Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-1019/2024 (2а-7999/2023;) от 06.12.2023

Дело № 2а-1019/2024

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

    г. Петропавловск-Камчатский     30 января 2024 года

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

судьи Фоменко С.В.,

при секретаре Бурлаковой Е.Р.,

с участием административного истца Татаренко С.Б.,

представителя административного ответчика Горкунова А.С.,

заинтересованного лица Татаренко Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Татаренко Сергея Борисовича к начальнику территориального отдела "Камчатский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации Марченко В.М., территориальному отделу "Камчатский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации, филиалу "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения от 10 марта 2023 года №09-73/21 о снятии Помазкина Аркадия Александровича с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания и предоставления Татаренко Сергею Борисовичу жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи 4 человека по избранному месту жительства г. Краснодар, общей площадью 72 м2 с 17 января 2017 года, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Татаренко С.Б. обратился в суд с административным иском к начальнику территориального отдела "Камчатский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации Марченко В.М., территориальному отделу "Камчатский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации, филиалу "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения от 10 марта 2023 года №09-73/21 о снятии Помазкина А.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания и предоставления Татаренко С.Б. жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи 4 человека по избранному месту жительства г. Краснодар, общей площадью 72 м2 с 17 января 2017 года, возложении обязанности вынести решение о восстановлении Помазкина А.А. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания с 17 января 2017 года.

    В обоснование указав, что ранее проходил военную службу по контракту в Министерстве обороны Российской Федерации. Решением от 14 июля 2017 года был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи из 5 человек. Решением от 10 марта 20223 года его пасынок Помазкин А.А. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с достижением совершеннолетия. С указанным решением административный истец не согласен, поскольку Помазкин А.А. после достижения совершеннолетия проживает совместно с ним, семья имеет общий бюджет и ведет совместное хозяйство.

    Решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 20 июня 2023 года исковые требования удовлетворены.

    Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 30 ноября 2023 года вышеуказанное решение отменено, административное дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

    Определением от 02 июня 2023 к участию в деле привлечены административные ответчики начальник территориального отдела "Камчатский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации Марченко В.М., территориальный отдел "Камчатский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации, филиал "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации, заинтересованные лица Министерство обороны Российской Федерации, Помазкин А.А., Татаренко Ю.Д. в своем лице и как законного представителя несовершеннолетних Татаренко Б.С., Татаренко И.С.

    Административный истец Татаренко С.Б. в судебном заседании поддержал требования административного иска по основаниям, в нем изложенным.

    Представитель административного ответчика территориального отдела "Камчатский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации Горкунов А.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного иска.

    Заинтересованное лицо Татаренко Ю.Д. в судебном заседании поддержала позицию административного истца.

    Административные ответчики начальник территориального отдела "Камчатский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации Марченко В.М., филиал "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации, заинтересованное лицо Министерство обороны Российской Федерации о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимали.

    Заинтересованное лицо Помазкин А.А. о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимал.

    Руководствуясь ч. 7 ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

    Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Татаренко С.Б. обжалует решение от 10 марта 2023 года, административный иск подан в суд 30 мая 2023 года, то есть в пределах установленного трехмесячного срока.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее – Федеральный закон №76-ФЗ) (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" (далее – Федеральный закон №405-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2014 года, введена дополнительная форма жилищного обеспечения военнослужащих – субсидия для приобретения или строительства жилого помещения.

В статье 3 Федерального закона №405-ФЗ определено, что лицам, указанным в абзацах третьем – двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона №76-ФЗ, отказавшимся начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона желание изменить избранное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона место жительства, предоставляется жилищная субсидия.

Абзацем 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона №76-ФЗ предусмотрено, что военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Таким образом, жилищное обеспечение возможно не только в форме получения государственного жилищного сертификата, но и в форме предоставления жилищной субсидии.

Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).

Аналогичный подход сформулирован и в п. 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации № 1280 от 30 сентября 2010 г. При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 510 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее – Порядок).

В целях реализации права на жилищное обеспечение в форме получения жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее - уполномоченный орган) либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее - структурное подразделение уполномоченного органа) договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей (пункт 4 Порядка).

Жилищная субсидия предоставляется военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по очередности в соответствии с датой принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а в случае если указанные даты совпадают, определение очередности осуществляется исходя из наибольшей общей продолжительности военной службы военнослужащего на дату принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (пункт 5 Порядка).

Приказом Министра обороны Российский Федерации от 06 ноября 2020 года с 1 января 2021 г. реорганизовано с сохранением наименования находящееся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение) в форме присоединения к нему с сохранением за Учреждением основных целей деятельности федеральных государственных казенных учреждений - региональных управлений жилищного обеспечения (далее - федеральные государственные казенные учреждения, РУЖО), в том числе филиала "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно приложению №1 к указанному Приказу, закреплен перечень филиалов федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации.

В данный перечень включен филиал "Восточный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации. Сокращенное наименование: филиал "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс".

Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2020 года № 742, ФГАУ "Росжилкомплекс" является уполномоченной организацией по решению о выделении жилых помещений военнослужащим. Ранее данными полномочиями были наделены РУЖО Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом. С указанной даты ФГАУ "Росжилкомплекс" является правопреемником: ФГКУ "Югрегионжилье" Минобороны России, ФГКУ "Северрегионжилье" Минобороны России, ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России, ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России, ФГКУ "Западрегионжилье" Минобороны России (сведения с официального сайта Министерства обороны Российской Федерации https://mil.ru/dgo/roszhilkompleks.htm).

Как установлено в судебном заседании, Татаренко С.Б. ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы.

В период прохождения военной службы, 14 июля 2017 года Татаренко С.Б. поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в составе семьи из 5 человек: Татаренко С.Б., супруга Татаренко Ю.Д., ФИО14 Б.С. ДД.ММ.ГГГГ, дочь ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ, иждивенец Помазкин А.А. ДД.ММ.ГГГГ, с формой обеспечения – жилищная субсидия по избранному месту жительства г. Краснодар решением № 09-19/72 от 14 июля 2017 года, согласно выписке из реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.

ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России 3 отдел в адрес Татаренко С.Б. 08 декабря 2020 года направлено письмо о необходимости подтверждения сведений в ранее предоставленных документах, а также предоставления документов, связных с изменениями.

Татаренко С.Б. 24 ноября 2020 года направил заявление, к которому приложил копии паспортов Тататаренко Ю.Д., Помазкина А.А., Татаренко Б.С.

Территориальным отделом "Камчатский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации в адрес Помазкина С.Б. 07 февраля 2023 года направлено письмо о необходимости предоставления сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам семьи; подтверждении актуальности счета; предоставлении копий паспортов на заявителя и членов семьи, копии поквартирной карточки; подтверждения факта нахождения на иждивении совершеннолетнего Помазкина А.А.

Татаренко С.Б. 28 февраля 2022 года направлено заявление о направлении указанных документов.

Решением начальника Территориального отдела "Камчатский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомлекс" Марченко В.М. № 09-73/21 от 10 марта 2023 года о внесении изменений в учетные данные, Помазкин А.А. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, решено предоставить Татаренко С.Б. жилищную субсидию для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи 4 человека по избранному месту жительства г. Краснодар, общей площадью 72 м2 с 17 января 2017 года. В обоснование указано, что несовершеннолетний пасынок Помазкин А.А. достиг восемнадцатилетнего возраста, в связи с чем, перестал относиться к кругу лиц, находящихся на иждивении у военнослужащего, утратил право на социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом РФ "О статусе военнослужащих", в том числе на обеспечение жильем, следовательно, оснований для признания совершеннолетнего пасынка Помазкина А.А. нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма от Министерства обороны РФ не имеется. В связи с чем Татаренко С.Б. подлежит обеспечению жилищной субсидией для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи 4 человека общей площадью 72 кв.м., с даты возникновения оснований внесения изменений 28 февраля 2023 года.

Решение принято уполномоченным на то лицом, в пределах компетенции, предоставленной федеральным законодательством, доверенностью, вместе с тем суд не может признать решение, принятое административным ответчиком законным по следующим основаниям.

Согласно п.14, 15, 16 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 N 1768 уполномоченный орган (учреждение) ведет список (реестр) нуждающихся в жилых помещениях и вносит в него данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей. На основании указанного списка (реестра) федеральный орган формирует потребность в жилых помещениях и (или) денежных средствах на приобретение или строительство жилых помещений.

