Копия.
Дело № 2а-230/2024 г.
26RS0005-01-2024-000358-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Дивное 02 июля 2024 года.
Апанасенковский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Омарова Х.С.,
при секретаре Бородиновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-230/2024 г. по административному исковому заявлению прокурора Апанасенковского района Ставропольского края к администрации Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края о признании бездействия незаконным и обязании устранения нарушений требований законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Апанасенковского района Ставропольского края в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с административным исковым заявлением, в последующем уточненным, к администрации Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края, в котором просит признать бездействие администрации Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства детский игровой площадки, расположенной по адресу <адрес>, и возложить обязанность на администрацию Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края привести в соответствие с требованиями федерального законодательства указанную детскую игровую площадку в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда, указывая в обоснование заявленных требований на следующее.
Проведенным прокуратурой района мониторингом состояния законности при организации детских игровых площадок установлены нарушения требований федерального законодательства на детской игровой площадке, расположенной в <адрес>.
В ходе проверки установлено, что детская игровая площадка, расположенная в <адрес>, не соответствуют требованиям законодательства, в том числе на объекте, расположенном на указанной территории отсутствует информация о правилах эксплуатации и возрастных ограничениях, отсутствуют номера телефонов экстренных служб и обслуживающих организаций, конструкции детского оборудования не обеспечивают требований безопасности, а именно повреждены элементы игрового оборудования, на качели отсутствует сидение в виде деревянных досок, на горке отсутствует часть деревянного перекрытия, деревянные ступени горки изношены, присутствуют множественные сколы и дыры, которые не исключают застревание частей тела ребенка, не произведено обновление лакокрасочного покрытия, на металлических конструкциях имеются следы ржавчины и отслоения материалов, на территории игровой площадки имеется сломанное оборудование, ремонт которых не осуществляется.
Длительное непринятие достаточных мер по созданию безопасных условий для детей является нарушением действующего законодательства, влечет нарушение прав несовершеннолетних, а также негативно сказывается на состоянии их здоровья, что недопустимо.
В судебном заседании представитель административного истца прокурора Апанасенковского района – помощник прокурора ФИО2 административные уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, представив пояснения аналогичные его содержанию.
Представитель административного ответчика - администрации Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края ФИО3 в судебном заседании исковые требования прокурора признал в полном объеме, представил письменное заявление.
Представитель заинтересованного лица – начальник территориального отдела с. Воздвиженское администрации Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, о причине неявки не уведомил.
Суд, с учетом надлежащего извещения сторон о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы административного искового заявления, доводы представленных заявлений, исследовав материалы дела, суд, приходит к следующему.
Часть 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
Согласно положениям ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации закрепляют право каждого на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.
В ст. 1 Федерального закона от <дата> № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закреплено, что социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений) необходимых для жизнеобеспечения детей.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от <дата> № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с п. 1 ст. 12 данного Федерального закона в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, в том числе по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления; по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления; по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В силу ст. 16 указанного Федерального закона, к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в частности: создание условий для массового отдыха жителей муниципального, городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.
Решением совета Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края утверждены Правила благоустройства территории Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края, согласно которым игровое оборудование на территории может быть представлено игровыми, физкультурно-оздоровительными устройствами, сооружениями и (или) их комплексами. При выборе состава игрового и спортивного оборудования для детей и подростков необходимо обеспечивать соответствие оборудования анатомо-физиологическим особенностям разных возрастных групп, а также с соблюдением норм, указанных в сводах правил и национальных стандартах, в том числе принятых и вступивших в действие в установленном порядке.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от <дата> №-ст утверждён Национальный стандарт Российской Федерации «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (ГОСТ Р 52301-2013), который распространяется на оборудование детских игровых площадок (далее - оборудование), предназначенных для индивидуального и коллективного пользования. Стандарт устанавливает общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования всех типов.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от <дата> №-ст в качестве национального стандарта Российской Федерации с <дата> введен в действие межгосударственный стандарт ГОСТ 33602-2015, который устанавливает основные термины, применяемые в системе межгосударственной стандартизации в области оборудования детских игровых площадок, и их определения.
Детская игровая площадка - это специально оборудованная территория, предназначенная для игры детей, включающая в себя оборудование и покрытие для детской игровой площадки; оборудование для детской игровой площадки - оборудование, установленное на детской игровой площадке, с которым или на котором пользователи могут играть индивидуально или группой по своему усмотрению и правилам.
Покрытием является участок поверхности детской игровой площадки, размерами не менее зоны приземления ребенка, используемый совместно с оборудованием для детских игровых площадок. При этом ударопоглощающим покрытием детской игровой площадки является покрытие детской игровой площадки, обладающее амортизационными свойствами, размерами не менее зоны приземления ребенка, используемое совместно с оборудованием детской игровой площадки. Ударопоглощающее покрытие детской игровой площадки может быть песчаным, гравийным, дерновым, из дробленой древесины, резиновым, синтетическим.
Требования к техническим характеристикам оборудования детских игровых площадок, его установке и эксплуатации так же установлены ГОСТом Р 52301-2013, в частности: контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец); результаты контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта регистрируют в журнале, который хранится у эксплуатанта (владельца) (пункты 6.1, 6.2, 6.3).
Неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки (пункт 7.7).
Согласно п. 7.8 указанного Стандарта регулярное обслуживание включает мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детской игровой площадки.
Мероприятия по регулярному обслуживанию оборудования включают: проверку и подтягивание узлов крепления; обновление окраски оборудования; обслуживание ударопоглощающих покрытий; смазку подшипников; нанесение на оборудование маркировок, обозначающих требуемый уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов; обеспечение чистоты оборудования и покрытий (удаление битого стекла, обломков и загрязнителей); восстановление ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов и корректировка их уровня; обслуживание пространства зон безопасности.
В соответствии с п. 7.9. Стандарта ремонтные работы включают: замену крепежных деталей; сварку; замену частей оборудования (например, изношенных желобов горок); замену структурных элементов оборудования.
В целях предотвращения травматизма на игровых и спортивных площадках, минимизации рисков чрезвычайных происшествий на различных объектах, несущих потенциальную опасность, пресечения случаев оказания услуг по организации отдыха и оздоровления детей в местах, не приспособленных для этого и не отвечающих требованиям безопасности, прокуратурой района проведена проверка игрового и спортивного оборудования.
Согласно Методическим рекомендациям по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры (утв. Приказом Минстроя России N 897/пр № от <дата>), граждане являются участниками деятельности по благоустройству территорий (включая территории с использованием открытой плоскостной детской игровой и спортивной инфраструктуры), и в отдельных случаях участвуют в выполнении работ по благоустройству, однако формирование технического задания на благоустройство территорий, проведение торгов, выбор подрядчиков, осуществление финансирования работ по благоустройству и их приемка возложены на органы местного самоуправления (п. 1.5); проектирование, строительство, содержание и эксплуатацию площадок различного функционального назначения рекомендуется осуществлять в соответствии с требованиями по охране и поддержанию здоровья человека (2.7); рекомендуется обеспечить закупку таких горок, качелей, игрового качалок, каруселей, канатных дорог, игровых комплексов (городков), в том числе при выборе песочниц, игровых домиков, лабиринтов, которые имеют сертификат соответствия требованиям Технического регламента Евразийского экономического союза; предусмотреть у приобретаемого оборудования наличие сертификатов соответствия требованиям национальных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р) (п. 4.3.2, 4.3.7 Методических рекомендаций).
