Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Екатеринбург Дело № 66OS0000-01-2024-000193-60
1 апреля 2024 года Производство № 3а-554/2024
Свердловский областной суд в составе судьи Рудакова М.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаа Ч.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Русакова Владимира Анатольевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области и Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
при участии в судебном заседании представителя административного истца Русакова В.А. – Бульбы А.А.,
У С Т А Н О В И Л :
Русаков В.А. обратился в Свердловский областной суд (далее также – суд) с административным иском, в котором просил установить утвержденную по состоянию на 1 января 2022 года кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, имеющего кадастровый <№> (далее также – земельный участок), равной его рыночной стоимости. В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на то, что превышение оспариваемой кадастровой стоимости рыночной стоимости земельного участка влечет экономически необоснованное увеличение налоговых обязательств
Русакова В.А.
Судебное заседание, назначенное на 1 апреля 2024 года, было открыто при участии представителя административного истца.
Извещение административных ответчиков о времени и месте рассмотрения дела было признано судом надлежащим, в связи с чем разбирательство дела было проведено в отсутствие представителей названных лиц на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ).
При этом судом не было установлено достаточных оснований для отложения судебного разбирательства по ходатайству Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее – Министерство), мотивированному принятием решения о перерасчете оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка, поскольку административным ответчиком не представлено доказательств надлежащего оформления решения о перерасчете оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка в виде соответствующего приказа, как и не представлено доказательств исполнимости соответствующего приказа в разумный срок, согласующийся со сроком рассмотрения данного административного дела. По этой причине суд пришел к выводу о том, что отложение судебного разбирательства в данных конкретных обстоятельствах приведет к необоснованному затягиванию срока рассмотрения дела.
Отдельным определением суда от 1 апреля 2024 года производство по административному делу в части административных исковых требований Русакова В.А. к ФГБУ «ФКП Росреестра» прекращено.
Заслушав участника судебного заседания, исследовав и оценив материалы административного дела, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Русакова В.А.
Особенности производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентированы главой 25 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии, с административным исковым заявлением об оспаривании решений бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости либо по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также действий (бездействия) бюджетного учреждения в отношении указанных заявлений, если кадастровая стоимость затрагивает права и обязанности этих лиц.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) признает плательщиками земельного налога организации и физических лиц, обладающих земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
В пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон
№ 237-ФЗ) установлено понятие, согласно которому кадастровой стоимостью объекта недвижимости является полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с Законом № 237-ФЗ и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 3 Закона № 237-ФЗ).
Во исполнение части 3 статьи 24 Закона № 237-ФЗ Правительством Свердловской области было издано постановление от 30 ноября 2017 года
№ 884-ПП, которым датой перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области в соответствии с Законом № 237-ФЗ установлено 1 января 2018 года.
Поскольку Правительством Свердловской области не было принято решение о переходе к применению положений статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ ранее 1 января 2026 года, постольку согласно части 3 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, полученных в соответствии с Законом № 237-ФЗ, осуществляется в соответствии со статьей 22 Закона № 237-ФЗ, в силу которой названные результаты могут быть оспорены в комиссии, созданной уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (части 1, 2, 3, 7 статьи 22 Закона № 237-ФЗ).
Согласно части первой статьи 12 Федерального закона
от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В абзаце первом пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление № 28) разъяснено то, что, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Приказом Министерства от 21 ноября 2022 года № 5500 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области» (далее – Приказ № 5500) кадастровая стоимость земельного участка по состоянию
на 1 января 2022 года была утверждена равной 2045 270 руб. 50 коп.
Утвержденная Приказом № 5500 кадастровая стоимость земельного участка была внесена в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) 30 января 2023 года, тогда как датой начала ее применения является 1 января 2023 года (лист дела 22).
Наличие у административного истца права на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной по состоянию
на 1 января 2022 года, признано судом доказанным материалами дела, поскольку Русаков В.А. с 4 июля 2019 года является собственником земельного участка, что подтверждается записью, внесенной в ЕГРН
(лист 23).
Ввиду того, что утвержденная Приказом № 5500 по состоянию
на 1 января 2022 года кадастровая стоимость земельного участка определялась в порядке, предусмотренном Законом № 237-ФЗ, ее оспаривание осуществляется по правилам статьи 22 названного закона.
