Дело № 2а-4022/2023 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2022 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Боодкиной Ю.В.
при секретаре Бузановой Е.А.,
с участием представителя административного истца Уткина ФИО10
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ТСЖ «Кондратово, Культуры, 6А» к администрации Кондратовского сельского поселения о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, взыскании судебных расходов,
установил:
ТСЖ «Кондратово, Культуры, 6А» обратилось в суд с административным иском к администрации Кондратовского сельского поселения о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по приведению жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес> первоначальное состояние; обязании подать исковое заявление к собственникам жилого помещения, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины.
В обосновании заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами ИГЖН <адрес> были проведены внеплановые выездные проверки в отношении собственников квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>. В ходе проверок было выявлены признаки самовольной перепланировки и реконструкции указанного жилого помещения. Собственники жилого помещения были привлечены к административной ответственности. По результатам проверки материал был направлен в администрацию Кондратовского сельского поселения для принятия мер в рамках компетенции. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, со стороны администрации Кондратовского сельского поселения никаких мер в отношении лиц, произведших самовольную перепланировку жилого помещения, не предпринято. На неоднократные запросы, никаких ответов не поступало.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Павлов ФИО11, Павлова ФИО12, ИГЖН <адрес> (л.д. 31).
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Пермского муниципального района (л.д. 66).
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом подано дополнение к административному исковому заявлению, в котором ТСЖ «Кондратово, Культуры, 6А» просит признать незаконным бездействие администрации Кондратовского сельского поселения, выразившееся в не направлении ответов на запросы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в установленный законом срок, ссылаясь на то, что на направленные запросы административного истца не направлены ответы в течение 30 дней в соответствии с Федеральным законом №59-ФЗ.
Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований с учетом уточнения по изложенным доводам. Просит удовлетворить требования ТСЖ «Кондратово, Культуры, 6А» в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебном заседании участия не принимал, извещен. Ранее направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя, сообщает, что администрация Кондратовского сельского поселения обратилась в суд с иском к ФИО8.
Заинтересованные лица Павлов ФИО13 и Павлова ФИО14 в судебном заседании не участвовали, извещены надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Администрация Пермского муниципального района в судебное заседание представителя не направило, извещено, просило рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Заинтересованное лицо Инспекция государственного жилищного надзора <адрес> в судебное заседание представителя не направило, извещено, просило рассмотреть дело в отсутствии представителя, направило письменные пояснения, из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ИГЖН <адрес> поступило обращение по вопросу соблюдения требований к порядку перепланировки (или) переустройства жилого помещения (квартиры) № в многоквартирном <адрес>, д. <адрес>. Инспекцией инициированы внеплановые выездные проверки соблюдения обязательных требований к порядку перепланировки (или) переустройства указанного жилого помещения. По результатам проверок составлены акты от ДД.ММ.ГГГГ №, №, в которых отражено, что в жилом посещении № в многоквартирном <адрес>, д. <адрес> выполнена перепланировка, а именно: в помещении № (согласно техническому плану – жилая комната) располагается кухня; в помещении № (согласно техническому плану – кухня) располагается жилая комната; в помещении № убраны 2 перегородки, изменен вход, убрана часть стены между помещениями и лоджией; в помещении № перенесен вход. Постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ №, № Павлова ФИО15. и Павлов ФИО16 признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты>. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Кондратовского сельского поселения проинформировало Инспекцию о принятых в отношении собственников указанного жилого помещения. На основании представленной информации Инспекцией принято решение об объявлении предостережения – администрации Кондратовского сельского поселения о недопустимости нарушения обязательных требований к порядку перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме (предостережение от ДД.ММ.ГГГГ №).
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, надзорного производства, находит административный иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Вопросы переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме регламентированы положениями гл.4 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу положений статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса (ч. 1.).
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее помещение в многоквартирном доме лицо несет предусмотренную законодательством ответственность (ч. 2).
Собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч. 3).
На основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью (ч. 4).
Если соответствующее помещение в многоквартирном доме не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение:
1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого помещения в многоквартирном доме с выплатой собственнику вырученных от продажи такого помещения в многоквартирном доме средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого помещения в многоквартирном доме обязанности по приведению его в прежнее состояние.
Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника помещения в многоквартирном доме, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном частью 3 настоящей статьи порядке, или для собственника жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в установленном частью 5 настоящей статьи порядке договору, устанавливает новый срок для приведения таких помещений в прежнее состояние. Если такие помещения не будут приведены в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такие помещения подлежат продаже с публичных торгов в установленном частью 5 настоящей статьи порядке (ч. 6).
Приведенные положения ч. 5 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентируют последствия самовольной перестройки или перепланировки. Они фактически предусматривают правило о принудительном изъятии жилья (и продаже его с публичных торгов) в том случае, если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние.
Судом установлено, что Павлов ФИО17 и Павлова ФИО18 являются собственниками жилого помещения – <адрес>, расположенного в многоквартирном доме в д. <адрес>, <адрес>. ТСЖ «<адрес>, <адрес>» является органом управления вышеуказанного многоквартирного дома.
В ходе внеплановых выездных проверок Инспекцией государственного жилищного надзора ДД.ММ.ГГГГ установлено, что собственники жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, произвели самовольную перепланировку и реконструкцию жилого помещения, в том числе демонтирована стена, которая является общедомовым имуществом, между помещением № и лоджией.
Собственники указанного жилого помещения (Павлов ФИО19 и Павлова ФИО20 привлечены к административной ответственности по <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес собственников спорного помещения ФИО8 администрацией Кондратовского сельского поселения направлено уведомление о предоставлении разрешительной документации и проекта на перепланировку и (или) переустройство жилого помещения, которое возвращено в связи с истечением сроков хранения на почте.
Повторное уведомление направлено лишь ДД.ММ.ГГГГ, которое получено Павловой ФИО21 ДД.ММ.ГГГГ, однако в установленный в уведомлении срок собственники жилого помещения с документацией на согласование не явились.
В связи с неисполнением администрацией Кондратовского сельского поселения должностных обязанностей ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией государственного жилищного надзора <адрес> выдано предостережение Администрации Кондратовского сельского поселения о недопущении нарушений обязательных требований к порядку переустройства (перепланировки) помещений в многоквартирных домах, срок для принятия мер до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, спустя длительный период времени (с ДД.ММ.ГГГГ), администрацией Кондратовского сельского поселения разработан порядок приведения самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в многоквартирном доме в прежнее состояние, утвержденный постановлением администрации № № от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Павловой ФИО22 Павлову ФИО23 выдано требование № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.2.3 Порядка собственником необходимо привести самовольно перепланированное помещение, расположенное по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, в многоквартирном доме в прежнее состояние (в соответствии с техническим паспортом (планом)) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные требования Павловой ФИО24 Павловым ФИО25 в установленный в требовании срок (до ДД.ММ.ГГГГ) не исполнены, в связи с чем лишь ДД.ММ.ГГГГ (спустя 7 месяцев) администрацией Кондратовского сельского поселения в Пермский районный суд <адрес> подано исковое заявление администрации Кондратовского сельского поселения к Павловой ФИО26 Павлову ФИО27. о продаже с публичных торгов самовольно перепланированное помещение.
Определением Пермского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования администрации Кондратовского сельского поселения к Павловой ФИО28 Павлову ФИО29 о продаже с публичных торгов самовольно перепланированное помещение; встречные исковые требования Павлова ФИО30 Павловой ФИО31 к ответчику администрации Кондратовского с/поселения <адрес> о сохранении помещения в перепланированном виде, оставлено без рассмотрения в связи в вторичной неявкой истцов.
Принимая во внимание вышеизложенное, исходя из того, что при проведении самовольной перепланировки было демонтировано общедомовое имущество (стена между помещением № и лоджией), учитывая, что с момента выявления (ДД.ММ.ГГГГ) самовольной перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, администрацией Кондратовского сельского поселения не предпринимались меры, направленные на устранение выявленных нарушений в многоквартирном доме, в связи с чем суд приходит к выводу о бездействии административного ответчика.
Направленные в адрес собственников уведомления о предоставлении разрешительной документации по произведенной перепланировке и (или) переустройству, а также подача искового заявления в суд не могут служить доказательством соблюдения требований жилищного законодательства и устранения выявленных нарушений в многоквартирном доме, поскольку каких-либо мер после получения ФИО9 уведомления о предоставлении разрешительной документации в отношении собственников спорного жилого помещения длительный период не производилось; исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть после подачи настоящего иска, спустя более двух с половиной лет после выявления нарушений жилищного законодательства; требования администрации Кондратовского сельского поселения к Павловой ФИО32 Павлову ФИО33 о продаже с публичных торгов самовольно перепланированное помещение оставлены без рассмотрения в виду вторичной неявки представителя администрации Кондратовского сельского поселения в судебное заседание, дело по существу не рассмотрено, что также свидетельствует о бездействии административного ответчика.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Учитывая изложенное, с учетом установленного факта нарушения прав административного истца, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ТСЖ «Кондратово, Культуры, 6А» о признании незаконными бездействия администрации Кондратовского сельского поселения, выразившиеся в непринятии мер по приведению жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес> прежнее состояние.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца на на администрацию Кондратовского сельского поселения должна быть возложена обязанность по принятию мер в порядке, предусмотренном статьей 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении собственников помещения, расположенного по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>.
Разрешая требование ТСЖ «Кондратово, Культуры, 6А» о признании незаконными бездействия администрации Кондратовского сельского поселения, выразившиеся в не направлении ответов на запросы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в установленный Федеральным законом №59-ФЗ срок, суд исходит из следующего.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установленный Законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц.
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Из представленных суду документов следует, что ТСЖ «Кондратово, Культуры, 6А» в лице председателя правления ФИО5 в адрес администрации Кондратовского сельского поселения направлен запрос о предоставлении сведений по принятым мерам в отношении собственников жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес> по приведению данного жилого помещения в прежнее состояние в связи с выявлением самовольной перепланировки и реконструкции помещения, которое получено администрацией ДД.ММ.ГГГГ (вх.№).
ДД.ММ.ГГГГ администрации Кондратовского сельского поселения получен повторно аналогичный запрос ТСЖ «Кондратово, Культуры, 6А» (вх.№).
Из представленного надзорного (наблюдательного) производства следует, что ответ на запрос ТСЖ «Кондратово, Культуры, 6А» от ДД.ММ.ГГГГ не представлен.
Кроме того, материалами дела не подтверждается факт направления ответа на обращение от ДД.ММ.ГГГГ.
В пункте 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» также указано, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание, что администрацией Кондратовского сельского поселения получены запросы ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, доказательств направления ответов на полученные запросы ТСЖ «Кондратово, Культуры, 6А» административным ответчиком в течение 30 дней со дня поступления запросов не представлено, учитывая, что до настоящего времени обращения административного истца не рассмотрены и ответы не представлены, что свидетельствует о незаконном бездействии администрации Кондратовского сельского поселения и нарушения прав административного истца.
В силу ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
С учетом того, что требования ТСЖ «Кондратово, Культуры, 6А» удовлетворены в полном объеме, суд считает, что с администрации Кондратовского сельского поселения следует взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей в пользу административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконными бездействия администрации Кондратовского сельского поселения, выразившиеся в непринятии мер по приведению жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, в прежнее состояние.
Возложить на администрацию Кондратовского сельского поселения обязанность по принятию мер в порядке, предусмотренном статьей 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении собственников помещения, расположенного по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Признать незаконными бездействия администрации Кондратовского сельского поселения, выразившиеся в не представлении ответов на обращения ТСЖ «Кондратово, Культуры, 6А», поступившие в администрацию ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с администрации Кондратовского сельского поселения в пользу ТСЖ «Кондратово, Культуры, 6А» расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья – подпись Ю.В. Бородкина
Мотивированное решение составлено 17 января 2023 года.
Судья – подпись.
Копия верна.
Судья Ю.В. Бородкина
подлинник подшит
в административном деле № 2а-4022/2022
Пермского районного суда Пермского края
УИД: 59RS0008-01-2022-001575-70