Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-467/2024 ~ М-275/2024 от 18.04.2024

Дело №2а-467/2024

УИД 52RS0028-01-2024-000460-40    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Володарск      15 мая 2024 года

Володарский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Моисеева С.Ю.,

при секретаре Бабаевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Володарского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрации Володарского муниципального округа Нижегородской области о признании незаконным бездействия администрации по сносу расселенного аварийного дома,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец прокурор Володарского района Нижегородской области обратился в суд с административным иском к Администрации Володарского муниципального округа Нижегородской области мотивировав тем, что в рамках исполнения указания прокуратуры Нижегородской области от 24.08.2017 № 190/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при переселении граждан из аварийного жилищного фонда» прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Володарского муниципального округа законодательства при сносе расселенных аварийных домов.

Указал, что на территории Володарского муниципального округа завершено расселение признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Также указал, что расселение многоквартирного дома завершено, вместе с тем до настоящего времени расселенный многоквартирный дом, не снесен, мер направленных на ликвидацию аварийных домов не принято.

Полагает, что непригодные для проживания дома ухудшают облик Володарского муниципального округа, сдерживают развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность территории. Наличие свободного доступа в неснесенный аварийный дом не исключает возможность совершения правонарушений в данных помещениях, в том числе поджога, создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранности имущества третьих лиц.

Также указал, что земельный участок под многоквартирным домом находится в границах территории опережающего развития, расположен в границах сложившейся застройки, его освобождение позволит расширить перечень земель территории опережающего развития для привлечения новых резидентов.

Полагает, что администрация Володарского муниципального округа Нижегородской области, обладая властными полномочиями в реализации вопросов местного значения, обязана создать условия для безопасного проживания граждан и надлежащего содержания муниципального жилищного фонда. Поэтому в случае признания дома аварийным и непригодным для проживания в полномочиях органов местного самоуправления организовать и проконтролировать снос дома, относящегося к муниципальному жилищному фонду. Такая обязанность не может быть поставлена в зависимость, от наличия плана, срока или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.

Просит суд признать бездействие администрации Володарского муниципального округа Нижегородской области незаконным. Обязать администрацию Володарского муниципального округа Нижегородской области организовать снос расселенного аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Установить срок для исполнения решения суда.

Административный истец в лице старшего помощника прокурора Володарского района Нижегородской области Игнатова С.С. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить, просил установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Административный ответчик Администрация Володарского муниципального округа Нижегородской области в лице представителя по доверенности Аракелян Н.А. в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась, просила установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 1 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возраста, недееспособности и других уважительных причин не может сам обратиться в суд.

Национальный проект «Жилье и городская среда» разработан во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда» утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.

Финансовое обеспечение реализации национального проекта осуществляется за счет средств федерального и регионального бюджетов. Министерством строительства Нижегородской области и администрацией Володарского муниципального округа заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета бюджету муниципального образования субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В рамках государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2023 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 № 168 администрацией Володарского муниципального округа принята муниципальная программа «Развитие жилищного строительства и государственная поддержка граждан по обеспечению жильем на территории Володарского муниципального округа Нижегородской области» утверждена постановлением администрации от 24.11.2017 № 2259 на 2018-2024 годы, постановлением администрации от 30.12.2022 № 2099 с 01.01.2023. В состав муниципальной программы включена Подпрограмма 1 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Володарского муниципального округа».

Региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 № 168 помимо переселения граждан, предусмотрена ликвидация существующего аварийного жилищного фонда.

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; стимулируют жилищное строительство; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.

В соответствии с п.6 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе, вопросы обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объектом технического регулирования в указанном законе являются здания и сооружения любого назначения, а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Федеральный закон № 384-Ф3 распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружений. При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение (ч.1 ст.37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ).

Судом установлено, и следует из материалов дела, что в рамках исполнения указания прокуратуры Нижегородской области от 24.08.2017 №190/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при переселении граждан из аварийного жилищного фонда» прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Володарского муниципального округа законодательства при сносе расселенных аварийных домов.

Указанной проверкой установлено, что на территории Володарского муниципального округа, по адресу: <адрес>, находится дом, который в установленном порядке был признан аварийным, но до настоящего времени не снесен, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Непригодные для проживания дома ухудшают облик Володарского муниципального округа, сдерживают развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность территории. Наличие свободного доступа в неснесенный аварийный дом не исключает возможность совершения правонарушений в данных помещениях, в том числе поджога, создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранности имущества третьих лиц.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора Володарского района Нижегородской области.

Согласно ч.2 ст.178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Рассматривая вопрос об установлении срока исполнения решения суда суд учитывает какие мероприятия необходимо выполнить и полагает необходимым установить срок для исполнения настоящего решения до ДД.ММ.ГГГГ. Указанный срок по мнению суда, будет являться разумным и достаточным для исполнения решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Прокурора Володарского района Нижегородской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации удовлетворить.

Признать бездействие администрации Володарского муниципального округа Нижегородской области незаконным.

Обязать администрацию Володарского муниципального округа Нижегородской области организовать снос расселенного аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Володарский районный суд Нижегородской области.

Судья С.Ю. Моисеев

Резолютивная часть объявлена ДД.ММ.ГГГГ

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ

2а-467/2024 ~ М-275/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Володарского района
Ответчики
Администрация Володарского муниципального округа Нижегородской области
Суд
Володарский районный суд Нижегородской области
Судья
Моисеев Сергей Юрьевич
Дело на сайте суда
volodarsky--nnov.sudrf.ru
18.04.2024Регистрация административного искового заявления
18.04.2024Передача материалов судье
18.04.2024Решение вопроса о принятии к производству
18.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2024Судебное заседание
29.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее