УИД № 76RS0022-01-2023-002473-08 Дело № 2а-2583/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 25 сентября 2023 года
Судья Заволжского районного суда г. Ярославля Ратехина В.А., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 10 по Ярославской области к Дьячкову Евгению Александровичу о взыскании задолженности по уплате налоговых платежей,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России № 10 по Ярославской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Дьячкову Е.А. о взыскании транспортного налога за 2017 г. в размере 3597 руб., пени за 2017-2019 г.г. в размере 58,15 руб., всего – 3655,15 руб.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Дьячков Е.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежаще. Определением суда ответчику предлагалось до даты судебного заседания представить в суд возражения в письменной форме по существу административного искового заявления, а также была разъяснена возможность рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. Административным истцом в соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ была направлена административному ответчику копия административного искового заявления. При указанных обстоятельствах отложение дела по причине отсутствия административного ответчика в судебном заседании суд считает нецелесообразным и нарушающим право административного истца на своевременную судебную защиту.
В связи с отсутствием возражений со стороны участников процесса на основании ст. 291 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В спорный период времени административному ответчику принадлежало на праве собственности транспортное средство Тойота Авенсис, государственный регистрационный номер №.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Ставки налога установлены ст.2 Закона Ярославской области от 05.11.2002 г. № 71-з «О транспортном налоге в Ярославской области».
Административным истцом в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление № 44125099 от 14.08.2018 г., на основании которого сумма транспортного налога за 2017 г. составила 3597 руб.
В связи с неуплатой в срок налоговых платежей административным истцом в адрес административного ответчика направлено требование об уплате налоговых платежей и пени от 05.02.2019 г. № 2845 на сумму 3876,68 руб. со сроком исполнения 02.04.2019 г., которое осталось без исполнения.
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с данным кодексом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ (п. 2 ст. 45 НК РФ).
В соответствии с нормами ст. 48 НК РФ (в ред., действующей до 27.12.2022) в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Срок уплаты налога, указанный в требовании № 2845 от 05.02.2019 г., был установлен до 02.04.2019 г. Следовательно, срок на подачу административного искового заявления в суд о взыскании задолженности для административного истца истек 02.10.2019 г.
Административный иск подан в суд 21.07.2023 г.
О наличии каких-либо уважительных причин, объективно препятствующих своевременной подаче настоящего административного иска, административным истцом не заявлено, и доказательства этому в материалы дела не предоставлено.
С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание, что положения ст. 48 НК РФ не предполагают возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные ст. 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены (Определение Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 N 2465-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ефимова Павла Павловича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации»), суд приходит к выводу о том, что срок для обращения в суд с заявлением о взыскании с ответчика налоговых платежей, пени истек.
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление налоговой инспекции следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 114, 175-180, 290, 293, 294, 294.1 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 10 по Ярославской области к Дьячкову Евгению Александровичу о взыскании задолженности по уплате налоговых платежей оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Ярославский областной суд в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Судья В.А. Ратехина