Принято в окончательной форме 29.12.2023
(УИД) 76RS0024-01-2023-003051-11
Дело № 2а-3101/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2023 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе судьи Пестеревой Е.М., при секретаре Огореловой А.И., с участием:
помощника прокурора Ваганова Н.А.,
от ответчиков – не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Фрунзенского района г. Ярославля к мэрии г. Ярославля о признании постановления незаконным,
установил:
Заместитель прокурора Фрунзенского района г. Ярославля обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах жителей дома по адресу: <адрес>, просит признать незаконным постановление мэрии г.Ярославля от 14.02.2023 №145 «О признании дома аварийным и подлежащим сносу и о его расселении» в части установления срока расселения граждан из дома по адресу: <адрес>, не позднее 2030 года, возложить на административного ответчика обязанность установить срок отселения жителей данного дома до 30.12.2023.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Фрунзенского района г. Ярославля проведена проверка по вопросу ненадлежащего состояния данного многоквартирного дома. В ходе проверки установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, 1961 года постройки, кирпичный, двухэтажный, 8-и квартирный, оборудован центральным электроснабжением, холодным водоснабжением, местной канализацией. Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома принято решение о выборе непосредственного способа управления многоквартирным домом. Заключением городской межведомственной комиссии от 23.12.2022 № 17 выявлены основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. На основании указанного заключения утверждено оспариваемое постановление, которым предусмотрено отселение физических лиц из помещений в данном многоквартирном доме до наступления обстоятельств, создающих реальную угрозу жизни и здоровью граждан, но не позднее 2030 года. Физический износ согласно строительно-техническому заключению ООО «Проект Профи» на 17.03.2021 составлял 64,45%. Данный жилой дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Ярославской области от 29.03.2019 №224-п. По результатам проведенной проверки 19.06.2023 при участии специалиста департамента государственного жилищного надзора Ярославской области установлено нарушение обязательных требований, установленных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее - Правила № 170) и Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (далее - Минимальный перечень №290) в данном доме. Так, имеется нарушение кровельного покрытия (шифер) на карнизном свесе кровли дома, нарушение штукатурного слоя и кирпичной кладки цокольной части по периметру дома, наличие поросли на цокольной части по отмостке по периметру дома, наличие переполненных выгребных ям, наличие соединения электрической проводки с помощью скрутки, наличие незакрепленной электрической и слаботочной проводки на лестничных клетках в подъезде дома, нарушение отделочных слоев стен и потолков, наличие следов от протечки через кровельное покрытие на лестничных клетках и в подъезде дома, нарушение теплоизоляции на трубопроводе отопления в тамбуре подъезда дома, наличие местных просадок, зыбкости, крена покрытия пола и лестниц в местах общего пользования, в том числе покрытия пола в <адрес> дома, неисправное состояние ограждающих конструкций (трещины, деформация) в <адрес> дома. На момент проверки установлено наличие проживающих в доме граждан. Установленный срок расселения жильцов указанного дома не позднее 2030 года является чрезвычайно длительным, его нельзя признать разумным, нахождение в данном доме является опасным для граждан, так как создает реальную опасность его самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Орган местного самоуправления в силу прямого указания закона имеет обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, по обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда; в целях восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц именно мэрия города Ярославля должна была принять меры по организации расселения жилого дома.
В судебном заседании помощник прокурора Ваганов Н.А. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Уточнил исковые требования, просил установить срок отселения жителей многоквартирного дома по адресу: <адрес> до 01.01.2025.
Представитель административного ответчика мэрии города Ярославля в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований прокурора отказать, указал, что срок расселения жителей данного дома установлен в пределах компетенции органа местного самоуправления, с учетом фактического состояния дома, техническое состояние дома не создает реальной опасности для жизни и здоровья проживающих граждан.
Заинтересованные лица, уведомленные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено судом при имеющейся явке.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом установлено, что заключением межведомственной городской комиссии от 23.12.2022 №17 выявлены основания для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
На основании указанного заключения утверждено постановление мэрии города Ярославля от 14.02.2023 №145 «О признании дома аварийным и подлежащим сносу и о его расселении», в соответствии с которым предусмотрено отселение физических лиц из помещений в данном многоквартирном доме до наступления обстоятельств, создающих реальную угрозу жизни и здоровью граждан, но не позднее 2030 года.
Физический износ дома согласно экспертному заключению о техническом состоянии жилого дома, подготовленному ООО «ПроектПрофи» на момент проведения обследования составлял 66%. Отмечено, что техническое состояние строения оценивается как весьма ветхое. Фундамент, стены, полы и лестница жилого дома имеют разрушения и повреждения, приводящие к их деформации, что свидетельствует об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, что создает угрозу жизни и здоровью проживающих в доме граждан. В связи с наличием вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие изменений параметров микроклимата жилых помещений, жилой дом является непригодным для проживания. Для восстановления работоспособности и несущей способности несущих конструктивных элементов дома требуется их полная замена. В виду значительного физического и морального износа основных конструктивных элементов строения, проведение восстановительных работ, направленных на устранение дефектов, экономически не целесообразно. Жилой дом находится в аварийном состоянии, имеет ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, эксплуатационных характеристик, приводящие к снижению до недопустимого уровня надежности строения, непригоден для постоянного проживания и подлежит расселению и сносу.
По результатам проведенной 19.06.2023 проверки при участии специалиста департамента государственного жилищного надзора Ярославской области установлено следующее. В доме, расположенном по адресу: <адрес> имеется: нарушение кровельного покрытия (шифер) на карнизном свесе кровли дома, нарушение штукатурного слоя и кирпичной кладки цокольной части по периметру дома, наличие поросли на цокольной части по отмостке по периметру дома, наличие переполненных выгребных ям, наличие соединения электрической проводки с помощью скрутки, наличие незакрепленной электрической и слаботочной проводки на лестничных клетках в подъезде дома, нарушение отделочных слоев стен и потолков, наличие следов от протечки через кровельное покрытие на лестничных клетках и в подъезде дома, нарушение теплоизоляции на трубопроводе отопления в тамбуре подъезда дома, наличие местных просадок, зыбкости, крена покрытия пола и лестниц в местах общего пользования, в том числе покрытия пола в <адрес> дома, неисправное состояние ограждающих конструкций (трещины, деформация) в <адрес> дома.
Выявлены нарушения обязательных требований – пунктов 3, 7, 9, 11, 12, 19, 20, 23, 26 Минимального перечня №290, пунктов 3.2.1, 3.2.8, 3.7.13, 3.7.20, 4.4., 4.4.3, 4.2.1.4, 4.2.3.1, 4.2.3.4, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.10.2.1, 5.2.22, 5.6.1, 5.6.2, 5.8.3 Правил №170.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее по тексту - Положение).
В силу абзаца второго пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности) (пункт 7 Положения).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил: судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Таким образом, конкретные сроки, в которые производится расселение жильцов дома, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.
В соответствии с пунктами 33, 34 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункту 3.13 «ГОСТ 31937-2011 Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» под аварийным состоянием понимается категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.
Учитывая аварийное техническое состояние конструкций дома, его физический износ, который при дальнейшей эксплуатации здания представляет непосредственную опасность для жизни людей, невозможность безопасного нахождения жильцов дома в нем с учетом его состояния, установленный административным ответчиком срок отселения жильцов из указанного дома - до 2030 года не отвечает требованиям разумности. Органом местного самоуправления должны быть приняты меры к расселению дома в разумный срок.
При этом суд учитывает, что согласно материалам дела в спорном доме проживают граждане. Административным ответчиком данное обстоятельство не оспаривается.
По мнению суда, мэрия г. Ярославля не представила должного обоснования разумности установления столь долгого срока расселения граждан. При таких обстоятельствах постановление в оспариваемой части не может быть признано законным.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
При этом из положений части 4 статьи 218 КАС РФ следует, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействие) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Таким образом, если имеется реальная опасность разрушения многоквартирного дома и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, прокурор вправе обратиться в суд в порядке, установленном статьей 39 КАС РФ в интересах тех или иных граждан либо неопределенного круга лиц.
Учитывая состояние многоквартирного дома, факт проживания в нем граждан, а также принимая во внимание необходимость соблюдения мэрией г. Ярославля соответствующей процедуры по расселению дома, суд устанавливает срок отселения до 01.01.2025. Данный срок, по мнению суда, является разумным, соответствующим интересам жильцов дома и позволяющим административному ответчику выполнить возложенную судом обязанность.
Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным постановление мэрии города Ярославля от 14.02.2023 №145 «О признании дома аварийным и подлежащим сносу и о его расселении» в части установления срока расселения граждан из дома, расположенного по адресу: <адрес>, не позднее 2030 года.
Возложить на мэрию города Ярославля (ИНН 7601001234, ОГРН 1027600683824) обязанность установить срок отселения жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, до 01.01.2025.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Е.М. Пестерева