Дело № 2а-938/2022
УИД 44RS0003-01-2022-001393-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2022 года г. Шарья
Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Злобиной Н.С. при секретаре судебного заседания Долгодворовой Т.А., с участием помощника прокурора Шабалиной Т.А., представителя административного истца Портного Л.П., - адвоката Шарьинского филиала НКО «Областная коллегия адвокатов АПКО» Чистяковой Е.А.,
представителя ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» по доверенности Вагина Д.В., представителя Администрации городского округа город Шарья Костромской области и призывной комиссии городского округа город Шарья по доверенности Цапаевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Портного Л.П. к Военному комиссариату города Шарьи, Шарьинского, Поназыревского и Пыщугского районов Костромской области, ФКУ «Военный комиссариат Костромской области», Администрации городского округа город Шарья о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии по мобилизации военного комиссариата города Шарья, Шарьинского, Поназыревского и Пыщугского районов о призыве его на военную службу и обязании призывной комиссии военного комиссариата города Шарьи, Шарьинского, Поназыревскому и Пыщугскому районам вынести решение о направлении на дополнительную военно-врачебную комиссию и освобождении от призыва на военную службу.
УСТАНОВИЛ:
Портной Л.П. обратился в суд с административным иском к Военному комиссариату города Шарьи, Шарьинского, Поназыревского и Пыщугского районов Костромской области, Администрации городского округа город Шарья о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии по мобилизации военного комиссариата города Шарья, Шарьинского, Поназыревского и Пыщугского районов о призыве его на военную службу и обязании призывной комиссии военного комиссариата города Шарьи, Шарьинского, Поназыревскому и Пыщугскому районам вынести решение о направлении на дополнительную военно-врачебную комиссию и освобождении от призыва на военную службу.
Исковые требования мотивированы тем, что 24 сентября 2022 года в 17 часов ему представителем военного комиссариата города Шарья, Шарьинского, Поназыревского и Пыщугского района Костромской области по его месту жительства была вручена повестка о явке на 25.09.2022 года в военкомат с теплыми вещами для дальнейшей отправки в воинские части в рамках объявленной частичной мобилизации. 25.09.2022 года без проведения медицинского освидетельствования, без выяснения наличия у него оснований для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по мобилизации он был призван на военную службу и в тот же день в 11 часов отправлен на пункт сбора мобилизованных в г. Кострома (академия РХБЗ). Решение о призыве его на военную службу по мобилизации было принято с нарушением порядка принятия оспариваемого решения. При этом при нем были документы с указанием диагнозов по его заболеванию *****, в том числе ***** При наличии таких заболеваний согласно Постановлению Правительства РФ № 565 от 04.07.2013 года, Приложение 1 «Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу» ему не могла быть выставлена категория «А» годности к воинской службе. 12.10.2022 года его женой в его интересах через портал государственных услуг была подана жалоба на решение призывной комиссии в рамках частичной мобилизации № 2208596124, согласно поступившего первоначального ответа Министерства обороны РФ в адрес военного комиссара Костромской области направлено ходатайство о направлении его на дополнительное медицинское обследование для дальнейшего определения годности к военной службе. Однако до сегодняшнего дня никакого направления его на дополнительное медицинское обследование не состоялось. 21.10.2022 года его отправили для дальнейшей подготовки в Белгородскую область. Просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии по мобилизации военного комиссариата города Шарья, Шарьинского, Поназыревского и Пыщугского районов о призыве его на военную службу; обязать призывную комиссию военного комиссариата города Шарьи, Шарьинского, Поназыревскому и Пыщугскому районам вынести решение о направлении его на дополнительную военно-врачебную комиссию, освободить его от призыва на военную службу по мобилизации по состоянию его здоровья.
В судебном заседании Портной Л.П. не участвовал, в настоящее время убыл с воинской частью п/п №000.
В судебном заседании представитель истца Портного Л.П. - адвокат Чистякова Е.А. исковые требования поддержала по изложенным в нем основаниям. Суду пояснила, что у Портного Л.П. имелись копии медицинских документов, подлинники этих документов были у жены, которая привезла ему их, когда он находился в РХБЗ. На момент отправки Портного у него отсутствовали с собой медицинские документы, поскольку вечером он получил повестку, а утром явился в военкомат. Документы с собой не взял. Передавал ли Портной Л.П. документы руководству РХБЗ ей не известно.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» Вагин Д.Л. исковые требования не признал, считал их необоснованными. Суду пояснил, что 21.09.2022 года Портной Л.П. был вызван в военный комиссариат (ещё до объявления мобилизации), получил мобилизационное предписание, о чём свидетельствуют его подписи в соответствующих документах. Жалобы на состояние здоровья от него не поступали, он не заявлял, что у него существуют какие-то проблемы со здоровьем. 24.09.2022 г. ему под роспись была вручена повестка. 25.09.2022 г. он явился в военный комиссариат. В этот же день была проведена призывная комиссия, в состав которой входил главный врач Шарьинской окружной больницы, который проводил медицинский осмотр, а также в необходимых случаях он проводил медицинское освидетельствование. Никто из призывников медицинских документов о имеющихся заболеваниях не представлял. У Портного Л.П. стоит категория годности «А», то есть, без всяких ограничений. Если у него имеются какие-либо заболевания, то в течение периода, когда он состоял в запасе, он мог написать заявление о прохождении медицинского освидетельствования и уточнения категории годности, но этого он не делал. Решением призывной комиссии он был признан годным к военной службе и направлен в этот же день на сборный пункт Военной академии радиационной, химической и биологической защиты им. Тимошенко С.К. По прибытию на сборный пункт врачами академии был проведён медицинский осмотр, жалоб на состояние здоровья во время прохождения боевой подготовки и боевого слаживания не заявлял. Если бы от него поступила жалоба на состояние здоровья, ему было бы выписано предписание пройти дополнительное медицинское освидетельствование и в дальнейшем комиссия бы приняла по нему решение: либо он был бы признан «годен», либо «не годен» и ему была бы изменена категория годности, либо предоставлена отсрочка. Полагал, что постановление Призывной комиссии городского округа город Шарья об отмене решения призывной комиссии в отношении Портного Л.П. вынесено незаконно и не имеет юридической силы на основании постановления Правительства РФ № 852, согласно которому решение призывной комиссии муниципального образования может отменить только призывная комиссия субъекта. Военный комиссариат области не правомочен направлять Портного Л.П. на военно-врачебную комиссию, потому что он уже был в статусе мобилизованного. Это должна была решать либо Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Тимошенко С.К., где он находился, либо войсковая часть.
Представитель административных ответчиков администрации городского округа город Шарья и призывной комиссии городского округа город Шарья Цапаева Е.В. поддержала доводы, которые изложены в ранее представленных возражениях. Полагала, что администрация городского округа город Шарья не является надлежащим ответчиком по делу. Глава администрации городского округа город Шарья возглавляет призывную комиссию, но сама администрация городского округа город Шарья, как юридическое лицо, только оказывает содействие военному комиссариату в организации призыва, но никаких полномочий и властных функций в рамках работы призывной комиссии не имеет. Все документы призывной комиссии хранятся в военном комиссариате. Секретарём комиссии является сотрудник военкомата. Какими-либо материалами, связанными с призывом граждан на военную службу, администрация города не располагает.
Как представитель призывной комиссии суду пояснила, что 25.09.2022 года решением призывной комиссии по мобилизации городского округа город Шарья Портной Л.П. был призван в рамках частичной мобилизации и направлен в Военную академию радиационной, химической, биологической защиты имени маршала Советского Союза С.К. Тимошенко. В дальнейшем в связи с поступившими жалобами со стороны родственников, 20.10.2022 года на заседании призывной комиссии городского округа город Шарья принято постановление № 7 об отмене решении призывной комиссии в отношении гражданина Портного Л.П., призванного на военную службу по частичной мобилизации, и направлении его на дополнительное медицинское обследование. Постановление призывной комиссии городского округа город Шарья от 20.10.2022 года № 7 было направлено в адрес начальника Военной академии радиационной, химической, биологической защиты имени маршала Советского Союза С.К. Тимошенко: 21.10.2022 года за исх. 4712/02-О3; 27.10.2022 года за исх.4825/02-ОЗ. Таким образом, решение призывной комиссии было отменено. Данное постановление никем не оспорено, но призывная комиссия муниципального образования не вправе была отменять решение.
Представитель заинтересованного лица - Военной академии радиационной, химической, биологической защиты имени маршала Советского Союза С.К. Тимоменко в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом просили рассмотреть дело без их участия.
Выслушав участвовавших в деле лиц, а также заключение прокурора, полагавшего требования истца не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 ст.226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Статьей 59 Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Отношения, возникающие при частичной мобилизации регулируются Указами Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации", от 24 сентября 2022 года №664 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации», федеральными законами от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно п. 2 ст. 1 Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.п. 11 п. 1 ст. 8 указанного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации: оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая: организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставки техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации; организацию и обеспечение воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, обеспечение представления отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов. Под аппаратом усиления военных комиссариатов понимаются граждане, участвующие на договорной основе в работе по обеспечению оповещения, призыва и отправки мобилизационных ресурсов в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования. Порядок создания и работы аппарата усиления военных комиссариатов устанавливается Положением о военных комиссариатах, утверждаемым Президентом Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из ст. 19, 20 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется в сроки, устанавливаемые мобилизационными планами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.
В целях своевременного перевода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав военного времени и создания специальных формирований граждане, пребывающие в запасе, заблаговременно приписываются к воинским частям (предназначаются в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени.
Призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Председателем призывной комиссии по мобилизации граждан, создаваемой в субъекте Российской Федерации, является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а председателем призывной комиссии по мобилизации граждан, создаваемой в муниципальном образовании, указанном в пункте 3 настоящей статьи, - должностное лицо местного самоуправления, возглавляющее местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Если призывная комиссия по мобилизации граждан создана на внутригородской территории города федерального значения, на которой в соответствии с законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения местная администрация не сформирована, то председателем такой призывной комиссии является руководитель органа исполнительной власти (руководитель территориального органа исполнительной власти) субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя по решению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) соответствующего субъекта Российской Федерации.
Порядок создания и деятельности призывной комиссии по мобилизации граждан, а также порядок призыва граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением «О призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 №852, Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает через военные комиссариаты заблаговременное направление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям необходимых сведений об объемах (с учетом резервов), сроках оповещения и поставки мобилизационных людских ресурсов (далее - ресурсы) (п. 4).
Согласно п. 5 указанного Положения порядок проведения оповещения, явки (доставки) ресурсов и предложения по обеспечению проведения этих мероприятий по представлению военного комиссариата (федерального органа исполнительной власти, имеющего запас) утверждается решением призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Для оповещения граждан о сроках начала исполнения ими обязанностей по мобилизации соответствующим военным комиссариатом (федеральным органом исполнительной власти, имеющим запас) выписываются повестки, которые в мирное время хранятся в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (п. 8).
Из п.п. 24, 25, 26 вышеуказанного Положения следует, что призывная комиссия по мобилизации в период мобилизации во взаимодействии с военным комиссариатом обеспечивает доведение до сведения граждан и организаций решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования); осуществляет во взаимодействии с военным комиссариатом (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) оповещение и контролирует явку (доставку) граждан, подлежащих призыву; организует взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям.
Решение призывной комиссии по мобилизации в день принятия оформляется протоколом, который подписывается председателем, его заместителем и членами комиссии. В протоколе указывается общее количество ресурсов.
Персональный отбор граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований).
Решение призывной комиссии по мобилизации является основанием для выписки и вручения мобилизационного предписания, а также для проведения мероприятий по обеспечению этой работы.
Указом Президента РФ от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» с 21 сентября 2022 года в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.
Как следует из учетной карточки к военному билету серии АМ №000 Портной Л.П. ДД.ММ. года рождения состоит на учете в военном комиссариате г. Шарьи, Шарьинского, Поназыревского и Пыщугского районов Костромской области, военную службу проходил в ДД.ММ. годах в воинской части №000, имеет воинское звание *****, категория ***** группа запаса *****, состав *****, наименование воинской должности и военно-учетной специальности ***** категория годности ***** (л.д. 41)
Сведения указанные в учетной карточке к военному билету Портного Л.П. сторонами в судебном заседании не оспаривались.