Военнослужащие, не обеспеченные на дату увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее - граждане, уволенные с военной службы), не могут быть без их согласия сняты с учета, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации и пунктом 17 настоящих Правил, и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

Военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы), состоящие на учете в соответствии с настоящими Правилами, обязаны в течение 5 рабочих дней сообщить в уполномоченный орган (учреждение) об изменении сведений в ранее представленных ими документах.

При предоставлении жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 Федерального закона №405-ФЗ, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Таким образом, реализация права военнослужащих на получение жилищной субсидии находится в зависимости от состава семьи, общей продолжительности военной службы и стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации.

При предоставлении жилищной субсидии Татаренко С.Б. ее расчет произведен исхода из состава семьи административного истца 5 человек, включая Помазкина А.А.

Так, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 3 п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного и Семейного кодексов Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 69 и части 5 статьи 100 ЖК РФ к членам семьи как нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так и нанимателя служебного жилого помещения относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Причем, как отмечается в абз. 4 п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №4 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", к другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и по нисходящей линии.

По смыслу указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при решении вопроса о том, относится ли Помазкин А.А. к членам семьи административного истца, претендующим на получение жилого помещения по избранному ими месту жительства, определяющее юридическое значение имеет факт его вселения в занимаемое военнослужащим жилое помещение именно в качестве члена его семьи.

Из материалов дела усматривается, что с 09 ноября 2009 года Помазкин А.А., как и Татаренко С.Б. вселен в служебную квартиру и проживает вместе с административным истцом в г. Петропавловске-Камчатском по адресу: <адрес> качестве члена семьи военнослужащего, являющегося нанимателем служебного жилого помещения.

Наряду с пояснениями административного истца эти обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании договорами предоставления служебного жилого помещения о вселении в занимаемое Татаренко С.Б. жилое помещение пасынка Помазкина А.А. именно в качестве члена своей семьи.

Материалы дела свидетельствуют, что Помазкин А.А. на сегодняшний день проживает совместно с Татаренко С.Б., члены семьи имеют совместный бюджет, ведут общее хозяйство, пользуются одним имуществом, что указывает на наличие между ними семейных отношений. Указанные обстоятельства представитель административного ответчика не оспаривал и каких-либо опровергающих доказательств не привел.

Достижение Помазкиным А.А. совершеннолетия не препятствуют реализации права административного истца при указанных обстоятельствах на жилищную субсидию в размере, рассчитанном и на пасынка.

Следует при этом учесть, что исходя из смысла пункта 5 статьи 2 Федерального закона №450-ФЗ, к членам семей военнослужащих, на которых распространяются социальные гарантии, включая право на жилищное обеспечение, относятся не только лица, поименованные в названном Федеральном законе, но и в других федеральных законах. К числу таковых Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своих разъяснениях, как указывалось выше, относит Жилищный кодекс Российской Федерации.

Основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях перечислены в ст. 56 ЖК РФ, согласно которой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В обжалуемом решении не указано конкретное основание для снятия Помазкина А.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, предусмотренное ст.56 ЖК РФ.

Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 №21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ), то есть независимо от доводов административного иска (заявления) суд, в том числе по своей инициативе, выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца (заявителя) или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление.

Пункт 17 указанного Постановления Пленума Верховного суда РФ содержит в себе указания, что решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе, если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).

        При рассмотрении дела суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление; при этом суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении, и в полном объеме выясняет обстоятельства дела, включая то, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано заявление, а также соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспоренного решения, совершения оспоренного действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (часть 8, пункт 1 и подпункт "в" пункта 3 части 9 статьи 226 КАС РФ).

        Если суд по результатам рассмотрения дела принимает решение об удовлетворении административного иска, то в этом решении он - в целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов либо препятствия к их осуществлению - указывает на необходимость принять решение по конкретному вопросу, совершить определенное действие либо на необходимость устранить иным способом допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и лицу, которое было административным истцом по этому делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом (пункт 1 части 2 и пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).

        В пункте 26 Постановления от 28 июня 2022 года № 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" Пленум Верховного Суда Российской Федерации, отсылая к содержанию пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 227 КАС Российской Федерации и части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации, отметил, что суд, признав оспоренное решение или действие (бездействие) незаконным, вправе указать - независимо от того, включены ли соответствующие требования в административное исковое заявление (заявление), - административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принять решение о восстановлении права, устранить допущенное нарушение, совершить определенные действия в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений.

        Названные нормы, как в их взаимосвязи, так и в системной связи с положениями о задачах административного судопроизводства и о гарантиях законности и справедливости при разрешении административных дел (статьи 3 и 9 КАС Российской Федерации), определяя полномочия суда в административном деле по настоящему административному иску, непосредственно не ограничивают право суда вынести решение по существу спора. Вместе с тем, если в силу закона за наделенным публичными полномочиями органом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы и законные интересы административного истца, суд вправе ограничиться возложением на этот орган обязанности повторно рассмотреть поставленный административным истцом вопрос; при таком повторном рассмотрении этот орган обязан учесть правовую позицию суда и обстоятельства, установленные судом в ходе рассмотрения дела (статья 16 КАС РФ). Суд также вправе ограничиться признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенный публичными полномочиями орган обязанностей в случае, когда путем такого признания достигается защита нарушенного права, свободы, законного интереса.

        Как указал Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 15 декабря 2022 года №55-П, признав незаконным решение органа или лица, наделенных публичными полномочиями, суд может возложить на них обязанность повторно рассмотреть возникший вопрос, может указать на необходимость принятия ими конкретного решения либо совершения определенного действия, а может самостоятельно восстановить нарушенное право, устранить допущенное нарушение. При выборе одного из вариантов реагирования на незаконность оспоренного решения суд руководствуется прежде всего статьями 2 и 18 Конституции Российской Федерации, имея в виду наиболее полную и результативную защиту прав и законных интересов граждан, с одной стороны, а с другой – неприемлемость ситуации, когда такой выбор вел бы к тому, что обратившийся за судебной защитой неопределенно долго оставался бы лишенным возможности удовлетворить свои законные притязания.

        Принимая во внимание позицию Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, на основании исследованных материалов дела, суд приходит к выводу о допущенном административными ответчиками нарушении прав административного истца, в связи с чем, у суда имеются основания для признания обжалуемого решения незаконным, удовлетворения административного иска, без возложения на административного ответчика какой-либо обязанности, поскольку путем признания решения незаконным достигается защита нарушенного права, свободы, законных интересов.

    В связи с чем, суд приходит к выводу, что решение территориального отдела "Камчатский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" о снятии Помазкина А.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по постоянного проживания и предоставление жилищной субсидии Татаренко С.Б. на состав семьи 4 человека является незаконным и нарушает права административного истца, в связи с чем, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

удовлетворить административный иск Татаренко Сергея Борисовича к начальнику территориального отдела "Камчатский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации Марченко В.М., территориальному отделу "Камчатский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации, филиалу "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения от 10 марта 2023 года №09-73/21 о снятии Помазкина Аркадия Александровича с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания и предоставления Татаренко Сергею Борисовичу жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи 4 человека по избранному месту жительства г. Краснодар, общей площадью 72 м2 с 17 января 2017 года.

Признать незаконным решение начальника территориального отдела "Камчатский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации Марченко В.М. от 10 марта 2023 года №09-73/21 о снятии Помазкина Аркадия Александровича с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания и предоставления Татаренко Сергею Борисовичу жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи 4 человека по избранному месту жительства г. Краснодар, общей площадью 72 м2 с 17 января 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение составлено 13 февраля 2024 года.

Судья

2а-1019/2024 (2а-7999/2023;)

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Татаренко Сергей Борисович
Ответчики
территориальный отдел "Камчатский" филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны Российской Федерации
ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны РФ
Начальник территориального отдела "Камчатский" Филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны РФ Марченко Владимир Михайлович
Филиал "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны РФ
Другие
Помазкин А.А.
Татаренко Ю.Д.
Министерство обороны Российской Федерации
Суд
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края
Судья
Фоменко Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
p-kamchatsky--kam.sudrf.ru
06.12.2023Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
06.12.2023Передача материалов судье
06.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.01.2024Судебное заседание
30.01.2024Судебное заседание
13.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее