Дело № 2а-3312/2024 24 апреля 2024 года
УИД 29RS0023-01-2024-002893-80
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Поповой Д. В.
при секретаре Кухто Я. П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда Архангельской области административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности заместителя прокурора города Северодвинска в интересах неопределенного круга лиц к Козлову .. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
установил:
исполняющий обязанности заместителя прокурора города Северодвинска в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Козлову А. С. о прекращении действия права на управление транспортными средствами категории «.....».
Требования мотивированы тем, что при наличии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами административный ответчик наделён правом на управление транспортными средствами категории «.....» на основании водительского удостоверения .....
В судебном заседании старший помощник прокурора ..... на заявленных требованиях настаивал по основаниям, указанным в административном исковом заявлении. Полагал, что в деле имеется достаточно доказательств для удовлетворения административного иска.
Административный ответчик Козлов А. С. извещался судом о времени и месте судебного заседания в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) по адресу регистрации, указанному в истребованной адресной справке от 25.03.2024 (л. д. 8), в том числе заказным письмом с уведомлением о вручении, однако судебное извещение, направленное административному ответчику, возвращено в адрес суда за истечением срока хранения (л. д. 28).
В силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
При таком положении, судебное извещение в адрес административного ответчика считается доставленным, в связи с чем суд считает, данный ответчик надлежащим образом извещен о дате и времени рассмотрения дела.
Заинтересованное лицо: ОМВД России по городу Северодвинску, надлежаще извещённое, представителя в судебное заседание не направило (л. д. 24).
.....
.....
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела и представленную по запросу суда медицинскую карту амбулаторного больного Козлова А. С., суд приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается, что Козлов А. С. имеет право на управление транспортными средствами категорий .....» на основании водительского удостоверения № .....
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации» установлено продление на 3 года действие российских национальных водительских удостоверений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2023 г. Продление срока действия не требует внесения дополнительных изменений в указанные документы.
.....
.....
.....
.....
.....
.....
Таким образом, по состоянию на дату рассмотрения дела административный ответчик состоит на учёте у врача психиатра..... в отношении него установлено диспансерное наблюдение.
Указанные обстоятельства последовательно подтверждаются документами амбулаторного и стационарного больного Козлова А. С.
На основании Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьёй 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604 утверждён Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).
В соответствии со статьёй 26 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» в отношении лица, страдающего психическим расстройством, в амбулаторных условиях осуществляются профилактика, диагностика, лечение, медицинская реабилитация и диспансерное наблюдение (часть 1).
Психиатрическая помощь в амбулаторных условиях (за исключением диспансерного наблюдения) оказывается при добровольном обращении лица, страдающего психическим расстройством, в соответствии со статьёй 4 настоящего Закона (часть 2).Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью первой статьи 27 настоящего Закона, и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путём регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи (часть 3).
В соответствии со статьёй 27 указанного Закона диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (часть 1).
Решение вопросов о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначенной руководителем медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в амбулаторных условиях, или комиссией врачей-психиатров, назначенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (часть 2).
Мотивированное решение комиссии врачей-психиатров оформляется записью в медицинской документации. Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в порядке, установленном разделом 4 настоящего Закона (часть 3).
Порядок диспансерного наблюдения за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 5).
В соответствии с пунктом 13 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология», утверждённого Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2015 № 1034н, врач-психиатр-нарколог (врач-психиатр-нарколог участковый) проводит диагностику наркологических расстройств, профилактические мероприятия, лечебные мероприятия, медицинскую реабилитацию, диспансерное наблюдение, определяет медицинские показания для направления лиц с наркологическими расстройствами для оказания медицинской помощи в стационарных условиях в экстренной и (или) плановой формах, при наличии медицинских показаний - направление на консультацию к врачам-специалистам.
В соответствии с Порядком диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утверждённым этим же приказом, диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных паталогических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания (пункт 2).
Диспансерное наблюдение осуществляют врачи-психиатры-наркологи (врачи-психиатры-наркологи участковые) медицинских организаций, указанных в пункте 3 настоящего Порядка (пункт 4).
Диспансерное наблюдение организуется при наличии информированного добровольного согласия в письменной форме, данного с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (пункт 5).
Снятие с диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
Таким образом, в настоящее время сведения о ремиссии заболевания Козлова А. С. отсутствуют, решения в отношении него о прекращении диспансерного наблюдения врачебной комиссией не принято, он не снят с диспансерного наблюдения в установленном законом порядке. Более того, по сообщению главного врача ..... прекращение диспансерного наблюдения административного ответчика в ближайшее время не планируется.
.....
В судебном заседании установлено, что административный ответчик страдает психическим расстройством, ....., то есть включено в указанный перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Указанные обстоятельства последовательно подтверждаются медицинскими документами, стороной административного ответчика не опровергнуты, поэтому суд полагает их установленными.
Доказательств наступления стойкой ремиссии (выздоровления) и прекращения диспансерного наблюдения административным ответчиком в суд не представлено, в материалах дела и медицинской документации административного ответчика таких доказательств не имеется.
Таким образом, по состоянию на дату рассмотрения настоящего дела административный ответчик имеет медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами.
Наличие у административного ответчика психического расстройства в силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» является основанием прекращения действия предоставленного административному ответчику права на управление транспортными средствами категории .....
При таких обстоятельствах, административный иск исполняющего обязанности заместителя прокурора города Северодвинска является обоснованным и подлежит удовлетворению.
С учётом обстоятельств дела, необходимости реального исполнения решения суда, суд применительно к положениям части 2 статьи 188 КАС РФ, полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению, поскольку вследствие особых обстоятельств замедление исполнения решения может создать реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределённому кругу лицу, нанести ущерб публичным и частным интересам.
На основании статьи 103 КАС РФ суд взыскивает с административного ответчика в доход местного бюджета городского округа Архангельской области «Северодвинск» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 39, 175 - 180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление исполняющего обязанности заместителя прокурора города Северодвинска в интересах неопределенного круга лиц к Козлову .. о прекращении действия права на управление транспортными средствами удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами категории ..... предоставленного Козлову .., на основании водительского удостоверения .....
Решение обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с Козлова .. в доход местного бюджета городского округа Архангельской области «Северодвинск» государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Д. В. Попова
Решение принято в окончательной форме 24.04.2024.