Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-326/2023 ~ М-286/2023 от 05.06.2023

дело № 2а-326/2023

УИД 56RS0041-01-2023-000403-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Тоцкое 01 августа 2023 года

Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Градова А.В.,

при секретаре Лихачевой Е.А.,

с участием:

заместителя прокурора Тоцкого района Оренбургской области Жигулина Д.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Малоремизенский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области о признании бездействия незаконным, обязании ликвидировать несанкционированную свалку,

установил:

Прокурор Тоцкого района Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным административным иском к администрации МО Малоремизенский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, указав, что прокуратурой Тоцкого района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами в деятельности органов местного самоуправления.

В ходе проверки установлено, что на территории администрации МО Малоремизенский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области выявлена несанкционированная свалка из бытовых отходов, расположенная в конце улицы Нахаловка в 200 метрах восточнее села Малая Ремизенка.

Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, под размещение отходов надлежащим образом не отведен и не оборудован под данный вид деятельности.

Накопление большого количества отходов на свалке свидетельствует о том, что накопление отходов происходит в течение длительного времени и свалка к числу вновь образованных не относится.

Вышеизложенное свидетельствует о длительном незаконном бездействии администрации МО Малоремизенский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области в сфере организации мероприятий по осуществлению деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Размещение отходов производства и потребления на почвенном покрове является потенциальной угрозой загрязнения земельного участка, грунтовых вод, т.к. разрешительная документация на указанную свалку отсутствует, земельный участок под размещение свалки надлежащим образом не отведен. Отходы складируются на незащищенном земельном участке, при взаимодействии с атмосферным воздухом разлагаются, произвольно возгораются, что ведет к ухудшению экологической обстановки на территории муниципального образования.

Полагают, что непринятие администрацией мер по ликвидации несанкционированной свалки влечет нарушение законных прав и интересов граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, негативное влияние на окружающую природную среду, способствует возникновению пожаров.

Просили суд признать незаконным бездействие администрации МО Малоремизенский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в конце улицы Нахаловка в 200 метрах восточнее села Малая Ремизенка на территории муниципального образования Малоремизенский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области; обязать до 01.09.2023 года принять меры по организации ликвидации несанкционированной свалки.

В судебном заседании заместитель прокурора Тоцкого района Жигулин Д.С. административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика - администрации МО Малоремизенский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области в судебное заседание не явился, глава МО Суворовский сельсовет Конденков А.А. представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что с нарушениями согласен.

Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42).

Статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).

Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Тоцкого района Оренбургской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в муниципальном образовании Малоремизенский сельсовет Тоцкого района.

Проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства на территории муниципального образования Малоремизенский сельсовет расположена несанкционированная свалка, расположенная в конце улицы Нахаловка в 200 метрах восточнее села Малая Ремизенка.

Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, под размещение отходов надлежащим образом не отведен и не оборудован под данный вид деятельности.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленным в материалы дела актом прокурорской проверки от 01.06.2023 года, фототаблицей, представленным ответом главы МО Малоремизенский сельсовет на запрос прокурора.

Таким образом, учитывая, что указанная свалка является несанкционированной, то есть создана без разрешения федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами (не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии ее санитарным правилам), а также не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов, она подлежит ликвидации.

Бездействием администрации муниципального образования Малоремизенский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области допускается несоблюдение природоохранных требований, что создает опасность для окружающей среды, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Проанализировав указанные нормы закона, исследованные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.

Учитывая, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения административным ответчиком мероприятий, требующих денежных и временных затрат, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения – до 01.11.2023 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административное исковое заявление прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Малоремизенский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в конце улицы Нахаловка в 200 метрах восточнее села Малая Ремизенка на территории муниципального образования Малоремизенский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области.

Обязать администрацию муниципального образования Малоремизенский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области в срок до 01.11.2023 года ликвидировать находящуюся на территории муниципального образования Малоремизенский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области несанкционированную свалку, расположенную в конце улицы Нахаловка в 200 метрах восточнее села Малая Ремизенка.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Тоцкий районный суд Оренбургской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 02.08.2023 года.

Судья             А.В.Градов

2а-326/2023 ~ М-286/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Тоцкого района Оренбургской области
Ответчики
Администрация МО Малоремизенский сельсовет
Суд
Тоцкий районный суд Оренбургской области
Судья
Градов Артем Владимирович
Дело на сайте суда
totsky--orb.sudrf.ru
05.06.2023Регистрация административного искового заявления
05.06.2023Передача материалов судье
07.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
07.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2023Судебное заседание
02.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее