УИД 92OS0000-01-2023-000040-47
Дело 3а-54/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 декабря 2023 года г. Севастополь
Севастопольский городской суд в составе: председательствующего судьи Кондрак Н.И., при секретаре Марушевской Т.В., с участием прокурора Василенко С.В., представителей: административного истца Колягина В.В., административного ответчика Зарытовской Е.А., заинтересованных лиц Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя и Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории города Севастополя Сучу Я.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Романовой Ирины Викторовны к Правительству Севастополя об оспаривании нормативного правового акта в части, -
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Романова И.В. обратилась в Севастопольский городской суд с административным иском, в котором просит признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Севастополя №730-ПП от 29 декабря 2022 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах внутригородских муниципальных образований: Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского муниципальных округов и города Инкерман» (далее Постановление №730-ПП) в части установления территориальной зоны Р-6/Б/-21 «зона лесов» в отношении земельных участков, расположенных в <адрес> с кадастровыми номерами, соответственно, №, №, №, №, №, №.
В обоснование иска указывает, что является собственником вышеуказанных земельных участков с разрешенным видом использования: для строительства и эксплуатации жилого дома, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Согласно Постановлению 730-ПП относительно принадлежащих истцу земельных участков установлена территориальная зона Р-6/Б/-21 «зона лесов», которая согласно п. 1.4.7 и таблицы 141 - приложения к постановлению, не допускает строительство и эксплуатацию капитальных строений (жилого дома), что, в свою очередь, ограничивает права Романовой И.В. на пользование и распоряжение принадлежащими ей на праве собственности земельными участками. В соответствии с положениями ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки должна осуществляться с учетом положений о территориальном планировании, требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, документов и материалов содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных дни. Применительно к части территории поселения или городского округа подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться при отсутствии генерального плана поселения или генерального плана городского округа. При этом регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. В связи с чем, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесении произвольных изменений в действующую систему норм. Порядок установления территориальных зон определен статьей 34 ГрК РФ, в которой указаны факторы, которые необходимо учитывать при установлении границ территориальных зон, анализ данных факторов позволяет сделать вывод, что в отсутствие генерального плана при установлении границ территориальных зон необходимо учитывать в том числе: определенные данным кодексом территориальные зоны; сложившуюся планировку территории и существующее землепользование; предотвращение возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках. Исходя из этого, при утверждении правил землепользования и застройки города должно быть соблюдено обеспечение учета интересов граждан, существующее землепользование и объекты капитального строительства, что следует из указанных правовых норм и подтверждается судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации (№4-АПА19-17 от 07 августа 2019 года, №53-АПА19-39 от 07 ноября 2019 года). Полагает, что установление Постановлением №730-ПП территориальной зоны лесов (Р-6) в отношении территории на которой расположены принадлежащие административному истцу земельные участки не соответствует требованиям градостроительного законодательства, в связи с чем оспариваемое постановление в указанной части должно быть признано неправомерным (недействующим), как принятое с явным нарушением прав и интересов Романовой И.В. и норм действующего законодательства.
В судебном заседании представителем административного истца подано ее заявление о прекращении производства по делу по основаниям п. 1 ч. 2 ст. 214 КАС РФ, которое им поддержано.
Прокурор, представители административного ответчика – Правительства Севастополя и заинтересованных лиц – Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя и Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки территории города Севастополя против удовлетворения заявления не возражали.
Рассмотрев ходатайство о прекращении производства по делу, суд приходит к следующему, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
По смыслу закона предметом судебного обжалования могут быть только такие правовые акты нормативного характера, которые на момент рассмотрения заявленных требований являются действующими и влекущими нарушения прав и свобод. В связи с чем, суд своим решением в случае выявления противоречия оспоренного нормативного акта закону прекращает действие такого акта, лишая его юридической силы. Недействующий же нормативный правовой акт не требует судебного пресечения его юридической силы из-за отсутствия таковой.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Аналогичное положение содержится и в части 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Принимая во внимание, что административные исковые требования были заявлены в отношении признания недействующим в части Постановления №730-ПП со дня вступления решения суда в законную силу; в оспариваемый в части нормативный правовой акт постановлением Правительства Севастополя №627-ПП от 14 декабря 2023 года внесены изменения - изменены границы территориальной зоны Р-6 (контур Р-6/Б/-/21) и земельные участки истца исключены из границ контура Р-6/Б/-/21 территориальной зоны Р-6 и включены в границы территориальной зоны Ж-2.2, суд приходит к выводу, что на дату рассмотрения дела права административного истца не затрагиваются, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению, ходатайство истца - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 - 199, п. 1 ч. 2 ст. 214 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Ходатайство Романовой Евгении Александровны о прекращении производства по делу по пункту 1 части 2 статьи 214 КАС РФ удовлетворить.
Производство по административному делу по административному исковому заявлению Романовой Евгении Александровны к Правительству Севастополя об оспаривании нормативного правового акта в части прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения через Севастопольский городской суд.
Судья Н.И. Кондрак