитель административного истца В. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без участия представителя. В процессе рассмотрения дела заявленные требования поддержала, указав, что постановление о взыскании исполнительского сбора должником не получено. Решение суда Администрацией муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области исполнено, в бюджете на 2022 года предусмотрены дополнительный ассигнования для предоставления субсидии МОУ Лавровская СОШ. Однако МОУ Лавровская СОШ с заявкой на денежные средства не обращалась.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель К заявленные требования не признала. В обоснование позиции указала, что постановление о возбуждении исполнительного производства Администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район было вручено нарочно ДД.ММ.ГГГГ, имеется отместка о вручении. Решение суда до настоящего времени не исполнено, Администрация муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области выделила МОУ Лавровская СОШ (данные изъяты) рублей. О возбуждении исполнительного производства должнику было известно, поскольку должник на неоднократные требования об исполнении решения суда в адрес ОСП направлял ответы: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ должник вызывался на прием. На требования от ДД.ММ.ГГГГ в ответе должник указал, что решение суда будет исполнено в октябре 2021 года. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, постановление направлено должнику через портал Госуслуг, должником прочитано ДД.ММ.ГГГГ.
Административный ответчик УФССП по Костромской области о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Заинтересованное лицо МОУ Лавровская основная общеобразовательная школа муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, своего представителя не направила. В отзыве указала, что в 2021 года из бюджета на выполнение работ по установке ограждения было выделено (данные изъяты) рублей. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор с ИП Р. ДД.ММ.ГГГГ подписан акт приемки выполненных работ, установлено 50 метров ограждения. Полагает, что Администрация муниципального района обязательства выполнила частично и возможно снижение размера исполнительского сбора.
Заинтересованное лицо Нерехтский межрайонный прокурор о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Так, в силу п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов.
Из изложенного следует, что целью исполнительного производства и основной задачей деятельности судебного пристава-исполнителя является надлежащее, то есть своевременное, полное, правильное, а в конечном итоге реальное исполнение судебных актов и актов иных органов.
Материалами дела установлено, что решением Нерехтского районного суда Костромской области от 15 апреля 2021 года исковые требования Нерехтского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц удовлетворены. Муниципальное образовательное учреждение Лавровская общеобразовательная школа муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области, в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязана установить ограждение территории образовательного учреждения – МОУ Лавровская СОШ. Администрация муниципального образования муниципальный район г.Нерехта и Нерехтский район Костромской области при недостаточности у муниципального образовательного учреждения Лавровская общеобразовательная школа муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области обязана предусмотреть и выделить денежные средства на устранение нарушений законодательства. Решение суда вступило в силу 21 мая 2021 года, выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Нерехтскому району возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области. Копия Постановления вручена представителю взыскателя ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Нерехтскому району Костромской области вынесено постановление о взыскании с Администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей в связи с неисполнением исполнительного документа.
Согласно скрин-шета электронной картотеки исходящей документов ГЭПС через ЕПГУ в системе электронного документооборота ОСП по Нерехтскому району, постановление о взыскании исполнительного сбора в Администрацию муниципального района город Нерехта и Нерехтский район направлено в адрес ДД.ММ.ГГГГ, должником получено и прочитано ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.2.1. ст. 14 2.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг). Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов (часть 2.1 в ред. Федерального закона от 12.11.2019 N 375-ФЗ)
Таким образом, Администрация муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора получила ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, доводы ее представителя о техническом сбое материалами дела не подтверждаются, поскольку суду представлены сведения о доставке постановления и его прочтении.
В соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений Федеральной службы судебных приставов, а также решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
С настоящим административным исковым заявлением администрация муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области обратилась в Нерехтский районный суд ДД.ММ.ГГГГ, то ест со значительным пропуском срока на его обращение.
Ходатайство о восстановлении срока на его обжалование административным истцом ничем не мотивировано, доказательств уважительности пропуска срока на обращения в суд не представлено.
Доводы представителя административного истца В. об отсутствии вручения копии постановления о взыскании исполнительского сбора материалам дела не соответствуют, а потому отклоняются.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Срок обжалования постановления от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований для восстановления срока для обжалования постановления о взыскании исполнительного сбора суд не усматривает.
В соответствии с разъяснениями, данными в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (ч.1 ст.218, ст.360 КАС РФ, ч.1 ст.198 АПК РФ, ч.1 ст.121 Закона об исполнительном производстве).
Частью 1 ст.12, частью 1 ст.13 Федерального закона от 21.07.1997г. №118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемление прав и законных интересов граждан и организаций.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Закона).
Вопросы, связанные с возбуждением исполнительного производства, регламентированы статьей 30 поименованного Закона, которой установлено, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, и направляет копию этого постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (части 11 и 17 статьи 30 Закона).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом (часть 12 статьи 30 указанного Закона).
Таким образом, законодательство связывает начало течения срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа с днем получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 78 Постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" дал разъяснение, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Такое толкование закона приведено и в Методических рекомендациях о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов 8 июля 2014 г. N 0001/16, содержащих указание о том, что в силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:
- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;
- требования исполнительного документа должником не исполнены;
- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (пункт 2.1).
При этом суд исходит из того, постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем в силу неисполнения решения суда в течении срока на добровольное исполнение, постановление вынесено полномочным должностным лицом и уважительных причин для его не исполнения не представлено.
Из материалов дела также установлено, что Администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области о возбуждении исполнительного производства было известно в сентябре 2021 года.
Во исполнение решения сумма должником на оплату работ по оборудованию ограждения учебного заведения выделено (данные изъяты) рублей, на которые установлено ограждение длинной 50 метров.
Из ответа Отдел Образования муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ на запрос МОУ Лавровская СОО сообщает, что работы по установке ограждения будут проводиться силами ООО (данные изъяты) в октябре 2022 года.
Из ответов директора МОУ Лавровская ООШ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что завершить работы по установке ограждения не представляется возможным в ввиду отсутствия финансирования.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ директор МОУ Лавровская ООШ обращалась в Администрацию муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области с заявлением о выделении денежных средств для установки ограждения.
Из представленных доказательств следует, что решение суда административным истцом исполнено только в части необходимости предусмотреть денежные средства для оборудования ограждения учебного учреждения, однако фактически данные денежные средства полностью до настоящего времени не выделены.
Доводы административного истца об исполнении решения суда являются голословными, поскольку конкурс на заключение контракта по установке ограждения объявляется через Отдел образования Администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области, а не самим учебным учреждение.
Представленная МОУ Лавровская ООШ информация свидетельствует, что по состоянию на сентябрь 2022 года денежные средства на установку ограждения не выделены.
При вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора требования закона судебным приставом-исполнителем были соблюдены, поскольку о возбуждении исполнительного производства должник уведомлялся и в срок для добровольного выделения денежных средств, требования исполнительного документа не исполнил.
При изложенных выше обстоятельствах, и при отсутствии требований административного истца о признании указанного постановления о взыскании исполнительного сбора незаконным, постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ отмене не подлежит.
Вместе с тем суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
По мнению суда, решение вопроса о снижении исполнительского сбора, а также освобождение от него не ограничено временем обжалования постановлений и действий судебного пристава-исполнителя.
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Между тем, учитывая, что основное исполнительное производство в отношении Администрации исполнено частично, а также с учетом материального положения должника, размера исполнительного сбора, размера суммы исполненного обязательства и его срока, суд считает, что имеются основания для уменьшения размера исполнительского сбора на (данные изъяты), то есть до (данные изъяты) рублей.
Поскольку решение Нерехтского районного суда об обязании ответчиков оборудования территории МОУ Лавровская ООШ вынесено с целью обеспечения безопасности нахождения несовершеннолетних и иных лиц на территории учебного учреждения, обеспечения контроля при посещении учебного учреждения посторонними лицами, террористической безопасности учебного заведения, то неисполнение решения суда административным истцом в течении более года сделало невозможным обеспечение безопасности лиц находящихся в учебном учреждении, что создает не возможность предотвращения чрезвычайных обстоятельств на территории учебного.
Доводы Администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области изложенные в административном исковом заявлении и дополнении к нему сводятся к оспариванию законности постановления о взыскании исполнительского сбора, а не к освобождению от него.
Основания для освобождения административного истца от исполнительного сбора по изложенным доводам, а также исходя из представленных доказательств суд не усматривает.
Принимая вышеизложенные выводы суда, административное исковое заявление Администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области подлежит удовлетворению частично – в снижении размера исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.175-181 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № №-░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ (░░░░░░ ░░░░░░), ░░ ░░░░ ░░ (░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.