Дело № 2а-1301/2024
УИД 61RS0036-01-2024-001585-90
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2024 года г. Каменск-Шахтинский
Каменский районный суд Ростовской области в составе судьи Тупиковой А.А., при секретаре Устиновой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению администрации г.Каменска-Шахтинского Ростовской области к УФССП России по Ростовской области, судебному приставу-исполнителю СОСП по Ростовской области ГМУ ФССП России Лякишевой Ю.В. об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении от взыскания исполнительского сбора или его уменьшении,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г. Каменска-Шахтинского Ростовской области обратилась в суд с административным иском к УФССП России по Ростовской области, судебному приставу-исполнителю СОСП по Ростовской области ГМУ ФССП России Лякишевой Ю.В. об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении от взыскания исполнительского сбора или его уменьшении, указав в иске, что Администрация г. Каменска-Шахтинского является должником по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ № № по исполнительному документу: исполнительный лист № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Каменским районным судом по делу № №, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Каменским районным судом были удовлетворены исковые требования Логачева В.Н. по административному исковому заявлению к Администрации города о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по использованию требований законодательства по соблюдению и. 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2023 № 131-ФЗ, по организации стока поверхностных вод с автомобильной дороги <адрес>
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ (вх. №№ от ДД.ММ.ГГГГ) судебным приставом- исполнителем СОСП России по Ростовской области ГМУ ФССП России Лякишевой Ю.В. установлен исполнительский сбор по исполнительному производству неимущественного характера в размере <данные изъяты> рублей.
Административный истец - Администрация города Каменск-Шахтинский считает незаконным и необоснованным взыскание с должника исполнительского сбора.
Администрация города вынуждена обратиться в суд с заявлением об уменьшении, либо освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> рублей, поскольку должником предпринимались все меры, направленные на исполнение решения суда.
В ДД.ММ.ГГГГ году муниципальным казенным учреждением «Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства г.Каменск-Шахтинский» в рамках заключенного муниципального контракта, произведен капитальный ремонт автомобильной дороги <адрес>, согласно утвержденной проектной документации, без устройства подъездных путей к индивидуальным жилым строениям и водоотводов.
В настоящее время у МКУ «Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства г.Каменск-Шахтинский» имеются основания, препятствующие исполнению решения суда, так как исполнение подобной категории решения суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих временных затрат по оформлению распорядительных документов.
В настоящее время разработан и находится на согласовании проект технического задания на разработку подъездных дорог к домовладениям для отвода стока поверхностных вод.
Руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" будет заключен муниципальный контракт с подрядной организацией.
Следовательно, исполнение обязательств Администрацией города обусловлено необходимостью выполнения процедур указанных в Федеральном законе № 44-ФЗ от 05.04.2013. Все это требует значительных временных затрат и не может быть выполнено немедленно, согласно решению суда.
После утверждения технического задания необходимо будет провести мероприятия по финансированию предстоящих затрат, что повлечет выделение дополнительных бюджетных средств.
Выделение бюджетных ассигнований или увеличение бюджетных ассигнований могут осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете; в текущем финансовом году выделение бюджетных ассигнований или увеличение бюджетных ассигнований могут осуществляться только после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению - рыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об отсутствии ;ли недостаточности бюджетных ассигнований на эти цели главу и представительный орган муниципального образования. Последние, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с п. 2 ст. 83 БК РФ, т.е. в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.
Таким образом имеются основания, препятствующие исполнению решения суда, так как исполнение подобной категории решения суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих временных затрат по оформлению распорядительных документов.
На момент получения органом местного самоуправления постановлений о возбуждении исполнительных производств были предприняты соответствующие меры, в том числе ведутся мероприятия направленные на выполнение работ по ремонту автодорожного полотна.
Таким образом, наличие вины в действиях Администрации города по неисполнению в установленный срок требований исполнительного документа не усматривается
На основании изложенного, с учетом внесенных уточнений, административный истец просит признать недействительным Постановление административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Администрации города Каменск-Шахтинский исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере <данные изъяты> рублей и установления нового срока исполнения в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ № № по исполнительному документу: исполнительный лист № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Каменским районным судом по делу № №, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, уменьшить исполнительский сбор в рамках исполнительного производства исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ № № по исполнительному документу: исполнительный лист № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Каменским районным судом по делу № №, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ на одну четверть.
Административный истец, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Лякишева Ю.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Направила в суд возражения на административное исковое заявление, согласно которым просила отказать в удовлетворении требований.
Административный ответчик УФССП России по Ростовской области, а также заинтересованные лица по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из содержания ст. 218, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц (публичного органа) могут быть признаны неправомерными, только если они не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые интересы граждан, либо иных лиц.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу ч. 6 вышеназванной статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что единственным основанием, препятствующим вынесению судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в установленный законом для добровольного исполнения срок, является представление судебному приставу-исполнителю доказательств того, что невозможность исполнения обусловлена обстоятельствами непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях.
Как следует из материалов дела, в производстве СОСП по Ростовской области ГМУ ФССП России находится исполнительное производство №№ от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного документа – исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Каменским районным судом Ростовской области по делу №№ по решению, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ г., по иску Логачева В.Н. к Администрации г.Каменска-Шахтинского о признании бездействий незаконными, выразившегося в непринятии мер по использованию требований законодательства по соблюдению и. 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2023 № 131-ФЗ, по организации стока поверхностных вод с автомобильной дороги <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем СОСП по Ростовской области ГМУ ФССП России Лякишевой Ю.В. вынесено постановление о взыскании с Администрации г. Каменск-Шахтинского исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере <данные изъяты> рублей, установлен новый срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, - до ДД.ММ.ГГГГ. Исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено.
В соответствии со ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона; срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 ст. 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Суд считает, что вынесенное судебным приставом-исполнителем постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей в связи с неисполнением требований исполнительного документа является законным и обоснованным. Вместе с тем, у должника имелись основания, препятствующие исполнению решения суда в установленный срок, так как исполнение решения суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих временных затрат по оформлению распорядительных документов, также им предпринимались меры, направленные на исполнение решения суда.
Учитывая конкретные сложившиеся обстоятельства, деятельность должника, направленную на исполнение судебного акта, суд приходит к выводу о наличии существенных обстоятельств, не позволивших должнику исполнить решение в срок в полном объеме, то есть, о наличии достаточных оснований для уменьшения исполнительского сбора на одну четверть.
Оснований для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора, суд не установил, в связи с чем, в этой части требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования администрации г.Каменска-Шахтинского Ростовской области к УФССП России по Ростовской области, судебному приставу-исполнителю СОСП по Ростовской области ГМУ ФССП России Лякишевой Ю.В. об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении от взыскания исполнительского сбора или его уменьшении удовлетворить частично.
По исполнительному производству № № от ДД.ММ.ГГГГ, уменьшить размер подлежащего взысканию исполнительного сбора в сумме <данные изъяты> рублей на одну четверть, то есть до <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.
В остальной части требования Администрации г. Каменск-Шахтинский Ростовской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Каменский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 19.07.2024 г.
Судья:________________