2а-2500/2022
64RS0047-01-2022-003244-49
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2022 года г. Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Маштаковой М.Н.,
с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Саратова Прокофьевой Т.Ю.,
при секретаре Яценко Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
прокурор Октябрьского района г. Саратова о признании информации запрещенной на территории Российской Федерации обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, мотивировав свои требования тем, что прокуратурой Октябрьского района г. Саратова была проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, в ходе которой установлено, что в сети Интернет на Интернет-сайтах: <адрес> предлагается информация, пропагандирующая проституцию, а именно: виды, способы, стоимость оказываемых интимных услуг. Данная информация находится в свободном доступе, предназначена для неопределенного круга лиц.
Наличие указанной информации в открытом доступе в сети создает предпосылки для совершения гражданами правонарушений и правонарушений, может причинить вред здоровью и развитию детей.
В ходе проверки было установлено, что перечисленные интернет-ресурсы не включены в Единый реестр доменных имен.
Просит признать информацию, размещенную в сети Интернет, по указанным выше электронным адресам, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования.
Заинтересованные лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, возражений на административное исковое заявление не представили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц в силу ст. 150 КАС РФ.
Суд, заслушав представителя административного истца, изучив доводы административного искового заявлений, исследовав материалы дела, находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 19 Конституции Российской Федерации закрепляет равенство всех перед законом и судом.
Как следует из ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ч.3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст. 62 КАС РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».
Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I-III, VI-VII данного кодекса.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Октябрьского района г. Саратова была проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, в ходе которой установлено, что в сети Интернет на Интернет-сайтах: <адрес> предлагается информация, пропагандирующая проституцию, а именно: виды, способы, стоимость оказываемых интимных услуг.
На дату рассмотрения дела судом информация на интернет- страницах не удалена. Согласно п.2 ч.2 ст. 6.11 КоАП РФ предусмотрена ответственность за занятие проституцией, а ст. 6.17 КоАП РФ – за нарушение законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Согласно ст. 240 УК РФ установлена уголовная ответственность за организацию занятия проституцией.
Размещенная информация находится в широком доступе, что оказывает негативное влияние на правосознание граждан, побуждает граждан и должностных лиц совершать правонарушения и воспитывает противоправное поведение.
Опубликованная информация в сети «Интернет» фактически является информационным пособничеством.
В силу ч. 5 ст. 15 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальности собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ст. 15.1 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр), в который включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» основаниями для включения в реестр являются как решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти так и вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
В соответствии с ч. 11 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г.
№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, или привлеченный им в соответствии с частью 4 настоящей статьи оператор реестра исключает из реестра доменное имя, указатель страницы сайта в сети «Интернет» или сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети «Интернет», на основании обращения владельца сайта в сети «Интернет», провайдера хостинга или оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не позднее чем в течение трех дней со дня такого обращения после принятия мер по удалению информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о включении в реестр доменного имени, указателя страницы сайта в сети «Интернет» или сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет».
Анализируя в совокупности приведенные выше нормы закона и представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление прокурора Октябрьского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте: <адрес>, - информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Направить копию решения в Федеральную службу по надзору в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателей сайта:<адрес> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд
г. Саратова.
Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2022 года.
Судья М.Н. Маштакова