Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-907/2024 ~ М-356/2024 от 13.02.2024

№ 2а-907/2024

Решение

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 28 февраля 2024 года

Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Манушиной М.Е.,

при секретаре Вырлееве-Балаеве Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации г.Оренбурга к ГУФССП России по Оренбургской области, судебному приставу-исполнителю Гречишкиной О.Н., ГМУ ФССП России об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

установил:

администрация г. Оренбурга обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, ссылаясь на несогласие с требованиями постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области от 13.11.2023 о взыскании исполнительского сбора.

В обоснование заявленных административных исковых требований указывает, что является должником по исполнительному производству от 25.10.2023, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом г.Оренбурга, предмет исполнения: обязать администрацию г.Оренбурга предоставить <данные изъяты> благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, в пределах территории г.Оренбурга, за счет средств бюджета Оренбургской области.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок, судебным приставом-исполнителем 13.11.2023 вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

С принятым постановлением о взыскании исполнительского сбора административный истец не согласен, считает, что вина администрации в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения решения суда отсутствует, так как были проявлены должная степень заботливости и осмотрительности для исполнения судебного решения. Имеются объективные причины, препятствующие своевременному исполнению решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок: для приобретения жилого помещения по договору специализированного найма необходимо соблюдать процедуру приобретения, надлежащего оформления жилого помещения в муниципальную собственность и отнесение его в специализированный фонд (доведение субвенций, организация торгов, размещение муниципального заказа, прохождение процедуры государственной регистрации права муниципальной собственности и т.д.). Объем выделенных денежных средств не позволил своевременно исполнить все судебные решения по предоставлению детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

От имени администрации полномочия в области жилищных отношений осуществляет ее отраслевой орган – Департамент имущественных и жилищных отношений администрации г.Оренбурга.

МО «город Оренбург» на 2023 год на исполнение полномочий по обеспечению жилыми полномочиями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числе выделены субвенции из федерального и областного бюджета сумма в размере 320304 000 рублей.

На выделенные субвенции заключены муниципальные контракты на приобретение 130 жилых помещений, из которых 101 жилое помещение приобретено путем заключения договоров долевого участия в строительстве МКД (срок поставки – 2024).

С учетом наступления прав на обеспечение жилым помещением, а также наличием судебных решений с более ранней датой вступления в законную силу в отношении других взыскателей, Фролова Ю.С. не вошла в список получателей жилых помещений на финансирование 2023 года.

МО «город Оренбург» на 2024 год на исполнение полномочий по обеспечению жилыми полномочиями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числе выделены субвенции из федерального и областного бюджета сумма в размере 606788 600 рублей.

С учетом возникновения права на обеспечение жилыми помещениями, а также наличия судебных решений, <данные изъяты> не вошла в список получателей жилых помещений на выделенный объем финансирования в 2024 году.

Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора без учета вышеперечисленных обстоятельств, просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Представители административного истца и административных ответчиков ГУФССП России по Оренбургской области и ГМУ ФССП России, судебный пристав-исполнитель Гречишкина О.Н. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

Исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 названного закона содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

В силу ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом

Согласно ч. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Частью 2 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с частью 3 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера, исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50000 рублей.

В судебном заседании установлено, что на основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом г.Оренбурга, судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области 25.10.2023 возбуждено исполнительное производство предмет исполнения: обязать администрацию г.Оренбурга предоставить <данные изъяты> за счет расходных обязательств субъекта РФ – Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение в пределах территории г.Оренбурга, не ниже установленных норм предоставления жилой площади.

Исполнительный лист, предъявленный на исполнение в МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области, соответствует требованиям, предъявляемым ст.13 ФЗ «Об исполнительном производстве», а именно: в нем указаны наименование и адрес органа, выдавшего документ, наименование материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и его номер, указана дата принятия акта, дата вступления в законную силу акта, сведения о должнике и взыскателе.

Оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства, предусмотренных ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве», не имелось.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства от 25.10.2023 установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. А также должник предупрежден о последствиях неисполнения исполнительного документа в установленный срок, предусмотренных ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Постановление направлено должнику 27.10.2023 заказным почтовым отправлением. Административным истцом не оспаривается факт получения постановления.

Таким образом, должник был уведомлен о том, что в случае неисполнения в установленный срок требований исполнительного документа и при отсутствии доказательств невозможности его исполнения вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, подлежит взысканию исполнительский сбор.

13.11.2023 судебный пристав-исполнитель вынесла постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и установлении нового срока для исполнения требований исполнительного документа.

Административным истцом не отрицается, что требования исполнительного документа не исполнены на дату обращения в суд. Также административный истец не ссылается на предоставление судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Оснований для признания постановления судебного пристава-исполнителя от 13.11.2023 незаконным не имеется. Нарушений закона в действиях судебного пристава-исполнителя не установлено.

Согласно части 7 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Из разъяснений, изложенных в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», следует, что иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе, требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, под которыми необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, регламентируются ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии с п.1 ст.8 названного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии со ст.5 указанного закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.2 закона Оренбургской области от 29.12.2007 N 1853/389-IV-ОЗ органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч.3 ст.2 названного закона, названные государственные полномочия включают в себя, в том числе:

- формирование и ведение списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- приобретение в муниципальную собственность жилых помещений, строительство жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с федеральным законодательством;

- заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений.

В соответствии со статьей 6 названного закона Оренбургской области финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления бюджетам городских округов и муниципальных районов субвенций из областного бюджета, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Предоставление субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, регламентируются ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ст.1 названного закона), который предусматривает четкую последовательность действий, необходимых для заключения муниципального контракта, и сроки их выполнения.

Совокупность таких действий и сроков исключает возможность приобретения в муниципальную или государственную собственность жилых помещений в 5-дневный срок.

Кроме того, право муниципальной собственности на приобретенное по контракту жилое помещение возникает только с момента государственной регистрации (п.2 ст.8.1, ст.131 ГК РФ).

Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество регулируются ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которым также предусмотрены порядок и сроки государственной регистрации.

Согласно Справке об освоении бюджетных средств, выделенных на обеспечение жильем детей-сирот по договорам специализированного найма по состоянию на 31.12.2023, в 2023 году заключено: 10 муниципальных контрактов на приобретение 52 квартир путем участия в долевом строительстве на общую сумму 129553,9 т.р. (по цене 72550,75 руб./кв.м.); 7 муниципальных контрактов на приобретение 29 квартир на общую сумму 72193,5 т.р. (по цене 75436,25 руб./кв.м.), 7 муниципальных контрактов на приобретение 49 квартир путем участия в долевом строительстве на общую сумму 121980,4 т.р. (по цене 75436,5 руб./кв.м.) с оплатой 50% в 2023 г., 50 % - в 2024 г., а также предоставлен 1 сертификат на прибретение квартиры на сумму 2099,5 т.р.

Из списка решений судом об обязании предоставить жилые помещения лицам из числа детей сирот следует, что на дату обращения административного истца в суд имеется 463 решения суда, в т.ч. вынесенных и вступивших в законную силу ранее решения суда, принятого в отношении <данные изъяты>

Согласно Списку муниципальных контрактов, административным истцом в 2021-2023 годах заключались контракты на участие в долевом строительстве в жилом комплексе «Квартет», жилом комплексе по <адрес>, в жилом доме по <адрес>

Из изложенного следует, что административным истцом не допускается бездействие по исполнению требований исполнительного документа. Полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполняются органом местного самоуправления в пределах финансового обеспечения. Длительность исполнения требований исполнительного документа обусловлена ограниченностью финансового обеспечения и требованиями законодательства, регламентирующего порядок приобретения жилых помещений в муниципальную собственность.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда об обеспечении Фроловой Ю.С. жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений в г.Оренбурге невозможно вследствие объективных обстоятельств.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи49,50,52-54,55 КонституцииРоссийской Федерации).

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Как следует из материалов дела, в действиях истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований ФЗ «Об исполнительном производстве», а также требований исполнительного документа, являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

При таких обстоятельствах, суд с учетом вышеприведенных норм закона и установленных по делу обстоятельств, считает возможным, в соответствии с положениями ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве», освободить администрацию города Оренбурга от исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 13.11.2023.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 13.11.2023 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ 27.03.2024.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2а-907/2024 ~ М-356/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г. Оренбурга
Ответчики
ГМУ ФССП России
СПИ СОСП по Оренбургской области Гречишкина О.Н.
УФССП России по Оренбургской области
Суд
Промышленный районный суд г. Оренбурга
Судья
Манушина Марина Евгеньевна
Дело на сайте суда
promyshleny--orb.sudrf.ru
13.02.2024Регистрация административного искового заявления
14.02.2024Передача материалов судье
14.02.2024Решение вопроса о принятии к производству
14.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2024Рассмотрение дела начато с начала
28.02.2024Судебное заседание
27.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее