Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-284/2023 ~ М-262/2023 от 20.07.2023

УИД: 22RS0031-01-2023-000338-11

Дело №2а-284/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Кытманово                                                                                               06 сентября 2023 года

    

    Кытмановский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Дыренковой Е.Б., при секретаре Юрчиковой А.С., с участием помощника прокурора Кытмановского района Швебель Ю.Н., представителя административного ответчика Администрации Тягунского сельсовета Кытмановского района Алтайского края в лице главы Родионова К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Кытмановского района Алтайского края к Администрации Тягунского сельсовета Кытмановского района Алтайского края, Администрации Кытмановского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по регистрации права муниципальной собственности на имущество: водонапорную башню со скважиной, водопроводные сети, протяженностью 5 км в с.Заречное; водонапорную башню со скважиной, водопроводные сети, протяженностью 3 км. в пос. Кытманушка; водонапорную башню со скважиной, водопроводные сети, протяженностью 4 км. в с.Ноовоозерное, понуждении зарегистрировать в установленном порядке право муниципальной собственности на указанные протяженные объекты недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Кытмановского района Алтайского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кытмановского района Алтайского края, Администрации Тягунского сельсовета Кытмановского района Алтайского края с административным иском о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по регистрации права муниципальной собственности на имущество: водонапорную башню со скважиной, водопроводные сети, протяженностью 5 км. в с.Заречное; водонапорную башню со скважиной, водопроводные сети, протяженностью 3 км в пос.Кытманушка; водонапорную башню со скважиной, водопроводные сети, протяженностью 4 км. в с.Ноовоозерное, понуждении зарегистрировать в установленном порядке право муниципальной собственности на указанные протяженные объекты недвижимости.

    В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Кытмановского района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности, соблюдения требований законодательства при учете бесхозяйных недвижимых вещей в Администрации Тягунского сельсовета Кытмановского района Алтайского края.

    В ходе проведения проверки установлено, что на территории Тягунского сельсовета Кытмановского района имеются следующие бесхозяйные объекты водоснабжения:

- водонапорная башня со скважиной, водопроводные сети протяженностью 5 км. в с.Заречное;

- водонапорная башня со скважиной, водопроводные сети протяженностью 3 км. в п.Кытманушка;

- водонапорная башня со скважиной, водопроводные сети протяженностью 4 км. в. с.Новоозерное.

    Указанные бесхозяйные объекты водоснабжения используются для предоставления населению услуг водоснабжения.

    В соответствии с положениями ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) организация в границах поселения водоснабжения населения к вопросам местного значения сельского поселения не относится, и по общему правилу решается органами местного самоуправления муниципального района, однако возможна передача данных полномочий с уровня муниципального района на уровень сельского поселения, для чего заключается соответствующее соглашение о передаче таких полномочий, подкрепленное финансированием в виде межбюджетных трансфертов, что предусмотрено ч.4 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ.

    Соответствующее соглашение о передаче части полномочий муниципального образования Кытмановский район по решению вопросов местного значения муниципальному образованию Тягунский сельсовет заключено 29.10.2021, при этом, одним из переданных полномочий является именно полномочие по организации в границах поселения водоснабжения населения, ввиду чего проведение соответствующей работы является обязанностью сельского поселения.

    15.03.2023 в адрес администрации Тягунского сельсовета Кытмановского района Алтайского края вносилось представление о необходимости принятия мер по оформлению указанного недвижимого имущества в муниципальную собственность.

    Вместе с тем, ответчик право собственности на указанные объекты водоснабжения до настоящего времени не зарегистрировал, так как с заявлением о постановке на учет данного объекта как бесхозяйной недвижимой вещи, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не обращался в связи с отсутствием финансовой возможности.

    Принимая во внимание то обстоятельство, что указанный объект инженерной инфраструктуры предназначен для решения исключительно вопросов местного значения, у Администрации Тягунского сельсовета Кытмановского района Алтайского края имеется обязанность в установленном законодательством порядке обеспечить государственную регистрацию права муниципальной собственности сельсовета.

    Наличие организованного водоснабжения напрямую связано с обеспечением безопасности, затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

    Учитывая изложенное прокурор, руководствуясь ст.39 КАС РФ обратился в суд с данным административным иском.

    В судебном заседании помощник прокурора Кытмановского района Швебель Ю.Н. на удовлетворении административного иска настаивала, в соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ просила установить срок для совершения указанных действий в течение 1 года со дня вступления в силу решения по настоящему делу.

    Представитель ответчика - Администрации Тягунского сельсовета Родионов К.И. в целом, не возражая против заявленных исковых требований, указал суду, что в настоящее время ведутся работы по оформлению недвижимого имущества в муниципальную собственность, в июне текущего года администрация Тягунского сельсовета заключила муниципальные контракты на проведение кадастровых работ, а именно: по составлению межевого плана и технического плана сетей водопровода, расположенных в п.Кытманушка, по подготовке пакета документов для постановки на кадастровый учет водонапорной башни и земельного участка под ней, расположенной в п.Кытманушка, скважины и земельного участка под ней, расположенной в п.Кытманушка. Подана заявка в Администрацию района о финансировании, т.к. в Администрации Тягунского сельсовета нет необходимых средств для оплаты указанных работ.

    Представители административного ответчика Администрации Кытмановского района, заинтересованного лица Управления Росреестра по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, о наличии уважительных причин неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

    Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ст.150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.

    Выслушав административного истца, представителя административного ответчика Администрации Тягунского сельсовета Кытмановского района Алтайского края, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.      

    Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

    По смыслу пункта 4 части 1, части 3 и части 4 ст.14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

    В силу п.4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

    Согласно ч.ч.1, 1.1 ст.6Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 №416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях (помимо прочего) относятся:

    1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

    Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

    В соответствии с ч.4 ст.15 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

    Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

    Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования.

    На основании Соглашения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения на 2021 год от 29.10.2021 муниципальному образованию Тягунский сельсовет муниципальным образованием Кытмановский район Алтайского края были переданы полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Настоящее Соглашение является действующим.

    Согласно ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

    Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

    По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

    В силу ч.10 ст.32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы местного самоуправления, направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино - места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.

    Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931.

    Согласно п.5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

    По смыслу указанных правовых норм, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

    Не оформление в муниципальную собственность указанного имущества влечет невозможность передачи имущества гарантирующей организации с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

    Таким образом, понуждение ответчика Администрации Тягунского сельсовета к принятию мер, направленных на регистрацию права муниципальной собственности на заявленные административным процессуальным истцом объекты недвижимого имущества, согласуется с задачами местного самоуправления в области организации водоснабжения и правами и обязанностями собственника в отношении данного имущества.

    Сведений о наличии зарегистрированного права собственности на указанный объект недвижимости, находящий в муниципальной собственности поселения, материалы дела не содержат.

    Учитывая, что в силу вышеприведенного нормативного регулирования, заключенного соглашения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения, Администрация МО «Тягунский сельсовет Кытмановского района Алтайского края» обязана организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения, указанный орган местного самоуправления обязан обеспечить надлежащее оформление права муниципальной собственности на указанные объекты недвижимости.

    Отсутствие сведений о зарегистрированных правах на заявленный объект водоснабжения свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией Тягунского сельсовета Кытмановского района Алтайского края взятых на себя обязательств по осуществлению контроля за их техническим состоянием, обеспечением их охраны, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации может повлечь угрозу причинения вреда здоровью граждан.

    При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.

    Исковые требования прокурора к Администрации Кытмановского района Алтайского края о возложении обязанности профинансировать данные мероприятия, удовлетворению не подлежат, учитывая условия действующего Соглашения о передаче полномочий местного значения и его финансирование за счет межбюджетных трансфертов.

    Учитывая, что оформление документов на заявленные объекты водоснабжения, может занять значительное время, а так же потребует определенных расходов из бюджета поселения, которые на эти цели в 2023 году заложены не были, руководствуясь ч.9 ст.227 КАС РФ, суд полагает необходимым установить Администрации Тягунского сельсовета срок для исполнения решения суда - 1 год со дня вступления его в законную силу.

    На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:

- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 5 ░░ ░ ░.░░░░░░░░;

- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 3 ░░ ░ ░░░.░░░░░░░░░░;

- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 4 ░░ ░ ░.░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:

- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 5 ░░ ░ ░.░░░░░░░░;

- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 3 ░░ ░ ░░░.░░░░░░░░░░;

- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 4 ░░ ░ ░.░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - 1 ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░:                                                                                                ░.░.░░░░░░░░░

░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 11 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.

2а-284/2023 ~ М-262/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кытмановского района
Ответчики
Администрация Кытмановского района
Администрация Тягунского сельсовета
Другие
Управление Росреестра по АК
Суд
Кытмановский районный суд Алтайского края
Судья
Дыренкова Е.Б.
Дело на сайте суда
kytmanovsky--alt.sudrf.ru
20.07.2023Регистрация административного искового заявления
20.07.2023Передача материалов судье
24.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
24.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.08.2023Предварительное судебное заседание
06.09.2023Судебное заседание
11.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2023Дело оформлено
30.10.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее