Дело №
УИД №
3.027
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<адрес> в составе:
председательствующего - судьи Бубновой К.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прохоровым П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гашигуллиной А.Р. к начальнику отделения - старшему судебному приставу-исполнителю <адрес> отделения судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов России <адрес> Афлетоновой А.М., заместителю начальника старшего судебного пристава-исполнителя <адрес> отделения судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов России <адрес> Гафиятуллину А.А., <адрес>ному отделению судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов России <адрес>, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов России <адрес>, Федеральной службе судебных приставов России, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Казначейству России о признании незаконным действий по внесению в личный кабинет портала государственных услуг сведений о наличии судебной задолженности,
установил:
Гашигуллина А.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением к начальнику отделения - старшему судебному приставу-исполнителю <адрес> отделения судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> (далее по тексту – <адрес> РОСП ГУФССП России по <адрес>) Афлетоновой А.М., Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Казначейству России о признании незаконным действий по внесению в личный кабинет портала государственных услуг сведений о наличии судебной задолженности.
В обоснование административного иска указано следующее.
На ДД.ММ.ГГГГ в личном кабинете Госуслуг РФ административного истца отображается информация о наличии судебной задолженности в размере 25 189 рублей 99 копеек, в том числе:
- задолженности по исполнительскому сбору по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства № в сумме 1 000 рублей;
- задолженности по исполнительскому сбору по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП в сумме 1 214 рублей 22 копеек;
- задолженности по исполнительскому сбору по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП в сумме 10 224 рублей 05 копеек;
- задолженности по исполнительному сбору по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП в сумме 4 932 рублей 02 копеек;
- задолженности по исполнительскому сбору по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП в сумме 5 248 рублей 61 копейки;
- задолженности по исполнительскому сбору по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП в сумме 1 551 рубля 89 копеек;
- задолженности по исполнительскому сбору по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП в сумме 1 019 рублей 20 копеек.
Однако в производстве <адрес> РОСП ГУФССП России по <адрес> с 2022 года не находится на исполнении ни одно исполнительное производство в отношении административного истца.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом на имя временно исполняющего обязанности начальника отдела – старшего судебного пристава-исполнителя Гафиятуллина А.А. подана жалоба на устранение нарушений прав Гашигуллиной А.Р. и удалении сведений по наличию задолженности по исполнительскому сбору на сайте государственных услуг.
Ответом по данной жалобе <адрес> РОСП разъяснил, что неполадки со стороны самого портала государственных услуг на исполнении исполнительных производств в отношении Гашигуллиной А.Р. нет.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации направлена претензия с требованием убрать несуществующие сведения о наличии задолженности по исполнительскому сбору на сайте государственных услуг.
Ответ на претензию до настоящего времени не получен, данные на портале не исправлены.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец с учетом уточнений просит суд признать незаконными действия начальника отделения – старшего судебного пристава <адрес> РОСП ГУФССП России по <адрес> Афлетоновой А.М., Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов России, Казначейства России по внесению в личный кабинет Гашигуллиной А.Р. портала государственных услуг сведений о наличии судебной задолженности в размере 25 189 рублей 99 копеек, в том числе:
- задолженности по исполнительскому сбору по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства № в сумме 1 000 рублей;
- задолженности по исполнительскому сбору по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП в сумме 1 214 рублей 22 копеек;
- задолженности по исполнительскому сбору по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП в сумме 10 224 рублей 05 копеек;
- задолженности по исполнительному сбору по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП в сумме 4 932 рублей 02 копеек;
- задолженности по исполнительскому сбору по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП в сумме 5 248 рублей 61 копейки;
- задолженности по исполнительскому сбору по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП в сумме 1 551 рубля 89 копеек;
- задолженности по исполнительскому сбору по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП в сумме 1 019 рублей 20 копеек.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству и в ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены <адрес> РОСП ГУФССП России <адрес>, ГУФССП России по <адрес>, Казначейство Российской Федерации, ФССП России, заместитель начальника – старшего судебного пристава <адрес> РОСП ГУФССП России по <адрес> Гафиятуллин А.А.
Административный истец Гашигуллина А.Р. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, просила удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик – представитель Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в судебном заседании с требованиями административного истца не согласился, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представитель административного ответчика судебный пристав-исполнитель <адрес> РОСП ГУФССП России по <адрес> Хорьякова О.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поддержав доводы, изложенные в отзыве, пояснив, что у Гашигуллиной А.Р. имелась задолженность по исполнительным производствам, в настоящее время исполнительных производств не имеет, равно как и сведений о задолженности в Банке данных исполнительных производств ФССП.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены.
