УИД 22RS0010-01-2024-000389-17
Дело № 2а-392/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2024 года г. Камень - на - Оби
Каменский городской суд Алтайского края в составе судьи Хрипуновой О.В.,
при секретаре Паршуковой Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по .... к Некоммерческой организации «Каменский информационный центр» о ликвидации некоммерческой организации,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация «Каменский информационный центр» зарегистрирована решением Управления Министерства юстиции РФ по .... от ***. В Единый государственный реестр юридических лиц сведения о ней внесены *** за основным государственным регистрационным номером №
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по .... обратилось в суд с административным иском к Некоммерческой организации «Каменский информационный центр» о ликвидации ответчика за нарушение требований п.3 ст. 32 Федерального закона от *** № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ссылаясь на то, что административный ответчик не предоставил информацию о своей финансово-хозяйственной деятельности за *** годы, на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет не размещены. Сообщение, размещенное некоммерческой организацией *** на портале Минюста России о продолжении деятельности без указания периода, за который организация отчитывается, было расценено Управлением как отчет за предыдущий год, в соответствии с нормами действующего законодательства. *** в адрес некоммерческой организации и уполномоченного должностного лица были внесены и направлены письменные предупреждения о недопустимости требований ФЗ «О некоммерческих организациях» с установлением срока (до ***) для представления необходимой информации. Указанные нарушения закона до настоящего времени не устранены, отчет о деятельности ответчика административному истцу не представлены, на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет не размещены.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, судом о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще.
Представитель административного ответчика Уфимцев А.В., представитель заинтересованного лица (учредителя) Потанина И.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, пояснили, что задержка с предоставлением отчетов вызвана организационными и процессуальными вопросами, связанными с расположением оргтехники и документации НО «КИЦ» в помещении МУП «Каменские известия», в котором проводились следственные действия органами полиции, в результате которых изымалась техника, документация и имелся запрет на доступ в здание. В настоящее время нарушения устранены, отчеты размещены и направлены в адрес уполномоченного органа Минюста РФ.
На основании ч.1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).
В силу пункта 3 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, которые указаны в статье 3 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным органом.
Согласно п. 3.1 Закона некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, которые указаны в статье 3 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Таким образом, обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, коммерческая организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том, что в силу части первой статьи 33 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к коммерческой организации такой меры принуждения, как ликвидация данной некоммерческой организации.
Пунктом 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо ликвидируется решением суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Меры принуждения за неисполнение юридическими лицами требований действующего законодательства установлены положениями части 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ, согласно которой неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Как следует из материалов дела *** в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о создании Автономной некоммерческой организации «Каменский информационный центр» за основным регистрационным номером №.
Однако, за 2020, 2022 годы указанная организация не представляла в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю сведений, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целевом расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученного от международных иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
*** в адрес АНО «Каменский информационный центр» Управлением направлено требование об устранении допущенных нарушений, путем размещения отчетов по форме ОН0001, ОН0002 или сообщения о продолжении деятельности за 2020, 2021 годы на информационном портале Минюста России незамедлительно с момента получения указанного уведомления.
*** в адрес АНО направлено предупреждение об устранении нарушений требований статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ, с указанием срока устранения нарушений до ***.
Согласно сведениям почтовой службы (отчет Почта России №), письмо получено организацией ***.
Меры принуждения за неисполнение юридическими лицами требований действующего законодательства установлены положениями части 10 статьи 32 Федерального закона от *** N 7-ФЗ, согласно которой неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Данное законоположение является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства Российской Федерации, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ, существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций, возложенных Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации".
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28 июня 2012 года N 1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц. Непредставление в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении общественной организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, то есть об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации, которая имеет значение запрета на деятельность общественных объединений независимо от факта их государственной регистрации в качестве юридического лица.
Как следует из материалов дела, допущенные АНО «Каменский информационный центр» нарушения являлись не систематическими, устранены на момент рассмотрения дела судом.
Суд делает выводы об отсутствии существенных нарушений со стороны АНО, влекущих ликвидацию административного ответчика, учитывая, что юридическое лицо о необходимости устранения недостатков предупреждалось лишь единожды, на момент рассмотрения дела предприняты действия по устранению ранее допущенных недостатков,
в данном случае по делу не установлено обстоятельств, позволяющих применить в отношении административного ответчика исключительную меру - ликвидацию организации, как единственно возможную в целях устранения допущенных нарушений закона.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ликвидация АНО «Каменский информационный центр», осуществляющего свою деятельность с 2017 года, является соразмерной и адекватной мерой, без которой невозможно устранить допущенные названной некоммерческой организацией нарушения и достигнуть социально значимых целей, кроме того, учредителем АНО – муниципальным образованием подтвержден факт того, что организация намерена продолжать деятельность, допущенные пропуски в размещении отчетов, связаны с ограничениями наложенными органом следствия в рамках расследования по уголовному делу в отношении муниципального предприятия, на площади которого частично размещалось имущество АНО.
При данных обстоятельствах, руководствуясь ст. ст. 262-265, 175-177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.05.2024