КОПИЯ УИД 16RS0046-01-2024-006544-67
дело № 2а-3217/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2024 года город Казань
Вахитовский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Киселева А.Н.,
при секретаре судебного заседания Саитове Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Воронина ФИО10 к судебным приставам-исполнителям Вахитовского районного отделения судебных приставов города Казани Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан ФИО11Хайдарову, ФИО12.Калеевой, Вахитовскому районному отделению судебных приставов города Казани Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан о признании действий (бездействия) незаконными, возложение обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО13.Воронин обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Вахитовского РОСП города Казани ГУФССП России по Республике Татарстан ФИО14.ФИО9, Вахитовскому РОСП города Казани ГУФССП России по Республике Татарстан, ГУФССП России по Республике Татарстан о признании действий (бездействия) незаконными.
В обоснование административного иска указано, что в отношении ФИО15Воронина были вынесены следующие постановления о взыскании исполнительского сбора:
- ... от ... в размере 1000 руб.;
- ... от ... в размере 1000 руб.;
- ... от ... в размере 1000 руб.
Решением Вахитовского районного суда города Казани от 25 мая 2021года постановления о взыскании исполнительского сбора ... от ..., вынесенное в рамках исполнительного производства ...-ИП от ..., ... от ..., вынесенное в рамках исполнительного производства ...-ИП от ..., ... от ..., вынесенное в рамках исполнительного производства ...-ИП от ..., признаны незаконными.
Административный истец неоднократно обращался в адрес Вахитовского РОСП города Казани ГУФССП России по Республике Татарстан с заявлением о возврате взысканного исполнительского сбора.
22 декабря 2023 года ФИО16.Воронин в очередной раз обратился в адрес Вахитовского РОСП города Казани ГУФССП России по Республике Татарстан с заявлением о возврате взысканного исполнительского сбора.
Ответом судебного пристава-исполнителя Вахитовского РОСП города Казани ГУФССП России по Республике Татарстан ФИО17.Калеевой от ... ..., в возврате денежных средств отказано.
На основании изложенного, ФИО18.Воронин просил суд признать действия судебного пристава-исполнителя по неосуществлению возврата денежных средств взысканных в рамках исполнительного производства незаконными.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству и рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена судебный пристав-исполнитель Вахитовского РОСП города Казани ГУФССП России по Республике Татарстан ФИО19.Калеева, качестве заинтересованного лица ТСЖ «Искандар».
В ходе рассмотрения дела административный истец ФИО20.Воронин уточнил исковые требования, просил взыскать с ГУФССП России по Республике Татарстан денежную сумму в размере 3139,62руб., и судебные расходы.
В судебном заседании административный истец ФИО21Воронин заявленные требования с учётом уточнений поддержал.
Представитель административного ответчика Вахитовского РОСП города Казани ГУФССП России по Республике Татарстан – ФИО22.Ермишина с иском не согласилась, в удовлетворении требований просила отказать.
Административные ответчики судебные приставы-исполнители Вахитовского РОСП города Казани ГУФССП России по Республике Татарстан ФИО24.Хайдаров, ФИО23.Калеева, ГУФССП России по Республике Татарстан, заинтересованное лицо ТСЖ «Искандар» в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены, доказательств уважительности причин неявки или ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили, в связи с чем их неявка в соответствии со статьёй 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не является препятствием к разрешению административного дела.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 данного Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В силу статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены задачи исполнительного производства, коими являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьёй 4 названного Федерального закона также установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах:
1) законности;
2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
3) уважения чести и достоинства гражданина;
4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены данным Федеральным законом.
Положениями статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1), исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 2), суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Как следует из материалов дела, судебным приставом-исполнителем Вахитовского РОСП города Казани УФССП России по Республики Татарстан ФИО25.Хайдаровым 26ноября 2020года в отношении ФИО26.Воронина возбуждено исполнительное производство ...-ИП с предметом исполнения – взыскание задолженности в пользу взыскателя ТСЖ «Искандар» в размере 1500руб.
Судебным приставом-исполнителем Вахитовского РОСП города Казани УФССП России по Республики Татарстан ФИО27.Хайдаровым 08февраля 2021года в отношении ФИО28.Воронина возбуждено исполнительное производство ...-ИП с предметом исполнения – взыскание задолженности в пользу взыскателя ТСЖ «Искандар» в размере 1500руб.
Судебным приставом-исполнителем Вахитовского РОСП города Казани УФССП России по Республики Татарстан ФИО29.Хайдаровым ... в отношении ФИО30.Воронина возбуждено исполнительное производство ...-ИП с предметом исполнения – взыскание задолженности в пользу взыскателя ТСЖ «Искандар» в размере 1500руб.
В рамках вышеуказанных исполнительных производств в связи с неисполнение требований исполнительных документов в добровольном порядке в установленный срок были вынесены следующие постановления о взыскании с ФИО31.Воронина исполнительского сбора:
- ... от ... в размере 1000 руб.;
- ... от ... в размере 1000 руб.;
- ... от ... в размере 1000 руб.
Производства по вышеуказанным исполнительным производствам ...-ИП, ...-ИП, ...-ИП окончены в связи с фактическим исполнением требований исполнительных документов.
Судебным приставом-исполнителем Вахитовского РОСП города Казани УФССП России по Республики Татарстан ФИО32.Хайдаровым ... в отношении ФИО33Воронина возбуждено исполнительное производство ...-ИП с предметом исполнения – взыскание исполнительского сбора в размере 901,11руб.
Решением Вахитовского районного суда города Казани от 25мая 2021года постановления о взыскании исполнительского сбора ... от ..., вынесенное в рамках исполнительного производства ...-ИП от ..., ... от ..., вынесенное в рамках исполнительного производства ...-ИП от ..., ... от ..., вынесенное в рамках исполнительного производства ...-ИП от ..., признаны незаконными.
Решение Вахитовского районного суда города Казани от 25мая 2021года не обжаловано и вступило в законную силу 28июня 2021года.
По итогам рассмотрения заявления ФИО34Воронина от 22декабря 2023года, в возврате денежных средств отказано.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учётом регулирующих рассматриваемые правоотношения норм материального права, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 64.1 Федерального закона от 02 октября 2007года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными названным Федеральным законом (часть 4).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу части 1 статьи 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации от 11 апреля 2014 года № 15-9, не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств), в том числе содержащие ссылку на статью 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» обращения лиц, участвующих в исполнительном производстве с требованиями сообщить о ходе исполнительного производства; обращения, в которых отсутствуют конкретные требования о совершении исполнительных действий или применении мер принудительного исполнения. Данные обращения и содержащиеся в них ходатайства рассматриваются в порядке и сроки, установленные законом (пункт 2.1).
В силу пункта 4.1 Методических рекомендаций, при поступлении на рассмотрение в ФССП России, территориальные органы ФССП России, структурные подразделения территориального органа ФССП России, Управление по исполнению особо важных исполнительных производств обращений, направленных в рамках Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и содержащих, в том числе заявления (ходатайства) в порядке статьи 64.1 Закона, должностные лица службы судебных приставов рассматривают иные доводы обращения в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с подготовкой мотивированного ответа, содержащего, в том числе информацию о результатах рассмотрения заявления (ходатайства).
Из содержания приведенных выше норм права следует, что по правилам статьи 64.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» подлежат рассмотрению только заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, требующие совершения определенных законом исполнительных действий, применении мер принудительного исполнения или принятия процессуального решения.
Правила возврата должнику исполнительского сбора, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 550, предусматривают, что исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случае отмены постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.
Таким образом, законодателем установлен заявительный порядок возврата должнику удержанной у него суммы исполнительского сбора в случае отмены (признания незаконным) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. При этом суд не вправе подменять законодательно установленный порядок рассмотрения заявления специальным (компетентным) органом государственным (публичным) принуждением, поскольку судебный контроль ограничен принципом разделения властей. Кроме того, подобное противоречит смыслу (целям и задачам) административного судопроизводства, направленного согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
Между тем, отказывая заявителю в возврате взысканного исполнительского сбора, административным ответчиком не были учтены обстоятельства, изложенные в решении Вахитовского районного суда города Казани от 25мая 2021года.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, суд указывает на необходимость совершения определенного действия.
Таким образом, решение о признании решения, действия (бездействия) незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Следовательно, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить требование ФИО35.Воронина о признании незаконными действия судебного пристава-исполнителя Вахитовского РОСП города Казани ГУФССП России по Республики Татарстан ФИО36Хайдарова по неосуществлению возврата денежных средств взысканных в рамках исполнительного производства ...-ИП от ..., ...-ИП от ..., ...-ИП от ... и ...-ИП от 31 марта 2021года.
Возложить на Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Республики Татарстан обязанность устранить допущенные нарушения, путем по возврата денежных средств в размере 3139,62 (три тысячи сто тридцать девять рублей шестьдесят две копейки) рублей, взысканных в рамках исполнительного производства ...-ИП от ..., ...-ИП от ..., ...-ИП от ... и ...-ИП от ....
Взысканная с ФИО37Воронина, в рамках исполнительного производства ...-ИП от ..., ...-ИП от ..., ...-ИП от ... и ...-ИП от ..., сумма в размере 3139,62руб., проверена судом и подтверждается представленным в материалы дела выписками из банков.
В связи с изложенным, суд полагает, что административный иск ФИО38.Воронина к судебным приставам-исполнителям Вахитовского РОСП города Казани ГУФССП России по Республики Татарстан ФИО39.Хайдарову, ФИО40.Калеевой, Вахитовскому РОСП города Казани ГУФССП России по Республики Татарстан, ГУФССП России по Республики Татарстан о признании действий (бездействия) незаконными, возложение обязанности устранить допущенные нарушения, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск Воронина ФИО41 к судебным приставам-исполнителям Вахитовского районного отделения судебных приставов города Казани Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан ФИО42.Хайдарову, ФИО43.Калеевой, Вахитовскому районному отделению судебных приставов города Казани Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан о признании действий (бездействия) незаконными, возложение обязанности устранить допущенные нарушения, удовлетворить.
Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Вахитовского районного отделения судебных приставов города Казани Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан ФИО44.Хайдарова по неосуществлению возврата денежных средств взысканных в рамках исполнительного производства ...-ИП от ..., ...-ИП от ..., ...-ИП от ... и ...-ИП от ....
Возложить на Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Республики Татарстан обязанность по возврату денежных средств в размере 3139,62 (три тысячи сто тридцать девять рублей шестьдесят две копейки) рублей, взысканных в рамках исполнительного производства ...-ИП от ..., ...-ИП от ..., ...-ИП от ... и ...-ИП от ....
Взыскать с Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан в пользу Воронина ФИО45 в счёт возмещения судебных расходов на изготовлении ксерокопий 16(шестнадцать)рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его составления в окончательной форме в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани.
Судья Вахитовского
районного суда г. Казани /подпись/ А.Н. Киселев
Копия верна.
Судья А.Н. Киселев