В соответствии со статьёй 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. В данном случае конверт с судебным извещением поступил по месту жительства заинтересованного лица, но не получен по обстоятельствам, зависящим от него, следовательно, считаются доставленными.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых о времени и месте судебного заседания.
Изучив имеющиеся в материалах административного дела документы, выслушав доводы участников производства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), осуществляется в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частями 8, 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из пункта 8 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 218, статьи 360 КАС РФ, часть 1 статьи 198 АПК РФ, часть 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве).
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на исполнении в <адрес> РОСП ГУФССП России <адрес> находилось сводное исполнительное производство №-СД в отношении Гашигуллиной А.Р.
Руководствуясь пунктом 7 части 1 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительные производства, возбужденные структурными подразделениями Управления в отношении Гашигуллиной А.Р. окончены ДД.ММ.ГГГГ ввиду признания должника банкротом. Все принудительные меры, а также ограничения, вынесенные в отношении должника отменены.
ДД.ММ.ГГГГ врио начальника отделения <адрес> РОСП ГУФССП России <адрес> Гафиятуллин А.А. разъяснил, что исполнительные производства в отношении Гашигуллиной А.Р. окончены по причине признания должника банкротом. Все принудительные меры, а также ограничения, вынесенные в отношении должника Гашигуллиной А.Р. отменены, на депозитном счете <адрес> РОСП излишне удержанных денежных средств не имеется. По вопросу снятия задолженности с Единого портала государственных услуг необходимо обратиться на горячую линию технической поддержки данного портала.
ДД.ММ.ГГГГ Гашигуллина А.Р. обратилась к врио начальника – старшего судебного пристава <адрес> РОСП ГУФССП России <адрес> с жалобой о принятии мер по удалению сведений о наличии задолженности по исполнительскому сбору на сайте государственных услуг.
Из ответов врио начальника отделения <адрес> РОСП ГУФССП России по <адрес> Гафиятуллина А.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что, сведения об исполнительных производствах могут находиться на официальном сайте в течении трех лет с даты окончания исполнительного производства.
ДД.ММ.ГГГГ Гашигуллина А.Р. обратилась в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с претензией, в которой просила убрать несуществующую задолженность на портале «Госуслуг» в кратчайшие сроки.
Согласно ответу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций от ДД.ММ.ГГГГ № №, направленному в ФССП России и Гашигуллиной А.Р., на ЕГПУ функционирует Единый информер начислений, который позволяет получать в личный кабинет ЕГПУ информацию обо всех начислениях, выставленных государственными органами.
По результатам проверки сбоев в работе Информера не выявлено. В личном кабинете гражданки Гашигуллиной А.Р. на ЕПГУ информация о начислениях в рамках исполнительного производства отражается на основе информации, переданной ФССП России в государственную информационную систему государственных и муниципальных платежей (далее по тексту – ГИС ГМП). Согласно информации в ГИС ГМП, за Гашигуллиной А.Р. числятся неоплаченные исполнительские сборы, выставленные на СНИЛС. Информацию об обновлении суммы начисления в ГИС ГМП направляет ФССП России.
Разрешая заявленные требования суд исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Согласно части 3 статьи 6.1 Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» общедоступными признаются следующие сведения, содержащиеся в банке данных: дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица; вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ; дата возбуждения исполнительного производства; номер исполнительного производства; сведения о должнике: для гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения; сведения об окончании исполнительного производства в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, или об окончании исполнительного производства в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 6.1 Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вышеуказанные сведения, являются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства, за исключением данных об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка (для ребенка - фамилия, имя, отчество (при его наличии) и год рождения); которые являются общедоступными до обнаружения соответствующих лиц или имущества либо прекращения розыска по иным причинам, а также сведений по исполнительным производствам, оконченным в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 данного Федерального закона, или оконченным в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 данного Федерального закона, которые являются общедоступными до исполнения требований исполнительного документа, но не более трех лет со дня окончания исполнительного производства.
Из буквального толкования части 4 статьи 6.1 Федерального закона № 229-ФЗ от 2 октября 2007 года следует, что общедоступные сведения, содержащиеся в банке данных, должны быть удалены судебным приставом-исполнителем по окончанию или прекращению исполнительного производства, за исключением вышеперечисленных случаев.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предусмотренных Положением, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 02 июня 2008 года № 418 «О министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 названного Положения министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним), электросвязи (включая использование и конверсию радиочастотного спектра) и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях), печати, издательской и полиграфической деятельности, выработке государственной политики по стимулированию спроса на отечественную радиоэлектронную продукцию гражданского назначения и программное обеспечение, а также государственной политики в сфере развития и поддержки российской электронной продукции и программного обеспечения, в том числе при реализации мер поддержки проектов разработки, внедрения и использования информационно-телекоммуникационных решений, обработки персональных данных, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, а также по выработке и реализации государственной политики в сфере литературной деятельности и сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Из части 2 статьи 21 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 года № 861 «Об федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций) утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее по тексту – ЕГПУ).
Как указано в Положении на ЕГПУ реализуется техническая возможность подачи заявки и получения результата государственной и (или) муниципальной услуги (функции).
Пунктом 2 постановления и пунктом 2 Положения определено, что оператором ЕГПУ является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Пункт 15 Положения устанавливает, что органы и учреждения (организации), предоставляющие услуги и (или) рассматривающие сообщения, обращения в соответствии с настоящим Положением, обеспечивают:
а) достоверность предоставляемой заявителю информации о ходе рассмотрения сообщения, обращения, заявления и результатов предоставления услуги, рассмотрения сообщения, обращения в электронной форме;
б) целостность, сохранность и неизменность передаваемой на единый портал информации о ходе рассмотрения сообщения, обращения, заявления и результатов предоставления услуги, рассмотрения сообщения, обращения до момента поступления указанной информации в систему межведомственного электронного взаимодействия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 года № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг», в соответствии с пунктом 3 которых требования к электронным формам запроса и форматам иных документов, предоставляемых заявителем в электронной форме и необходимых для предоставления услуги, а также к форме результата предоставления услуги определяются в административном регламенте предоставления услуги, разрабатываемом и утверждаемом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2021 года № 1228 «Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».
Статья 13 Федерального закона № 210-ФЗ предусматривает, что разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.
Приведенное выше правовое регулирование свидетельствует о том, что на ЕГПУ реализуется техническая возможность подать заявку на получение услуги (функции) и получить результат оказания услуги.
В свою очередь, порядок предоставления услуги, состав административных действий, совершаемых при оказании услуги (функции), порядок предоставления результата оказанной услуги и иные особенности определяется органом, непосредственно ответственным за оказание услуги. Этот же орган и несет ответственность за корректное и законное предоставление государственной и (или) муниципальной услуги.
На ЕГПУ функционируют раздел «Госпочта», который предназначен для осуществления обмена электронными сообщениями (письмами) между пользователями и ЕГПУ с одной стороны и органами власти, а также организациями, вовлеченными в процесс государственного управления, с другой стороны, а также Единый информер начислений, который позволяет получать в личный кабинет пользователя ЕГПУ информацию обо всех начислениях, выставленных государственными органами в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (далее по тексту – ГИС ГМП).
Информация о начислениях в информере отображается на основании указанных в личном кабинете пользователя на ЕГПУ данных документов. Также посредством «Госпочты» и информера работает механизм уведомлений из ГИС ГМП.
Федеральный закон № 210-ФЗ в статье 21.3 гласит, что государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации, необходимой для уплаты платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, перечень которых устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации), иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами, информации об уплате физическими и юридическими лицами указанных платежей, а также информации, необходимой для осуществления исполнительного производства в случае неуплаты в установленный законодательством Российской Федерации срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации и иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Создание, ведение, развитие и обслуживание Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах осуществляет Федеральное казначейство.
В соответствии с порядком ведения государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, утвержденного приказом Казначейства России от 12 мая 2017 года № 11н, указано на то, что Казначейство России обеспечивает доступ участников прямого взаимодействий к ГИС ГМП круглосуточно.
Поскольку информация о наличии начисленного платежа на ЕГПУ отображается на основании данных ГИС ГМП, вынесенных туда соответствующим ведомством, следовательно, ФССП России передает информацию о задолженностях из автоматизированной информационной системы ФССП России по ЕГПУ посредством ГИС ГМП. Соответственно, информация о начислениях, имеющаяся в ГИС ГМП и отображающаяся в личном кабинете гражданина на ЕГПУ, является идентичной.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации не обладает возможностью вносить изменения в информацию, направленную ведомствами через ГИС ГМП. Аннулировать или корректировать выставленное начисление может только сотрудник ведомства, который направил его в ГИС ГМП.
В результате проведенного анализа установлено, что проверка работоспособности не выявила перебоев в функционировании информера.
На момент обновления информации со стороны ГИС ГМП возвращаются сведения о неоплаченном Гашигуллиной А.Р. исполнительским сборе по постановлению судебного пристава-исполнителя. Учитывая, что администратором вышеуказанных начислений является ФССП России, то они ответственны за загрузку сведений и внесение правок в ГИС ГМП.
В то же время, размещение, корректировка, удаление информации по исполнительным производствам производится в рамках автоматического Федерального межведомственного взаимодействия.
Сведений о том, что информация о взыскании с Гашигуллиной А.Р. исполнительского сбора размещена в банке данных исполнительных производств на официальном сайте ФССП в банке данных, не имеется.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», действие либо бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы сторон исполнительного производства.
Следовательно, для признания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя необходимо наличие двух условий: несоответствие действий нормам закона и нарушение прав заявителя.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностных лиц службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось административным истцом, ранее у Гашигуллиной А.Р. имелась задолженность по исполнительным производствам, а потому сведения в банк данных ФССП внесены уполномоченным органом законно и обоснованно, переданы в ГИС ГМП. В настоящее время какой-либо задолженности по исполнительскому сбору, размещенной в открытом доступе на официальном сайте ФССП, не имеется, указанная информация отсутствовала и на день рассмотрения дела. В отношении административного истца исполнительное производство окончено, и к ней никаких требований со стороны приставов об уплате исполнительского сбора не предъявляется.
По смыслу части 9 статьи 226, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также исходя из разъяснений, приведенных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», основанием для удовлетворения заявления о признании незаконными действий (бездействия) и решений судебного пристава-исполнителя является совокупность таких обстоятельств, как несоответствие оспариваемых действий (бездействия) и решений закону, нарушение ими прав и свобод административного истца и необходимость их восстановления.
При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная защита нарушенного или оспариваемого права направлена на его восстановление, избранный способ защиты должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.
Конституционное право на судебную защиту, установленное статьей 46 Конституции Российской Федерации, во взаимосвязи с другими ее положениями - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02 февраля 1996 года № 4-П, от 03 февраля 1998 года № 5-П, от 28 мая 1999 года № 9-П, от 11 мая 2005 года № 5-П и др.).
Формальное удовлетворение требований, без цели их восстановления и без указания способа их восстановления не соответствует целям судебной защиты.
Поскольку совокупности поименованной в процессуальном законе обстоятельств не установлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Кроме того, из представленных административным истцом скриншотов невозможно установить принадлежность указанной страницы личного кабинета административному истцу, установить происхождение задолженности, на скриншоте отражено лишь одно уведомление из ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ об изменении суммы задолженности.
При этом предметом заявленных административных исковых требований являлось рассмотрение вопроса о признании незаконными действий по внесению сведений, а не о признании незаконными бездействий, связанных с не направлением информации об обновлении суммы начисления в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, об аннулировании задолженности в ГИС ГМП, и возложении обязанности направить указанную информацию.
Помимо прочего, факт отображения уведомлений в ЕГПУ не свидетельствует о фактическом нарушении каких-либо прав административного истца, поскольку денежных средств взыскано не было, никаких ограничений к истцу не применялось.
Таким образом, разрешая вышеуказанный административный спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и проанализировав доводы, изложенные в административном иске, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Кроме того, пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Частью 11 названной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Согласно статье 122 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Аналогичные положения содержит и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с частью 3 статьи 219 которого, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено данным Кодексом.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, сведения о внесении в личный кабинет Гашигуллиной А.Р. портал государственных услуг сведений о наличии задолженности внесены на момент ее образования, в 2020 году исполнительное производство было окончено, а потому тогда ей стало известно о предполагаемом нарушении своего права, в связи с чем административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась с жалобой в <адрес> РОСП ГУФССП России <адрес>.
Вместе с тем, в суд с административным исковым заявлением Гашигуллина А.Р. обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть со значительным пропуском установленного статьей 122 Федерального закона от 02 октября 2007 года «Об исполнительном производстве», частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока.
Пропуск же установленного законом срока для обращения в суд за защитой нарушенного права, при отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 62, 175 - 179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Гашигуллиной А.Р. к начальнику отделения - старшему судебному приставу-исполнителю <адрес> отделения судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> Афлетоновой А.М., заместителю начальника старшего судебного пристава-исполнителя <адрес> отделения судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов России <адрес> Гафиятуллину А.А., <адрес>ному отделению судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес>, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов России по <адрес>, Федеральной службе судебных приставов России, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Казначейству России о признании незаконным действий по внесению в личный кабинет портала государственных услуг сведений о наличии судебной задолженности оставить без удовлетворения.
С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья