Дело № 2а-3064/2023
УИД 34RS0007-01-2023-004234-62
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2023 года г. Волгоград
Тракторозаводский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Кучеровой Л.П.,
при секретаре судебного заседания Бочаровой Ю.В.,
с участием:
старшего помощника прокурора Тракторозаводского района города Волгограда Куровой Е.Н.,
административного ответчика Горбашова А.С., посредством видеоконференц-связи,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 УФСИН России по Волгоградской области» к Горбашову Алексею Сергеевичу об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 УФСИН России по Волгоградской области» (далее по тексту ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Горбашова А.С. сроком на 3 года с установлением административного ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Административный истец мотивирует свои требования тем, что Горбашов А.С. отбывает наказание по приговору Камышинского городского суда Волгоградской области от 16 ноября 2016 года, которым осужден за совершение преступления, предусмотренного ч.3 ст.162 УК РФ к наказанию в виде 7 лет 6 месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Совершенное преступление относится к категории особо тяжких.
Начало срока отбывания наказания осужденным – 16 ноября 2016 года, конец срока – 11 февраля 2024 года. Горбашов А.С. за время отбывания наказания в местах лишения свободы имеет 11 взысканий и 12 поощрений.
28 сентября 2022 года Горбашов А.С. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Поскольку Горбашов А.С. является лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, имеющим неснятую и непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления, в период отбывания наказания признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области обратилось в суд с настоящим иском об установлении Горбашову А.С. административного надзора сроком на 3 года с установлением административного ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, так как данное ограничение является обязательным.
Представитель административного истца - ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Горбашов А.С. в судебном заседании с административным исковым заявлением согласился частично, просил установить явку на регистрацию в орган внутренних дел 1 раз в месяц.
Выслушав доводы административного ответчика Горбашова А.С., заключение старшего помощника Тракторозаводского района г.Волгограда Волгоградской области Куровой Е.Н., полагавшей необходимым удовлетворить заявленные требования административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Статьей 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено установление административного надзора для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
На основании пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
В судебном заседании установлено, что Горбашов А.С. осужден приговором Камышинского городского суда Волгоградской области от 16 ноября 2016 года по ч.3 ст.162 УК РФ к наказанию в виде 7 лет 6 месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима; отбывает наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Волгоградской области.
Из характеристики осужденного Горбашова А.С. следует, что он ранее судим, отбывает наказание в ФКУ ИК – 9 УФСИН России по Волгоградской области с 10 февраля 2017 года; прибыл из ФКУ СИЗО - 2 УФСИН России по Волгоградской области, где имел 2 взыскания; правила внутреннего распорядка, требования Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации не нарушает; вину в совершенном преступлении признал полностью; по прибытию в колонию был приобщен к общественно-полезному труду, к труду относится удовлетворительно, в настоящее время не трудоустроен; не принимает участие в работах по благоустройству отряда и учреждения; участие в психологических тестах и тренингах принимает только под контролем администрации учреждения; из проводимых с ним бесед выводы делает для себя не всегда правильные; участие в культурно-массовых и спортивных мероприятиях с осужденными не принимает; содействие администрации учреждения в проведении мероприятий с осуждёнными не оказывает; с родственниками отношения поддерживает в установленном законом порядке; дружеские отношения поддерживает с осужденными различной направленности поведения; после освобождения из мест лишения свободы не желает порвать с преступным прошлым и честно трудиться на свободе. В целом характеризуется отрицательно.
Представленная в материалах дела характеристика подписана должностными лицами исправительного учреждения и оснований не доверять сведениям, изложенным в характеристике, у суда не имеется.
Из справки о взысканиях и поощрениях усматривается, что осужденный Горбашов А.С. за время отбывания наказания в местах лишения свободы имеет 11 взысканий, 12 поощрений.
Приговором Камышинского городского суда Волгоградской области от 16 ноября 2016 года Горбашов А.С. осужден за совершение особо тяжкого преступления.
Горбашов А.С. подлежит освобождению из мест лишения 11 февраля 2024 года.
Постановлением врио начальника ФКУ ИК - 9 УФСИН России по Волгоградской области от 28 сентября 2022 года Горбашов А.С. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания с 28 сентября 2022 года.
Из материалов дела следует, что после признания Горбашова А.С. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, административный ответчик вновь неоднократно допускал нарушения режима содержания, к нему были применены меры взыскания в виде водворения в ШИЗО: 05 октября 2022 года нарушение распорядка дня – 15 суток ШИЗО; 21 октября 2022 года заклеивал объектив камеры - 15 суток ШИЗО; 07 ноября 2022 года нарушение формы одежды – 10 суток ШИЗО; 18 ноября 2022 года и 03 декабря 2022 года - не исполнил требования законов РФ – по 15 суток ШИЗО за каждое нарушение).
Как следует из пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российский Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» за признанным в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, возможность назначения административного надзора связана с самим фактом признания такого лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения.
В связи с этим истечение на момент рассмотрения дела об административном надзоре срока, в период которого лицо считается имеющим дисциплинарное взыскание, явившееся основанием для признания его злостным нарушителем порядка отбывания наказания, не влияет на возможность установления такого надзора (пункт 1 части 3 статьи 3 Закона, часть 8 статьи 117 УИК РФ).
В соответствии с пунктом 1 части 1, пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Согласно пункту 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» необходимо иметь в виду, что административный надзор может быть установлен в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо преступления при рецидиве преступлений, либо двух и более преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 228, статьей 228.3, частью 1 статьи 231, частью 1 статьи 234.1 УК РФ, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона, статьи 86 и 95 УК РФ).
В силу требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Таким образом, судом установлено, что Горбашов А.С. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение особо тяжкого преступления, в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В целях предупреждения совершения преступлений в дальнейшем, принятия индивидуальных мер профилактического воздействия к Горбашову А.С., учитывая срок погашения судимости по приговору Камышинского городского суда Волгоградской области от 16 ноября 2016 года не истек, суд полагает возможным установить в отношении Горбашова А.С. административный надзор сроком на 3 года.
В соответствии с частью 3 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом.
Согласно статье 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного могут устанавливаться следующие административные ограничения:
запрещение пребывания в определённых местах;
запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определённое время суток;
запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
При этом, в соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора (пункт 5 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При определении количества явок в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения Горбашова А.С., принимая во внимание личность административного ответчика, его поведение в период отбывания наказания (имеет 2 поощрения), а также в целях предупреждения преступлений и правонарушений, суд приходит к выводу о том, что профилактическое воздействие на осужденного может быть обеспечено его обязательной явкой один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, поскольку необходимость установления явки в орган внутренних два раза административным истцом не мотивирована.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Таким образом, срок административного надзора подлежит исчислять со дня постановки Горбашова А.С. на учет в органе внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Поскольку заранее невозможно установить дату начала течение срока административного надзора, суд не вправе определить дату окончания срока административного надзора.
Руководствуясь статьями главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ФЗ №64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 9 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 03 (░░░) ░░░░, ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, 03 ░░░░░░░ 1979 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 1 (░░░░) ░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░