Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-664/2023 ~ М-572/2023 от 05.05.2023

Дело (УИД) № 60RS0002-01-2023-000780-48

Производство № 2а-664/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 ноября 2023 года город Великие Луки

Великолукский городской суд Псковской области в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В.,

при секретаре Гавриловой О.И.,

с участием помощника Великолукского транспортного прокурора Карманова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Великолукского транспортного прокурора, в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Глебову Сергею Владимировичу о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению,

УСТАНОВИЛ:

Великолукский транспортный прокурор, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, с административным иском о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. С учетом уточнения исковых требований, просил признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию на Интернет-сайте по сетевому адресу: <адрес>

В обоснование административного иска указано, что Великолукской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требования законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в сети Интернет.

В ходе проверки были выявлены интернет-страницы, на которых содержатся сведения, пропагандирующие проезд на железнодорожном транспорте запрещенным способом, на не предназначенных для проезда частях подвижного состава (на подножках, зацепах, межвагонном пространстве и крышах поездов) и фактически призывающие к совершению противоправных действий, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью, в том числе несовершеннолетних.

Часть видеороликов для просмотра требует предварительной регистрации и определенного возраста владельца аккаунта, при этом эффективная проверка подлинности указываемых пользователя данных (в частности, возраста регистрирующего лица) не осуществляется.

За нарушение правил поведения граждан на железнодорожном транспорте предусмотрена административная ответственность согласно ч.1 ст.11.17 КоАП РФ.

Ограничение доступа неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к такому роду информации, позволит пресечь акты незаконного вмешательства, влекущие за собой как угрозу безопасности деятельности транспортного комплекса, так и причинение вреда жизни и здоровью людей.

Незаконное распространение в сети «Интернет» указанной информации влечет нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, получающих доступ к ней, что является основанием для обращения прокурора в суд.

Определением суда от 21.09.2023 к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «В Контакте», в качестве административного ответчика – Глебов Сергей Владимирович.

Представитель заинтересованного лица ООО «В Контакте», административный ответчик Глебов С.В. надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, возражений относительно заявленных требований не представили.

Выслушав помощника Великолукского транспортного прокурора Карманова Н.А., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.

В силу ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации - это действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Пунктом 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ установлено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» (часть 1).

В реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2).

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5).

Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Положениями ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, отнесена информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей (ч. 1)

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится, в том числе, информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, а также оправдывающая противоправное поведение (п.п. 1, 5 части 2)

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнение в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти.

Лица, нарушающие данные правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Так п. 4 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденные приказом Минтранса России 27.01.2022 № 20 (далее - Правила) установлены действия граждан, которые не допускаются при пользовании железнодорожным подвижным составом, среди прочих запрещается: подходить к вагонам до полной остановки поезда; прислоняться к стоящим вагонам; осуществлять посадку и (или) высадку во время движения; стоять на подножках и переходных площадках; задерживать открытие и закрытие дверей вагонов; высовываться из окон вагонов и дверей тамбуров; проезжать в местах, не приспособленных для проезда; повреждать железнодорожный подвижной состав; подлезать под железнодорожным подвижным составом и перелезать через автосцепные устройства между вагонами; подниматься на крыши железнодорожного подвижного состава.

Частью 1 статьи 11.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил поведения граждан на железнодорожном транспорте в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

Перечисленными правовыми нормами в их системной взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, пропагандирующие среди граждан (в том числе несовершеннолетних) запрещенные способы проезда на железнодорожном транспорте (на подножках, зацепах, межвагонном пространстве и крышах поездов) и фактически призывающие к совершению противоправных действий, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью, а также оправдывающие противоправное поведение - нарушение требования законодательства о железнодорожном транспорте, что может повлечь совершение административных правонарушений и уголовно наказуемых деяний.

Предоставление неограниченному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним, возможности свободного доступа к Интернет-ресурсам, на которых содержится вышеуказанная информация, является, по существу, ее распространением.

Ограничение доступа неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к Интернет-ресурсам, содержащим подобного рода информацию, позволит пресечь акты незаконного вмешательства, влекущие угрозу безопасности деятельности транспортного комплекса, и причинение вреда и здоровью людей.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, законодательством предусмотрена возможность ограничения доступа к информации, распространяемой через сеть «Интернет», в том числе путем признания ее судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Судом установлено, что Великолукским транспортным прокурором при проведении проверки был выявлен Интернет-ресурс, где на интернет-сайте по сетевому адресу:

<адрес> размещено видео, содержащее информацию, пропагандирующую проезд на железнодорожном транспорте запрещенным способом, на не предназначенных для проезда частях подвижного состава (на подножках, зацепах, межвагонном пространстве и крышах поездов) и фактически призывающие к совершению противоправных действий, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью, в том числе несовершеннолетних.

При рассмотрении дела установлено, что информация, размещенная на указанном сайте, доступна неограниченному кругу лиц.

Данный факт подтверждается рапортом помощника Великолукского транспортного прокурора Хакимзяновой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ, приложенными к нему распечатками скриншотов Интернет-страниц с фрагментами видеороликов, а также просмотром вышеуказанного Инетернет-сайта в судебном заседании.

Незаконное распространение в сети «Интернет» информации, способной причинить вред здоровью и (или) развитию детей, влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, получающих доступ к ней.

Согласно сведениям, предоставленным ООО «В Контакте», информация, содержащаяся в социальной сети «ВКонтакте» на странице по адресу: <адрес>, зарегистрирована за пользователем под именем «<данные изъяты>

Согласно сведениям, предоставленным филиалом ПАО «МТС» в Псковской области, предоставленный при регистрации указанного пользователя абонентский номер зарегистрирован на имя Глебова Сергея Владимировича.

Исходя из установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, административные исковые требования Великолукского транспортного прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

На момент рассмотрения настоящего административного дела указанный Интернет-ресурс в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», не внесен.

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».

В связи с этим, суд полагает необходимым направить решение суда в Управление Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу для включения сведений о доменном имени и (или) указателе вышеуказанного сетевого адреса в Единый реестр.

Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. 175-180, 265.1-265.5 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Великолукского транспортного прокурора, поданный в интересах РФ и неопределенного круга лиц, о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу:

<адрес>, информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Настоящее решение является основанием для включения указателей страниц сети «Интернет»:

<адрес>, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Копию решения суда направить в Управление Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу для включения вышеуказанных сетевых адресов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Великолукский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Иванова

Решение в окончательной форме составлено 17.11.2023.

Судья Е.В. Иванова

2а-664/2023 ~ М-572/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Великолукский транспортный прокурор
Ответчики
Глебов Сергей Владимирович
Другие
Куприн Дмитрий
ООО "В контакте"
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Суд
Великолукский городской суд Псковской области
Судья
Иванова Елена Витальевна
Дело на сайте суда
velikolukskygor--psk.sudrf.ru
05.05.2023Регистрация административного искового заявления
05.05.2023Передача материалов судье
11.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
11.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2023Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
27.06.2023Опр. о рассмотрении дела в общем порядке
25.07.2023Судебное заседание
27.07.2023Судебное заседание
27.07.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
02.08.2023Судебное заседание
28.08.2023Судебное заседание
21.09.2023Судебное заседание
12.10.2023Судебное заседание
09.11.2023Судебное заседание
17.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2023Дело оформлено
19.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее