Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-197/2021 ~ М-105/2021 от 24.05.2021

Дело № 3а-197/2021

УИД 21OS000-01-2021-000106-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября 2021 года г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Шумилова А.А.,

при секретаре судебного заседания Александрове П.А.,

с участием представителя административного истца Павлова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Хайртдинова Хайдара Аминубаевича об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства, кадастровый номер ..., расположенного по адресу: Чувашская Республика, ... район, с. ..., мкр. ..., д. 2В, в размере его рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Хайртдинов Х.А. обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства – двухэтажное кирпичное здание с подвалом с мансардой, назначение: нежилое, этажность: 3-хэтажный, общей площадью 492,4 кв.м., кадастровый номер ..., расположенного по адресу: Чувашская Республика, ... район, с. ..., мкр. ..., д. 2В, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2018 – 2059 400 руб.

В обоснование административного иска указано, что Хайртдинову Х.А. на праве собственности принадлежит указанный объект недвижимости, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.01.2014. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости установлена по состоянию на 01.01.2018 в размере 4 005452, 42 руб. Однако, согласно отчету № М181/11-20н общества с ограниченной ответственностью «Эксперт плюс» рыночная стоимость указанного объекта капитального строительства по состоянию на 01.01.2018 составляет 2059 400 руб.

Таким образом, установленная кадастровая стоимость нежилого здания значительно превышает его рыночную стоимость, что создает для административного истца бремя чрезмерной налоговой нагрузки, нарушает его права и интересы.

В судебном заседании представитель административного истца Павлов А.С. иск поддержал, уточнив, что поскольку по результатам судебной оценочной экспертизы рыночная стоимость объекта недвижимости определена в 3590000 руб., то истец просит установить именно такую стоимость.

Представитель ответчика БУ «Чуваштехинвентаризация» - Артемьева А.В. в суд не явилась, представив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, с заключением судебной оценочной экспертизы согласилась.

Представители Кабинета Министров Чувашской Республики и Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, администрация Комсомольского района Чувашской Республики в суд не явились.

Выслушав представителя административного истца, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Федеральный закон № 237-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2017 года.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Та же норма в редакции на дату определения кадастровой стоимости спорного объекта предусматривала, что кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

При этом Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 269-ФЗ) соответствующие изменения внесены и в Федеральный закон № 237-ФЗ.

В частности, ст. 22 Федерального закона № 237- ФЗ признается утратившей силу с 1 января 2023 года (ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 269- ФЗ).

Федеральный закон № 237-ФЗ дополнен ст. 22.1, из ч. 1 которой следует, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных ст. 22. 1 Федерального закона № 237-ФЗ).

В связи с этими изменениями до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22, 22. 1 Федерального закона № 237-ФЗ с учетом, в том числе следующих особенностей:

1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее-решение);

2) в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения - до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ не применяются;

3) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации применяются положения статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;

не применяются положения статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ;

рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не осуществляется.

Рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» (п. 1, подп. «а» п. 2, подп. «а-в» п. 3 ч. 2, ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 269-ФЗ).

Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения его кадастровой стоимости. При этом, поскольку высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ не принято, то заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривается судом.

Из материалов дела следует, что административный истец Хайртдинов Х.А.. является собственником объекта недвижимости – здания, назначение: нежилое, этажность: 3-х этажный, общей площадью 492,4 кв.м, кадастровый номер ..., расположенное по адресу: Чувашская Республика, ... район, с. ..., мкр. ..., д. 2В. Право собственности Хайртдинова Х.А. на указанный объект недвижимости зарегистрировано 11.01.2014.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11.12.2020 на дату 01.01.2018 кадастровая стоимость названного объекта недвижимости составляет 4005452, 42 руб.

В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Пунктом 1 ст. 403 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 1 Закона Чувашской Республики от 30 сентября 2015 года № 42 «Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения 01 января 2016 года.

Поскольку административный истец Хайртдинов Х.А. является собственником указанного выше объекта недвижимости, а размер налога на имущество физических лиц определяется в зависимости от кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, то результаты кадастровой оценки затрагивают права и обязанности административного истца, в связи с чем он вправе обратиться в суд с заявленным требованием.

Для установления рыночной стоимости объекта недвижимости с согласия сторон судом назначена судебная оценочная экспертиза.

Как следует из заключения экспертизы, проведенной 17.09.2021 экспертом ООО «Экспертный консультационный центр «Промышленная безопасность» (г. Казань) Вагизовой Н.Е., рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года составляет 3590000 (три миллиона пятьсот девяносто тысяч) руб.

У суда не имеется оснований не доверять выводам экспертизы, поскольку экспертиза проведена с согласия сторон, в учреждении, не заинтересованном в исходе дела в чью либо пользу, находящемся в ином субъекте федерации, экспертом, обладающим специальными познаниями и достаточным стажем работы в области оценочной деятельности. Сама экспертиза была назначена в судебном заседании, проведенном с участием всех сторон. Стороны имели возможность заявлять отводы, обращать внимание эксперта на те или иные обстоятельства, представлять в его адрес письменные пояснения, ставить перед экспертом те или иные вопросы, против поставленных судом вопросов не возражали.

При этом суд учитывает, что экспертиза назначалась по ходатайству представителя истца как раз для того, чтобы проверить доводы ответчика об обоснованности кадастровой стоимости объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению, а кадастровая стоимость устанавливается в размере рыночной стоимости – стоимости, определенной судебным экспертом.

С заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости Хайртдинов Х.А. обратился в суд 21 мая 2021 года.

Настоящее решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу, в размере его рыночной стоимости в силу закона является основанием для внесения сведений об изменении его кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ –░░░░░░, ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░, ░░░░░░░░░: 3-░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 492,4 ░░.░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ... ░░░░░, ░. ..., ░░░. ..., ░. 2░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 3590000 (░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░.

░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – 21 ░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░. ░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 16.11.2021 ░░░░.

3а-197/2021 ~ М-105/2021

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хайртдинов Хайдар Аминубаевич
Ответчики
БУ "Чуваштехинвентаризация "
Министерство юстиции и имущественных отношений ЧР
Кабинет Министров ЧР
Другие
Управление Росреестра по ЧР
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики
Судья
Шумилов А.А.
Дело на сайте суда
vs--chv.sudrf.ru
24.05.2021Регистрация административного искового заявления
27.05.2021Передача материалов судье
28.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.06.2021Предварительное судебное заседание
20.09.2021Производство по делу возобновлено
20.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.11.2021Судебное заседание
16.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
04.03.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
04.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
04.03.2022Дело оформлено
15.02.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее