Дело № 2а-1468/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 сентября 2020 года город Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Петрухиной О. А.,
при секретаре судебного заседания Ефимовой К. Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гусева С.Л. к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании действий незаконными,
установил:
Гусев С. Л. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России (далее ФСИН России) о признании незаконными действий по постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
В обоснование заявленных требований указал, что с 05 октября 1998 года по 16 ноября 2018 года он проходил службу в должности начальника караула отдела охраны ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике. 13 ноября 2013 года истцом был написан рапорт о принятии его на учет для получения единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилья (далее - ЕСВ) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2013 года № 369. 13 декабря 2013 года на заседании подкомиссии Управления ФСИН России по Чувашской Республике принято решение о направлении его документов в Комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения ЕСВ с составом семьи из трех человек. 16 декабря 2013 года пакет документов был направлен в Комиссию ФСИН России, а 11 февраля 2014 года учетное дело возвращено в УФСИН России по Чувашской Республике. 13 марта 2014 года истец написал повторный рапорт, который был зарегистрирован в книге учета заявления под номером №. Решением Комиссии ФСИН от 15 августа 2017 года истец был поставлен на учет для получения ЕСВ с 19 марта 2014 года. В последующем решением Комиссии ФСИН от 07 мая 2019 года в протокол комиссии от 15 августа 2017 года № 31 внесены изменения, согласно которым административный истец был поставлен на учет с 13 марта 2014 года. Не согласившись с указанным решением, административный истец обратился с заявлением в УФСИН России по Чувашской Республике об изменении даты принятия его на учет с 13 марта 2014 года на 13 ноября 2013 года. Письмом от 02 марта 2020 года УФСИН России по Чувашской Республике административному истцу было сообщено, что у Комиссии УФСИН отсутствуют полномочия по внесению изменений в протоколы комиссии ФСИН России. В марте 2020 года административный истец обратился с аналогичным заявлением в ФСИН России, получив 18 марта 2020 года ответ о том, что на учет истец поставлен с 13 марта 2014 года. С указанным решением административный истец не согласен. В связи с чем, просил признать незаконным решение ФСИН от 18 марта 2020 года в части отказа в изменении даты постановки административного истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 13 марта 2014 года на 13 ноября 2013 года, обязав поставить истца на учет с 13 ноября 2013 года.
В последующем требования иска были уточнены, и в окончательном виде были предъявлены требования:
- о признании незаконным решения от 18 марта 2020 года об отказе Гусеву С.Л. в изменении даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с 13 марта 2014 года на 13 ноября 2013 года,
- об обязании поставить Гусева С.Л. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с 13 ноября 2013 года с внесением изменений в протокол комиссии ФСИН России № № от 15 августа 2017 года;
- об обязании выплатить Гусеву С.Л. единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Административный истец Гусев С. Л. в судебном заседании требования иска поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Чумакова О. С. в судебном заседании возражала против требований административного иска, заявив об отсутствии оснований для признания обжалуемого действий незаконными, а также указала на пропуск трехмесячного срока для обращения в суд.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
В рамках настоящего дела административный истец заявляет требования о признании незаконным решения административного ответчика от 18 марта 2020 года об отказе в изменении даты постановки его на учет с 13 марта 2014 года на 13 ноября 2013 года.
Отношения, связанные, с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующего, в том числе, отношения по обеспечению жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), а также в установленных Федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации установлены Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369.
Согласно пункту 4 названных Правил, принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил установлен перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный вид учета. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил).
Так, судом установлено и следует из материалов дела, что Гусев С. Л. проходил службу в УФСИН России по Чувашской Республике в период с 05 октября 1998 года по 16 ноября 2018 года, выслуга лет в календарном исчислении составляет 23 года, в льготном- 32 года, то есть более 10 лет.
Также судом установлено, что 28 ноября 2013 года в книге № № учета заявлений (рапортов) сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членов их семей и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, был зарегистрирован рапорт Гусева С. Л. от 13 ноября 2013 года о принятии его и членов его семьи (супруга и один несовершеннолетний ребенок) на учет для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369.
Согласно выписке из протокола № от 13 декабря 2013 года заседания подкомиссии УФСИН России по Чувашской Республике постановлено направить рапорт и документы Гусева С. Л. в Комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения ЕСВ, состав семьи 3 человека.
Из материалов дела также следует, что 04 февраля 2014 года Комиссия ФСИН России возвратила учетное дело Гусева С. Л. для организации работы в установленном порядке, поскольку представленные Комиссии документы не соответствовали требованиям, установленными Правилами предоставления единовременной социальной выплаты.
Также из материалов дела следует, что 13 марта 2014 года Гусев С. Л. повторно обратился с рапортом о принятии его с семьей из 3 человек на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Подкомиссия Управления ФСИН России по Чувашской Республике на заседании, состоявшемся 01 апреля 2014 года, приняла решение ходатайствовать перед Комиссией ФСИН России о рассмотрении вопроса о постановке Гусева С. Л. на учет для получения ЕСВ.
Решением Комиссии ФСИН России от 15 августа 2017 года (протокол №) по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Гусев С. Л. поставлен на учет для получения единовременной выплаты с составом семьи 3 человека с 19 марта 2014 года.
Комиссия ФСИН России на заседании, состоявшемся 07 мая 2019 года, рассмотрев обращение Гусева С. Л., внесла изменение в протокол от 15 августа 2017 года № 31 в отношении Гусева С. Л., в соответствии с которым Гусев С. Л. был поставлен на учет с 13 марта 2014 года.
При этом, из материалов дела усматривается, что рассмотрение 07 мая 2019 года Комиссией ФСИН вопроса о внесении изменений в протокол от 15 августа 2017 года № 31 об изменении даты постановки его на учет с 19 марта 2014 года на дату 13 марта 2014 года было инициировано самим Гусевым С. Л., который обратился с соответствующим заявлением в Комиссию ФСИН России и просил изменить дату с 19 марта 2014 года именно на дату 13 марта 2014 года, а не на дату 13 ноября 2013 года.
Действия либо бездействия Комиссии ФСИН России, имевшие место в феврале 2014 года, когда учетное дело Гусева С. Л. было возвращено из Комиссии ФСИН России для организации работы, предметом настоящего спора не являются.
Каких-либо надлежащих доводов тому, что Гусев С. Л. должен быть поставлен на учет 13 ноября 2013 года, в ходе рассмотрения дела административным истцом приведено не было.
Стороной административного ответчика в ходе рассмотрения дела было заявлено о пропуске истцом предусмотренного законом трехмесячного срока для обращения суд с настоящим иском.
Оценив доводы о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с настоящим административным иском, суд исходит из следующего.
Согласно статье 219 КАС РФ, если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
В рассматриваемом деле Гусеву С. Л. о решении Комиссии ФСИН России о постановке его на учет для получения ЕСВ с марта 2014 года, должно было стать известно в 2017 году, после принятия Комиссией соответствующего решения, оформленного протоколом от 15 августа 2017 года №.
Из представленных в материалы дела обращений Гусева С. Л. в адрес ФСИН России следует, что 04 февраля 2019 года Гусев С. Л. при обращении в ФСИН России просил изменить дату постановки его на учет с 19 марта 2014 года на 28 ноября 2013 года.
На данное обращение Гусева С. Л. был дан ответ от 12 марта 2019 года, который был направлен по адресу места его регистрации - гор. Новочебоксарск, ул. <адрес>
Аналогичное по содержанию обращение Гусева С. Л. повторно поступило в Управление делами ФСИН России 01 апреля 2019 года, на которое 30 апреля 2019 года был дан ответ, направленный по адресу регистрации Гусева С. Л.
Как следует из обстоятельств дела, копия протокола заседания Комиссии ФСИН России от 07 мая 2019 года, в соответствии с которой дата постановки Гусева С. Л. была изменена с 19 марта 2014 года на 13 марта 2014 года была получена им летом 2019 года (июнь-август), о чем сам Гусев С. Л. указал в ходе судебного заседания.
Более того, письмом от 21 мая 2019 года ответчик уведомил Гусева С. Л. о том, что дата постановки его на учет изменена с 19 марта 2014 года на 13 марта 2014 года. Данное письмо было направлено в адрес Гусева С. Л. по месту его регистрации.
Таким образом, обстоятельства дела с очевидностью указывают на то, что административному истцу еще в феврале 2019 года было известно о том, что на учет для получения ЕСВ он был поставлен с марта 2014 года, а не с ноября 2013 года. Более того, еще в феврале 2019 года и в апреле 2019 года Гусев С. В. в своих обращениях в адрес административного ответчика указывал о необходимости установления даты его постановки его на учет 28 ноября 2013 года.
Соответственно, о нарушении своих прав в части даты постановки на учет административному истцу было известно как в феврале 2019 года, так и в апреле 2019 года, а также не позднее июня 2019 года, когда в его адрес было направлено письмо от 21 мая 2019 года, в котором ему и сообщалось об изменении даты с 19 марта 2014 года на 13 марта 2014 года.
С настоящим заявлением Гусев С. Л. обратился в суд только 28 апреля 2020 года, направив исковое заявление посредством почтовой связи.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Гусев С. Л. пропустил установленный законом срок для оспаривания действий административного ответчика.
Доказательств, свидетельствующих об уважительности пропуска данного срока административным истцом в дело не представлено, и в ходе рассмотрения дела также таких обстоятельств не установлено.
При этом суд полагает, что обращения Гусева С. Л. к административному ответчику, имевшие место в феврале 2020 года, не свидетельствуют о том, что в данном случае имеет место новое нарушение права административного истца, которое требовало бы самостоятельной защиты, и срок для обращения его в суд не пропущен, поскольку спор между сторонами из-за даты постановки административного истца на учет (13 марта 2014 года исходя из позиции административного ответчика, 28 ноября 2013 года исходя из позиции административного истца) возник именно в феврале-апреле 2019 года, и обращения истца по данному вопросу были окончательно разрешены административным ответчиком именно в мае 2019 года (протокол Комиссии № от 07 мая 2019 года), о чем, как уже указывалось ранее истцу стало известно не позднее июня 2019 года, тогда как с иском Гусев С.Л. обратился в суд 28 апреля 2020 года, то есть более чем через 11 месяцев после изменения даты постановки на учет.
Поскольку в рассматриваемом случае требования административного иска в части обязания административного ответчика поставить Гусева С. Л. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с 13 ноября 2013 года с внесением изменений в протокол комиссии ФСИН России № от 15 августа 2017 года, а также об обязании выплатить истцу единовременную социальную выплату для приобретения и строительства жилого помещения являются производными от требования о признании незаконными решения об отказе Гусеву С. Л. в изменении даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с 13 марта 2014 года на 13 ноября 2013 года, в удовлетворении которого судом отказано, то и оснований для удовлетворения иных требований, заявленных в рамках рассматриваемого спора, суд не усматривает.
С учетом изложенного, суд отказывает Гусеву С. Л. в удовлетворении его административного иска в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-179, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░:
- ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 13 ░░░░░ 2014 ░░░░ ░░ 13 ░░░░░░ 2013 ░░░░,
- ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 13 ░░░░░░ 2013 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 31 ░░ 15 ░░░░░░░ 2017 ░░░░;
- ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░.