В соответствии с ГОСТом Р 52301-2013, монтаж и установку оборудования выполняют в соответствии с проектом, паспортом изготовителя и нормативными документами (4.1); оборудование монтируют и устанавливают так, чтобы была обеспечена безопасность играющих детей (4.2). В случае если безопасная установка оборудования не завершена, ударопоглощающее покрытие не выполнено или техническое обслуживание не может обеспечить безопасность, запрещается пользоваться оборудованием, не обеспечивающим безопасность детей (4.3); перед вводом в эксплуатацию предусмотрены осмотр и проверка оборудования (п. 6.4); на оборудование должна быть нанесена маркировка, обозначающая требуемый уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов (7.8). Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейского регионального стандарта ЕН 1176-7:2008. Все приведенные национальные стандарты в части оборудования зоны приземления действуют в нормативном единстве с ГОСТом Р 52169-2012 Национального стандарта РФ «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от <дата> №-ст.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Апанасенковского района Ставропольского края проведена проверка состояния законности при организации детских игровых площадок района. В ходе проверки установлено, что детская игровая площадка, расположенная в Воздвиженское <адрес>, не соответствуют требованиям законодательства.
Указанная детская игровая площадка, расположена на земельном участке переданного администрацией Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края территориальному отделу села Воздвиженское администрации Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно акта осмотра оборудования спортивной площадки, расположенного на территории села Воздвиженское, территориального отдела села Воздвиженское администрации Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края в целях обеспечения безопасности на детских игровых и спортивных площадках, находящихся на территории села Воздвиженское, проводятся осмотры оборудования детских игровых площадок.
Обязанность по содержанию данной детской площадки несет административный ответчик - администрация Апанасенковского муниципального округа Ставропольского края.
Согласно п. п. 4.2.9, 4.3.2, 4.3.3, 4.3.5, 4.3.7 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.11.2012 № 1148-ст, металлические материалы, образующие окислы, шелушащиеся или отслаивающиеся, должны быть защищены нетоксичным покрытием. Конструкцией оборудования должна быть обеспечена прочность, устойчивость, жесткость и пространственная неизменяемость. Элементы оборудования из металла должны быть защищены от коррозии (или изготовлены из коррозионно-стойких материалов). Элементы оборудования из древесины должны изготавливать из древесины классов «стойкие» и «среднестойкие» и не должны иметь на поверхности дефектов обработки (например, заусенцев, задиров, отщепов, сколов и тому подобное). Наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками не допускается. Наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, не допускается. Подвижные, а также подвижные и неподвижные элементы оборудования не должны: образовывать сдавливающих или режущих поверхностей; создавать возможность застревания тела, частей тела или одежды ребенка.
Кроме того, не допускается наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, выступающие концы болтовых соединений должны быть защищены, конструкцией оборудования должно быть исключено застревание частей тела и одежды детей.
В соответствии с п. 3.4.3.22.2 указанного стандарта для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления устраивают ударопоглощающие покрытия.
Согласно акту визуального осмотра детской площадки в с. Воздвиженское, выявлены следующие замечания: отсутствует информация о правилах эксплуатации и возрастных ограничениях, отсутствуют номера телефонов экстренных служб и обслуживающих организаций, конструкции детского оборудования не обеспечивают требований безопасности, не произведено обновление лакокрасочного покрытия, на металлических конструкциях имеются следы ржавчины и отслоения материалов, на территории игровой площадки имеется сломанное оборудование, не обеспечена чистота оборудования и покрытий (имеются осколки битого стекла, загрязнение), не обслужены зоны безопасности.
Обоснованность и объективность акта ответчиком под сомнение не поставлены, его содержание не оспорено, доказательств обратного суду не представлено.
Более того, в судебном заседании представители административного ответчика указал, что не опровергали наличие нарушений, причиной является недостаточное выделение бюджетных средств на содержание и ремонт объектов, расположенных на территории района.
Учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства, а также установленные фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, поскольку возложенная на административного ответчика обязанность по содержанию детской площадки не исполняется надлежащим образом и в полном объеме, что, в свою очередь, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц (включая несовершеннолетних).
Кроме того, в соответствии с ч.3 ст.46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Согласно ч.5 ст.46 КАС РФ, суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Учитывая изложенное, суд принимает признание административного иска административным ответчиком, так как в судебном заседании не установлено обстоятельств, противоречащих Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, другим федеральным законам или нарушает права других лиц. При этом, признание административного иска административным ответчиком является достаточным основанием для удовлетворения судом требований административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 46, 157, 175 -180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ «__»___________ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░