Обращаясь в суд с административными исковыми требованиями о пересмотре утвержденной по состоянию на 1 января 2022 года кадастровой стоимости земельного участка, Русаков В.А. ссылался на то, что оспариваемая кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость земельного участка, определенную на ту же дату отчетом
ООО «Региональное агентство оценки и экспертизы» от 1 декабря 2023 года № 01/12/01р-12/2023 (далее – отчет) в размере 1016 424 руб.
В досудебном порядке административный истец с основанным на отчете заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Свердловской области не обращался.
Министерство, возражая в представленном отзыве против признания достоверными изложенные в отчете выводы о рыночной стоимости земельного участка, ссылалось на допущенные оценщиком нарушения требований подпунктов «б», «д» пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», выразившиеся в необоснованном выборе оценщиком объекта-аналога № 1, не относящегося к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и не сопоставимого с объектом оценки по ценообразующим факторам, а также в необоснованном использовании сведений об объектах-аналогах № 2, № 3 о возможности подключения к данным объектам инженерных сетей, что привело к необоснованному результату.
Представленный административным истцом отчет был подготовлен оценщиком ООО «Региональное агентство оценки и экспертизы»
( / / )3, являющимся на дату подготовки отчета членом саморегулируемой организации «Общество профессиональных экспертов и оценщиков», имеющим стаж работы в области оценочной деятельности 26 лет, а также действующие квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости» и полис страхования профессиональной ответственности оценщиков (листы дела 62-64).
Оценив представленный административным истцом отчет, суд в соответствии со статьями 59, 60, 61 и 84 КАС РФ признал отчет относимым, допустимым и достоверным доказательством по делу, поскольку он выполнен компетентным субъектом оценочной деятельности в соответствии с Законом об оценочной деятельности, действующими федеральными стандартами оценки, отвечает установленным требованиям к его оформлению и содержанию, в приложении к отчету представлены копии документов, использованных оценщиком, в том числе при получении информации об объектах-аналогах. Применение оценщиком при оценке земельного участка сравнительного подхода и отказ от применения иных подходов надлежащим образом мотивированы. При этом определены правила отбора объектов-аналогов, о существенных характеристиках которых и цене их реализации на дату предложения представлена достоверная информация. При выполнении расчетов оценщик обосновал применение необходимых корректировок, учитывающих отличия объектов-аналогов от объекта оценки.
Достаточных доказательств, опровергающих изложенный в отчете вывод о величине рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2022 года, в материалы дела представлено не было. При этом в период рассмотрения административного дела административные ответчики о назначении по делу судебной оценочной экспертизы не ходатайствовали.
Представленные в ходе рассмотрения дела возражения административного ответчика Министерства отклонены судом, поскольку установленные оценщиком сведения о местонахождении объекта-аналога
№ 1, а также о наличии коммуникаций у объектов-аналогов № 2, № 3 подтверждаются раскрытыми в отчете сведениями из публичной кадастровой карты, а также скриншотами объявлений, копии которых приложены на страницах 32-39 отчета. Оснований ставить под сомнение правильность выводов оценщика с учетом их документального подтверждения у суда
не имеется. В этой связи судом не установлено нарушения оценщиком требований федеральных стандартов оценки.
Поскольку административным истцом были доказаны влияние оспариваемой кадастровой стоимости на размер его налоговых обязательств, а также несоответствие указанного вида стоимости земельного участка его рыночной стоимости, суд признал административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению путем установления оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2022 года отчетом.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 249 КАС РФ и пункта 25 Постановления № 28 в резолютивной части настоящего решения подлежит указанию величина вновь установленной судом кадастровой стоимости земельного участка, а также дата подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, которой в данном случае является дата направления в суд административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Свердловский областной суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Русакова Владимира Анатольевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить по состоянию на 1 января 2022 года кадастровую стоимость земельного участка, имеющего кадастровый <№>, в размере его рыночной стоимости, составляющей
1016 424 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 5 марта 2024 года.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня составления его мотивированного текста через Свердловский областной суд.
Мотивированный текст решения составлен 15 апреля 2024 года
Судья М.С. Рудаков