УИД 60RS0025-01-2022-000505-26
Дело № 2а-260/2022
Решение
Именем Российской Федерации
18 июля 2022 года п. Струги Красные
Стругокрасненский районный суд Псковской области в составе судьи Богдановой Е.В.,
при секретаре Славненко Ю. Н.,
с участием старшего помощника прокурора Струго-Красненского района Псковской области Темирбулатовой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Струго-Красненского района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Заместитель прокурора Струго-Красненского района Псковской области обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. В обоснование иска указано, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации в части ограничения доступа к запрещенной информации, выявлены факты размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на указателях страниц сайтов в сети «Интернет» информации о возможности приобретения на платной основе в обход установленного законом порядка дипломов об образовании различной степени.
Так, на Интернет-сайтах:<данные изъяты>, <данные изъяты> размещена информация о возможности приобретения на платной основе документов о высшем образовании, аттестатов о среднем образовании и т.д., минуя установленные порядок и процедуры. Для приобретения указанных документов необходимо заполнить форму заявки или позвонить.
Вход на данные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.
В целях установления владельца сайта произведены запросы с использованием сервиса «Whois». По результатам полученного ответа сведения о владельце сайта не установлены.
В целях установления наличия (отсутствия) указанных выше указателей страниц сайтов в сети «Интернет» в Едином реестре доменных имен произведен электронный запрос с использованием сервиса: https://eais.rkn.gov.ru/, размещенного на официальном сайте Роскомнадзора, по результатам которого получены сведения об отсутствии информации об указанных именах доменов сайтов в сети «Интернет» в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Незаконное распространение в сети «Интернет» указанной информации влечет нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, получающих доступ к ней, что явилось основанием обращения прокурора в суд в соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Заместитель прокурора просит признать информацию, распространяемую на сайтах в сети «Интернет» с доменными именами: <данные изъяты>, <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник прокурора Струго-Красненского района Псковской области Темирбулатова М.П. административные исковые требования поддержала, пояснила суду вышеизложенное.
Представитель Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу в судебное заседание не явился, предоставил суду ходатайство о рассмотрении дела без его участия, возражений по существу административного искового заявления не имеют.
Явка в судебное заседание представителя Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу обязательной не является, судом таковой не признавалась, его неявка не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем судом определено рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из Акта прокурорской проверки от 29.06.2022 с фототаблицей, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Стругокрасненского района, выявлены Интернет-сайты с доменными именами: <данные изъяты>, <данные изъяты>, которые содержат информацию о возможности приобретения на платной основе дипломов и аттестатов об образовании, минуя установленный законом порядок получения данных документов с проводкой «по официальной базе данных согласно существующим требованиям закона». Дипломы и аттестаты об образовании предлагается приобрести, не проходя установленные процедуры получения.
Вход на указанные сайты свободный, ознакомиться с содержанием указанных страниц и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.
В целях установления владельцев сайтов произведены запросы с использованием сервиса «Whois». По результатам полученных ответов сведения о владельцах сайтов не установлены (л. д. 10-11, 12-20).
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с подпунктом 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
По итогам прохождения уровней образования образовательными учреждениями выдаются соответствующие документы об образовании.
В соответствии со ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации выдаются:
1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;
2) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (ч.3)
Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации (ч.4).
Документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования; документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования.
Уровень профессионального образования и квалификация (квалификации), указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами (ч.7).
В силу ст. 43 Конституции Российской Федерации Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Статьей 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку, сбыт, приобретение, хранение, перевозку, использование заведомо подложного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, государственных наград, штампов, печатей или бланков.
Таким образом, размещенная на вышеуказанных сайтах информация о возможности приобретения документов об образовании без прохождения обучения, за плату, противоречит приведенным нормам законодательства, нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц, в силу чего является незаконной и подлежит запрещению к распространению на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно части 2 той же статьи Закона в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие указанную информацию.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ).
Признание судом информации, распространяемой через сеть Интернет, запрещенной, влечет в силу частей 7 - 10 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ необходимость удаления соответствующей интернет-страницы владельцем сайта, а в случае отказа или бездействия последнего - ограничение доступа к ней провайдером хостинга или оператором связи.Поэтому для лиц, осуществляющих распространение информации, признаваемой судом запрещенной, соответствующее решение суда влечет правовые последствия в виде утраты такой возможности.
Порядок ограничения доступа к информации, признанной запрещенной к распространению на территории Российской Федерации в соответствии со ст.ст. 15.1, 15.2, 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101.
В соответствии с положениями Постановления № 1101 создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию,распространение которой в Российской Федерации запрещено», осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Из материалов дела следует, что информации об указанных именах доменов сайтов в сети «Интернет» в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не имеется.
Обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено по решению суда, также относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с пунктом 9 Правил, утвержденных положениями Постановления № 1101, в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.178-180, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Струго-Красненского района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую на сайтах в сети «Интернет» с доменными именами: <данные изъяты>, <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Направить копию решения в Управление Роскомнадзора по Псковской области для включения вышеуказанных сетевых адресов в единый Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в течение одного месяца со дня принятия решения суда в Псковский областной суд через Стругокрасненский районный суд.
Судья Е.В. Богданова