Подлинник данного решения приобщен к административному делу
№ 2а-2522/23Альметьевского городского суда РТ
Дело № 2а- 2522/2023
16RS0036-01-2023-003026-77
Р Е Ш Е Н И Е
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2023 года г. Альметьевск РТ
Альметьевский городской суд РТ в составе: председательствующего судьи Исмагилова А.Т.,
при секретаре Мухаметгариповой Ч.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сабирова Р.Р. об оспаривании решения и действий призывной комиссии,
У С Т А Н О В И Л:
Сабиров Р.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии Альметьевского муниципального района РТ по вышеуказанной формулировке, в обоснование которого указал, что является лицом, подлежащим призыву на военную службу, в связи с чем состоит на воинском учете по месту регистрации в Военном комиссариате г. Альметьевск и Альметьевского района РТ.
В период весеннего призыва 2023 года призывной комиссией Альметьевского муниципального района РТ в отношении административного истца проведены призывные мероприятия, медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии. В ходе медицинского освидетельствования Сабиров Р.Р. предъявлял жалобы на состояние здоровья, которые по доводам административного иска, были проигнорированы. Предъявленные административным истцом жалобы, по мнению последнего, являются основанием для вынесения решения об освобождении от призыва на военную службу согласно п. «в» ст. 68 Расписания болезней приложения к «Положению о военно-врачебной экспертизе» с установлении категории «В». По результатам медицинского освидетельствования на заседании призывной комиссии Альметьевского муниципального района РТ в отношении Сабиров Р.Р. принято решение, согласно которого последний признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности «Б» ПП-3).
Выражая свое несогласие с данным решением Призывной комиссии, указывая на то, что имея такие ограничения состояния здоровья согласно законодательства, административный истец просил признать незаконным действия:
- Призывной комиссии Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и военного комиссариата г. Альметьевск по вынесению решения о признании административного истца годным к военной службе;
- Призывной комиссии Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и военного комиссариата г. Альметьевск по вынесению решения о призыве на военную службу;
- Призывной комиссии Альметьевского муниципального района Республики Татарстани и военного комиссариата г. Альметьевск в части выдачи повестки на отправку к месту прохождения военной службы;
- отменить решение Призывной комиссии Альметьевского муниципального района Республики Татарстан в части признания административного истца годным к военной службе и призыве его на военную службу;
- а также возложить на призывную комиссию Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и военного комиссариата г. Альметьевск обязанность устранить допущенные нарушения.
Административный истец в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика – призывной комиссии Альметьевского муниципального района РТ, Военного комиссариата г. Альметьевск и Альметьевского района РТ, ФКУ «Военный комиссариат Республики Татарстан» по доверенности Закиева Л.Ф. в судебное заседание не явилась, предоставила отзыв, согласно которого просила в удовлетворении административного иска отказать.
Согласно содержания возражений, при прохождении медицинского обследования в период весеннего призыва Сабиров Р.Р. в связи с предъявленными жалобами на состояние здоровья был направлен на медицинское обследование в медицинские учреждения Альметьевского района РТ. По результатам обследований представил медицинские заключения, по результатам рассмотрения которых врачами специалистами заполнены листы здоровья и врачом –специалистом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию призывнику установлена категория годности к военной службе «Б» с показателем предназначения – 3.
призывной комиссией Альметьевского муниципального района РТ внесено законное и обоснованное решение в отношении Сабирова Р.Р.
Изучив материалы дела, возражения и личное дело призывника, медицинские документы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в суд в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения.
В силу ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 указанного закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Частью 1 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ установлено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Установлено, что административный истец Сабиров Р.Р., состоит на воинском учёте в военном комиссариате <адрес> и <адрес> Республики Татарстан с 2019 года.
При постановке на воинский учёт в 2019 года Сабиров Р.Р. прошёл медицинское освидетельствование и решением комиссии по постановке на воинский учёт ему была определена категория годности «А 1» (годен к военной службе, показатель предназначения - 2).
Весной 2020 года Сабиров Р.Р. предоставлена отсрочка в связи с обучением.
При призыве Сабиров Р.Р. на военную службу весной 2022 года призывной комиссией было принято решение о направлении Сабиров Р.Р. на медицинское обследование.
При прохождении медицинского освидетельствования весной 2023 года, в связи с предъявленными жалобами на состояние здоровья, Сабиров Р.Р. был направлен на медицинское освидетельствование.
По результатам обследования Сабиров Р.Р. были предоставлены медицинские заключения.
На основании всех приведенных результатов медицинского освидетельствования врачами – специалистами были заполнены листы медицинского освидетельствования, согласно которого Сабиров Р.Р. установлена категория годности к военной службе «Б» годен к военной службе с незначительными ограничениями, показатель предназначения – 3.
ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией Альметьевского муниципального района РТ в отношении Сабиров Р.Р. принято решение о призыве на военную службу.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
В статье 66 Расписания болезней, являющегося приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 565, установлены требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, наличие которых определяет категорию призывника. Пункт "в" указанной статьи предусматривает болезни позвоночника и их последствия: фиксированные приобретенные искривления позвоночника, сопровождающиеся ротацией позвонков (в частности сколиоз II степени). Для незначительной степени нарушения функций позвоночника характерны: клинические проявления статических расстройств возникают через 5 - 6 часов вертикального положения; ограничение амплитуды движений в позвоночнике в шейном и (или) грудном и поясничном отделах позвоночника до 20 процентов; двигательные и чувствительные нарушения, проявляющиеся неполной утратой чувствительности в зоне одного невромера, утратой или снижением сухожильного рефлекса, снижение мышечной силы отдельных мышц конечности при общей компенсации их функций.
Административным истцом не представлено бесспорных и достоверных доказательств того, что на момент прохождения медицинского освидетельствования он имел клинические проявления заболевания, ограничения движений позвоночника, двигательные и чувствительные нарушения, дающие основания для установления ему категории годности "В", а равно того, что при проведении медицинского освидетельствования допущены такие нарушение, которые привели к принятию необоснованного решения.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности (пункт 1 статьи 28).
Такие решения принимаются призывной комиссией по результатам медицинского освидетельствования призывника, проведенного врачами-специалистами, и на основании заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, о годности гражданина к военной службе по соответствующим категориям (статья 5.1). Гражданин, заявивший о несогласии с заключением о его годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, вправе обжаловать такое заключение и решение призывной комиссии в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, которая организует контрольное медицинское освидетельствование (пункт 7 статьи 28, пункт 2 статьи 29).
Кроме того, исходя из положений части 2 статьи 25, части 6 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", гражданин, не согласный с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы.
Такая экспертиза осуществляется в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 № 574).
В соответствии с пунктами 7, 8 данного Положения независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы.
Согласно Положению о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 № 565), вступившему в действие с 1 января 2014 года, при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 № 574 (абзац пятый пункта 8); военный комиссар (начальник отдела военного комиссариата) при получении заключения независимой военно-врачебной экспертизы приобщает его к личному делу призывника и в рамках работы призывной комиссии направляет гражданина в соответствующую комиссию для повторного освидетельствования, если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением освидетельствования гражданина, проведенного в рамках работы призывной комиссии (пункт 102).
Как установлено в судебном заседании, при медицинском освидетельствовании Сабиров Р.Р. прошел все необходимые для определения категории годности к военной службе медицинские обследования, по результатам которых врачом, руководившим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, дано заключение.
При имеющихся заключениях специалистов врачебной комиссии по результатам медицинского освидетельствования у призывной комиссии Альметьевского муниципального района РТ имелись законные основания для принятия оспариваемого решения, поскольку по заключению проведенного медицинского освидетельствования призывник по состоянию здоровья признан годным к военной службе с незначительными ограничениями
Сведений о том, что административный истец проходил независимую экспертизу, результаты которой могли бы повлиять на принятое решение, не представлено.
Таким образом, наличие у призывника заболеваний, из числа указанных, в частности, в п. «в» ст. 68 Расписания болезней, в той степени их тяжести и выраженности, которые бы свидетельствовали о том, что Сабиров Р.Р. является ограниченно годным к военной службе (категория В) не установлено; оснований же полагать, что при определении категории годности Сабирова Р.Р. к военной службе административным ответчиком не были должным образом приняты во внимание все собранные объективные медицинские данные о его состоянии здоровья с учетом жалоб и полученных медицинских заключений, не имеется.
Применение пункта "г" статьи 26 Расписания болезней соответствует установленному Сабирову Р.Р. диагнозу заболевания, указанному в медицинском заключении. По итогам изучения и оценки состояния здоровья Сабирова Р.Р. последнему правомерно установлена категория годности "Б" (годен к военной службе с незначительными ограничениями, показатель предназначения 3).
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу положений статей 218, 227 КАС РФ удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом решения) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Такой совокупности в судебном заседании не установлено.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения административного иска Сабирова Р.Р. суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь 180-185 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 22 ░░░ 2023 ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ «_____ » ___________ 20____ ░░░░
░░░░░