24.09.2022 года Портному Л.П. вручена повестка серия ***** №000 о необходимости его явки 25.09.2022 года к 8 часам в военный комиссариат г. Шарьи, Шарьинского, Поназыревского и Пыщугского районов Костромской области по адресу: г. Шарья, С. Громова, д. 18 по вопросу частичной мобилизации. (л.д. 8).
В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», граждане обязаны:
1) являться по вызову военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время;
2) выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас.
Оформление и направление Портному Л.П. повестки о явке по вопросу мобилизации относится к полномочиям военного комиссариата г. Шарьи, Шарьинского. Поназыревского и Пыщугского районов Костромской области.
Согласно выписке из протокола № 5 призывной комиссии по частичной мобилизации городского округа город Шарья 25.09.2022 года в соответствии с указом Президента РФ от 21.09.2022 года № 647 принято решение призвать на военную службу по частичной мобилизации граждан пребывающих в запасе согласно прилагаемым спискам. (л.д. 38).
Исходя из выписки из именного списка граждан, призванных на военную службу по мобилизации и отправленных военным комиссариатом г. Шарьи, Шарьинского, Поназыревского и Пыщугского районов Костромской области в команде №000, являющегося приложением к протоколу призывной комиссии города Шарьи № 5 от 25.09.2022 года, значится рядовой Портной Л.П., ДД.ММ. года рождения, номер ВУС и код воинской должности особые признаки по воинскому учету *****, предназначен на ВУС и код воинской должности, особые признаки ***** (л.д. 39).
Сведения о заключении Портным Л.П. контракта о прохождении военной службы материалы дела не содержат.
В силу ст. 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами.
Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Граждане, пребывающие в запасе и не призванные на военную службу по мобилизации, могут направляться для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», постановлено: 1. Объявить с 21.09.2022 в Российской Федерации частичную мобилизацию. 2. Осуществить призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту. 3. Установить, что уровень денежного содержания граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, соответствует уровню денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту. 4. Контракты о прохождении военной службы, заключенные военнослужащими, продолжают свое действие до окончания периода частичной мобилизации, за исключением случаев увольнения военнослужащих с военной службы по основаниям, установленным настоящим Указом. 5. Установить в период частичной мобилизации следующие основания увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации: а) по возрасту - по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе; б) по состоянию здоровья - в связи с признанием их военно-врачебной комиссией негодными к военной службе, за исключением военнослужащих, изъявивших желание продолжить военную службу на воинских должностях, которые могут замещаться указанными военнослужащими; в) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы. 6. Правительству Российской Федерации: а) осуществлять финансирование мероприятий по проведению частичной мобилизации; б) принять необходимые меры для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в период частичной мобилизации. 7. Для служебного пользования. 8. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации обеспечить призыв граждан на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в количестве и в сроки, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации для каждого субъекта Российской Федерации. 9. Предоставить гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса, право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (на период работы в этих организациях). Категории граждан Российской Федерации, которым предоставляется право на отсрочку, и порядок его предоставления определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам: 1) забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; 2) признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до шести месяцев; 3) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; 3.1) являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата и (или) несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; 4) имеющим на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет (гражданам женского пола, имеющим одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель); 4.1) имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет; 5) матери которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа; 6) членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.
Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право Указом Президента Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии со статьей 5.1 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильность их предоставления проверяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе. В случае выявления нарушений в правильности предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, предоставленных в ходе работы призывной комиссии, по решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации проводится контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.( п. 2 ст. 5.1.)
Медицинское освидетельствование граждан, подлежащих призыву на военную службу, имеющих основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу или право на освобождение от призыва на военную службу (за исключением граждан, указанных в пункте 2.1 ст. 22 подпункта «а» п.1 ст. 24 настоящего Федерального закона), проводится по их заявлению (ч. 1.2)
Как следует из представленных суду медицинских документов, Портной Л.П. в июле 2016 года проходил фиброгастродуоденоскопию в ООО «Мирт», по результатам обследования дано заключение ***** (л.д. 12), в августе 2019 года проходил магнитно-резонансную томографию в ООО «МДЦ МИБС- Киров», п результатам обследования дано заключение ***** (л.д. 13); в январе 2020 года проходил МРТ головного мозга № 15723 в ООО «Мирт», по результатам обследования дано заключение ***** (л.д. 14); в ноябре 2020 года обращался за консультацией к врачу кардиологу в медицинский центр «EVAMED», выставлен диагноз ***** (л.д. 15); в апреле 2021 года обращался в центр здоровых ног «Гермес», выставлен диагноз ***** (л.д. 17); в мае 2021 года проходил МРТ шейного отдела позвоночника № 24394 в ООО «Мирт» по результатам обследования дано заключение: ***** С3-4 (л.д. 10); в июле 2022 года обращался в ООО «ЛДЦ Афло-Центр», установлен диагноз ***** (л.д.16).
Исходя из выписки из амбулаторной карты Портного Л.П. ОГБУЗ Шарьинская ОБ он неоднократно обращался к врачу терапевту, в то числе в феврале 2021 года, установлен диагноз *****; в мае 2021 года *****; в июле 2022 года *****
Вместе тем, указанные медицинские документы безусловно не свидетельствуют о том, что Портной Л.П. негоден или временно негоден к прохождению военной службы по мобилизации, то есть, по состоянию на 25.09.2022 года имел иную категорию годности к военной службе.
Как следует из заявки направленной военным комиссариатом города Шарьи, Шарьинского, Поназыревского и Пыщугского районов Костромской области главному врачу ОГБУЗ Шарьинская ОБ военный комиссар города Шарьи, Шарьинского, Поназыревского и Пыщугского районов Костромской области просил с 22.09.2022 года до особого распоряжения направить врача (специалиста) для проведения медицинского осмотра граждан призываемых по частичной мобилизации. (л.д. 80)
Доводы административного истца о том, что в нарушение установленного порядка его медицинское освидетельствование не проводилось доказательствами не подтверждены.
Исходя из скриншота обращения отправленного ФИО20 в интересах Портного Л.П. через сайт госулуги следует, что она обращалась о нарушении прав военнослужащего. Из текста обращения следует, что ее муж Портной Л.П. был мобилизован 25.09.2022 года из города Шарьи и отправлен в РХБЗ города Костромы. Медкомиссию в городе Шарье не проходил, в Военном комиссариате бумаги по поводу хронических заболеваний не были рассмотрены. По приезду в РХБЗ была пройдена медкомиссия в ходе которой заболевания и прочие обследования были проигнорированы. Через две недели от мобилизации была проведена повторная медкомиссия в ходе которой были предоставлены документы по хроническим заболеваниям. Исходя из обследования и представленных документов была выставлена категория А, чем нарушены требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет согласно постановлению Правительства РФ № 565 от 04.07.2013 года. Просила провести проверку и разобраться в данной ситуации (л.д. 18-20).
Министерства обороны России ФИО14 направлен ответ на обращение, из которого следует, что в адрес Военного комиссара Костромской области направлено ходатайство о направлении Портного Л.П. на дополнительное медицинское обследование для дальнейшего определения категории годности к военной службе (л.д. 23).
Как следует из информации Военного комиссариата Костромской области от 14.10.2022 года № 2682, направленной в адрес председателя мобилизационной комиссии городского округа город Шарья ФИО11, в период проведения мобилизационных мероприятий перед направлением в войсковую часть (Академия РХБЗ г. Кострома) проведен медицинский осмотр в военном комиссариате города Шарьи, Шарьинского, Поназыревского и Пыщугского районов, при этом жалобы на состояние здоровья граждане, подлежащие мобилизации не заявляли, подтверждающих заболевания документов в комиссию по мобилизации не предъявляли, оснований для отсрочки согласно требованиям статьи 18 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» не имели. В связи с этим указанные граждане находятся в составе воинских подразделений и команд и проходят мероприятия по подготовке к несению военной службы, в связи с чем военный комиссариат не наделен полномочиями для направления данных лиц на дополнительное медицинское обследование. Для решения вопроса о годности к прохождению военной службе по мобилизации, жалобы на состояние здоровья данные граждане должны заявить командованию воинской части и пройти медицинскую комиссию в Академию РХБЗ (л.д. 76 оборот)
На основании постановления призывной комиссии городского округа город Шарья от 20.10.2022 года № 7 решение призывной комиссии от 25.09.2022 года № 5 в отношении Портного Л.П. призванного на военную службу по частичной мобилизации отменно в связи направлением на дополнительное медицинское обследование. (л.д. 48)
Постановление призывной комиссии городского округа город Шарья от 20.10.2022 года № 7 было направлено в адрес начальника Военной академии радиационной, химической, биологической защиты имени маршала Советского Союза С.К. Тимошенко генерала-лейтенанта ФИО12 21.10.2022 года исх. № 4712/02-03, повторно 27.10.2022 года исх. № 4825/02-03 (л.д. 82, 83, 47).
Согласно информации Военной академии радиационной, химической, биологической защиты имени маршала Советского Союза С.К. Тимошенко на запрос суда решение призывной комиссии городского округа город Шарья (постановление от 20.10.2022 года № 7) администрацией городского округа город Шарья было направлено в адрес Военной академии 21.10.2022 года, повторно 27.10.2022 года. Прием, учет, рассмотрение указанных документов осуществляется Военной академией согласно установленных требований. 21.10.2022 года Портной Л.П. убыл с воинской частью п/п №000 (л.д. 75).
Судом при рассмотрении дела установлено, что Портной Л.П., ни по прибытию в военкомат, ни на момент убытия в Военную академию радиационной, химической, биологической защиты имени маршала Советского Союза С.К. Тимошенко с заявлением о проведении медицинского освидетельствования с целью изменения ему категории годности к прохождению военной службы не обращался. Доказательств обратного суду не представлено.
После обращения ФИО18 в интересах Портного Л.П. через сайт госулуги с жалобой об игнорировании имеющихся у Портного Л.П. заболеваний и результатов обследования призывной комиссии городского округа город Шарья было принято постановление от 20.10.2022 года № 7 об отмене решения призывной комиссии от 25.09.2022 года № 5 в связи направлением Портного Л.П. на дополнительное медицинское обследование. Данное постановление было направлено в адрес Военной академии радиационной, химической, биологической защиты имени маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, однако Портной Л.П. на момент получения указанного постановления убыл с воинской частью п/п №000
В соответствии с п. 27 Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 №852, призывная комиссия по мобилизации в отношении граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), принимает решения:
о призыве для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направлении их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации;
об освобождении от призыва на военную службу по мобилизации.
Из материалов дела следует, что в настоящее время Портной Л.П. убыл с воинской частью п/п №000, в которой может быть проведено его медицинское освидетельствование. Таким образом, в полномочия и компетенцию призывной комиссии городского округа город Шарья Костромской области, военного комиссариата города Шарьи, Шарьинского, Поназыревскому и Пыщугскому районам, ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» на момент рассмотрения дела судом не входит принятие решений о направлении Портного Л.П. на дополнительную военно-врачебную комиссию и о представлении отсрочки Портному Л.П. от призыва на военную службу по мобилизации.
Нарушений по проведению 25.09.2022 года мероприятий по частичной мобилизации, входящих в компетенцию административных ответчиков судом не установлено, поскольку Портной Л.П. пребывал в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, имеет военно-учетную специальность, доказательств наличия оснований дающих ему право на отсрочку от призыва на военную службу, предусмотренного ст. 18 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации № 664 от 24 сентября 2022 года «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации» на момент принятия решения о мобилизации не было представлено.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из положений ст. 46 Конституции РФ и ст. 218, 227 КАС РФ следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Нарушений прав административного истца, создания препятствий к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, возложения на Портного Л.П. незаконных обязанности административными ответчиками не установлено.
Поскольку необходимая совокупность условий, при которых могут быть удовлетворены требования административного истца, отсутствует, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 188 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░ 2022 ░░░░