Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-447/2024 ~ М-161/2024 от 09.02.2024

Копия

№ 2а-447/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 марта 2024 года г. Соль-Илецк

Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Ширяевой Н.С.,

при секретаре Оплачко Е.Н.,

с участием старшего помощника прокурора

Соль-Илецкого района Гнездиловой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Соль-Илецкого района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Центр творческого развития» Соль-Илецкого городского округа, управлению образования администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ о понуждении к совершению действий по устранению нарушений федерального законодательства в сфере антитеррористической защищенности,

установил:

прокурор Соль-Илецкого района обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой Соль-Илецкого района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере антитеррористической защищенности в деятельности МБУДО «Центр творческого развития» Соль-Илецкого городского округа. Установлено, что в нарушение подпункта «д» пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 объект проверки не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако до настоящего времени нарушения не устранены.

Административный истец просит суд: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, МБУДО «Центр творческого развития» Соль-Илецкого городского округа, выразившееся в нарушении федерального законодательства об антитеррористической защищенности, а именно: отсутствии систем оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в МБУДО «Центр творческого развития» Соль-Илецкого городского округа; возложить обязанность на администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ и МБУДО «Центр творческого развития» Соль-Илецкого городского округа в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу установить систему экстренного оповещения сотрудников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в МБУДО «Центр творческого развития» Соль-Илецкого городского округа.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в рассмотрении дела в качестве административного ответчика привлечено управление образования администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ.

В судебное заседание представитель административного ответчика администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ не явился, извещен о времени и месте рассмотрения административного дела. Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель административного ответчика Норекайте О-В.Ю. административные исковые требования прокурора не признала по тем основаниям, что в бюджете муниципального образования отсутствуют денежные средства на данные цели. ДД.ММ.ГГГГ направлена заявка на получение субсидий из средств областного бюджета бюджетам муниципальных образований на обеспечение в муниципальных образовательных организациях требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) на 2024 год. Составлены сметы расходов, необходимых для выполнения требований антитеррористической защищенности объектов.

В судебное заседание представители административных ответчиков МБУДО «Центр творческого развития» Соль-Илецкого городского, управления образования администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела.

Старший помощник прокурора Соль-Илецкого района Гнездилова Т.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив и исследовав материалы административного дела, заслушав объяснения явившегося участника процесса, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Соль-Илецкого района проведена как проверка соблюдения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности в деятельности МБУДО «Центр творческого развития» Соль-Илецкого городского округа, так и проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в указанной сфере.

В ходе обследования здания МБУДО «Центр творческого развития» в присутствии заместителя директора МБУДО «Центр творческого развития» установлено, что в нарушение подпункта «д» пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 объект проверки не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

ДД.ММ.ГГГГ ввиду выявленных нарушений законодательства прокуратурой района в адрес директора МБУДО «Центр творческого развития» Соль-Илецкого городского округа вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Согласно ответу от 14 октября 2023 года № 290 директора МБУДО «Центр творческого развития» Соль-Илецкого городского округа на представление прокуратуры, денежные средства на установку системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, не запланированы.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на системности и комплексном использовании политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничестве государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; сочетании гласных и негласных методов противодействия терроризму; приоритете мер предупреждения терроризма.

Пунктом 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, установлено, что основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определено, что под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе по предупреждению терроризма, выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Пунктами 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).

Согласно подпункту «д» пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Пунктами 43, 46 постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» установлено, что на каждое место массового пребывания людей составляется паспорт безопасности. Паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную, ограниченную для распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования», если ему не присваивается гриф секретности.

Как следует из паспорта безопасности МБУДО «Центр творческого развития» Соль-Илецкого городского округа, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, объекту присвоена четвертая категория опасности.

Учитывая вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что помещение МБУДО «Центр творческого развития» Соль-Илецкого городского округа должно быть обеспечено системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Между тем, материалами дела достоверно подтверждается, что до настоящего времени ответчики не предприняли мер к организации и проведению работ в МБУДО «Центр творческого развития» Соль-Илецкого городского округа по оборудованию системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, что является нарушением требований постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» и создает потенциальную угрозу для жизни и здоровья неопределённого круга лиц.

Вопреки доводам представителя административного, ответчика отсутствие в бюджете необходимых денежных средств не освобождает администрацию муниципального образования от обязанности выполнения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности.

Доводы стороны административного ответчика о том, что со стороны администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ отсутствует бездействие, суд отклоняет, исходя из следующего.

Администрацией муниципального образования Соль-Илецкий городской округ составлена локальная смета расчета стоимости мероприятий, необходимых для организации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

ДД.ММ.ГГГГ направлена заявка на получение субсидии из средств областного бюджета бюджетам муниципальных образований на обеспечение в муниципальных образовательных организациях требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) на 2024 год.

Однако до настоящего времени ответ не получен.

Из объяснения представителя администрации следует, что невозможно предусмотреть в бюджете финансирование на оборудование объектов системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в МБУДО «ФИО1 развития» Соль-Илецкого городского округа.

Вместе с тем, поскольку доказательств отсутствия объективной невозможности соблюдения требований антитеррористической защищенности, не представлено, суд приходит к выводу о том, что принятых мер оказалось недостаточно.

В этой связи доводы о наличии со стороны административных ответчиков незаконного бездействия нашли свое подтверждение.

При разрешении вопроса о возложении обязанности осуществить мероприятия по установке систем оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения, суд исходит из следующего.

В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 этого же Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В пунктах 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Как следует из Устава МБУДО «Центр творческого развития» Соль-Илецкого городского округа, данное учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности. Учредителем МБУДО «Центр творческого развития» является муниципальное образование Соль-Илецкого городского округа, органом управления, осуществляющим функции и полномочия Учредителя, является управление образования администрации муниципального образования Соль-Илецкого городского округа (пункты 1.1, 1.7 Устава).

Собственником имущества, закрепленного за МБУДО «Центр творческого развития», является Учредитель (муниципальное образование Соль-Илецкого городского округа) (пункт 7.1 Устава).

МБУДО «Центр творческого развития» отвечает по своим обязательствам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 7.4 Устава); финансовое обеспечение осуществляется в виде субсидий в соответствии с утверждённым муниципальным заданием (пункт 7.5 Устава).

Таким образом, в силу вышеприведённого правового регулирования на администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, Управление образования администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, МБУДО «Центр творческого развития» подлежит возложению обязанность установить систему экстренного оповещения сотрудников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в МБУДО «Центр творческого развития» Соль-Илецкого городского округа.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, суд находит заявленные прокурором Соль-Илецкого района Оренбургской области требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Разрешая вопрос о сроках исполнения решения суда, суд приходит к выводу о том, что срок исполнения решения суда в сфере антитеррористической защищенности в деятельности МБУДО «Центр творческого развития» Соль-Илецкого городского округа – в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения, является достаточным и разумным.

Руководствуясь статьями 174-180 Кодекса административного судопроизводства, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, управлению образования администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Центр творческого развития» Соль-Илецкого городского округа о понуждении к совершению действий по устранению нарушений федерального законодательства в сфере антитеррористической защищенности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, Управления образования администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр творческого развития» Соль-Илецкого городского округа, выразившееся в непринятии мер по антитеррористической защищенности, а именно: отсутствии систем оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в МБУДО «Центр творческого развития» Соль-Илецкого городского округа.

Обязать администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, управление образования администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ и МБУДО «Центр творческого развития» Соль-Илецкого городского округа в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу установить системы оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в МБУДО «Центр творческого развития» Соль-Илецкого городского округа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись Н.С. Ширяева

Решение суда в окончательной форме принято 01.04.2024 года.

Судья подпись Н.С. Ширяева

2а-447/2024 ~ М-161/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Соль-Илецкого района
Ответчики
Управление образования Администрации МО Соль-Илецкий ГО
МДОБУ "Центр Творческого развития" Соль-Илецкого ГО
Администрация МО Соль-Илецкий городской округ
Суд
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области
Судья
Ширяева Н.С
Дело на сайте суда
sol-iletsky--orb.sudrf.ru
09.02.2024Регистрация административного искового заявления
09.02.2024Передача материалов судье
13.02.2024Решение вопроса о принятии к производству
13.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2024Судебное заседание
11.03.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
18.03.2024Судебное заседание
01.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее