УИД 62RS0№-97
Дело № 2а-679/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2024 года г. Рязань
Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе судьи Носовой С.А.,
при секретаре Сучкове П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Козлова Олега Игоревича к врио начальника Отделения судебных приставов по г.Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области Кузьмичевой Ирине Сергеевне, судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по г.Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области Напалковой Александре Владимировне, Отделению судебных приставов по г.Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области, УФССП России по Рязанской области, начальнику УФССП России по Рязанской области Ныренковой М.Ю. о признании незаконным действий должностных лиц службы судебных приставов,
УСТАНОВИЛ:
ИП Козлов О.И. обратился в суд с иском к врио начальника Отделения судебных приставов по г.Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области Кузьмичевой Ирине Сергеевне, УФССП России по Рязанской области о признании незаконным действий должностных лиц службы судебных приставов.
В обоснование требований указал, что на исполнении в ОСП по г.Рязани и Рязанскому району находится исполнительное производство № от 24.09.2021 г., возбужденное на основании судебного приказа от 11.06.2021 г. по делу № 2 – 773/2021 в выданному мировым судьей судебного участка № 20 судебного района Советского районного суда г.Рязани в отношении должника Карасевой Е.А.
30.06.2023 г. взыскателем направлено ходатайство о предоставлении информации о ходе исполнительного производства через сервис Госуслуги (заявление №).
В ответ поступило уведомление об отказе в подтверждении полномочий, в котором было указано, что информация об исполнительном производстве не может быть предоставлена, так как для данного типа заявления требуется обязательное подтверждение полномочий заявителя, а на основании указанных в нем сведений подтвердить их невозможно.
11.07.2023 г. взыскателем в порядке подчиненности на имя начальника отделения направлена жалоба на данный отказ.
В ответ на жалобу поступило постановление об отказе в подтверждении полномочий от 25.07.2023 г.
27.07.2023 г. ИП Козлов О.И. направил через портал Госуслуги жалобу в порядке подчиненности на имя руководителя УФССП по Рязанской области (№).
07.08.2023 г. поступило уведомление об отказе в подтверждении полномочий.
Некорректное внесение данных заявителя лишает взыскателя возможности знакомится с информацией о ходе исполнительного производства посредством получения услуги «Предоставление информации о ходе исполнительного производства (онлайн)».
Просит признать незаконными действия (бездействие) врио начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по г.Рязани и Рязанскому району Кузьмичевой И.С., выразившееся в отсутствии надлежащего контроля за деятельностью структурного подразделения, а также в принятии неправомерного решения по жалобе от 11.07.2023 г. (регистрационный №);
признать незаконными действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Рязани и Рязанскому району Напалковой А.В., выразившееся в не предоставлении информации о ходе исполнительного производства и отсутствии объективного мотивированного ответа на обращение №;
обязать судебного пристава-исполнителя Напалкову А.В. предоставить ИП Козлову О.И информацию о ходе исполнительного производства и письменный мотивированный ответ на ранее направленное обращение о предоставлении информации о ходе исполнительного производства №-ИП от 24.09.2021 г.
обязать судебного пристава-исполнителя Напалкову А.В. произвести корректировку контрагента взыскателя по исполнительному производству и внести верные данные взыскателя в графу тип взыскателя указать «ИП», в графу взыскатель указать «Козлов Олег Игоревич».
Определениями суда к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены судебный пристав-исполнитель Отделения судебных приставов по г.Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области Напалкова А.В., Отделение судебных приставов по г.Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области, начальник УФССП России по Рязанской области Ныренкова М.Ю..
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административные ответчики в судебное заседание не явились, извещены судом образом.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, извещено судом надлежащим образом, о причинах неявки не сообщило.
Суд, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу положений п. 2 ст. 3 КАС РФ к задачам административного судопроизводства относятся, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
По правилам ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статьей 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Закон об исполнительном производстве) предусмотрено, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства и иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Судебное оспаривание решений, действий (бездействия) должностных лиц судебных приставов осуществляется в порядке административного судопроизводства.
В силу части 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений Федеральной службы судебных приставов, а также решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По смыслу ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения такого административного дела принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) должностного лица судебных приставов незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, результатом чего является возложение на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Согласно ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов осуществляют судебные приставы-исполнители структурных подразделений службы судебных приставов.
В свою очередь, на старшем судебном приставе, возглавляющем структурное подразделение службы судебных приставов, в пределах его компетенции в установленной сфере деятельности, лежит обязанность организовывать работу подразделения, в том числе обеспечить принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов (ст.10 ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации»).
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 29.05.2024) "Об исполнительном производстве" стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, соглашение о примирении, утверждаемые в судебном порядке.
Административным регламентом Федеральной службы судебных приставов по предоставлению государственной услуги "Предоставление информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица", утвержденным Приказом ФССП России от 17.02.2023 N 81, установлен порядок и стандарт предоставления государственной услуги "Предоставление информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица".
Услуга должна быть предоставлена заявителю в соответствии с вариантом предоставления Услуги (п. 3).
Вариант определяется в соответствии с таблицей 2 приложения N 1 к настоящему Административному регламенту, исходя из общих признаков заявителя, а также из результата предоставления Услуги, за предоставлением которой обратился указанный заявитель (п. 4).
Информация о порядке предоставления Услуги размещается в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" ( п.6).
Одним из стандартов предоставления Услуги является предоставление информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица. Услуга предоставляется Федеральной службой судебных приставов (далее - Орган власти). (п. 7, 8).
Согласно п. 11 регламента при обращении заявителя за предоставлением информации о ходе исполнительного производства результатами предоставления Услуги являются: а) уведомление о ходе исполнительного производства (электронный документ); б) уведомление об отказе в предоставлении информации об исполнительном производстве (электронный документ); в) уведомление об отсутствии исполнительного производства (электронный документ).
Пунктом 17 Регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления Услуги, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе:
а) документы, удостоверяющие личность заявителя:
паспорт гражданина Российской Федерации;
иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (лица без гражданства);
б) документы, подтверждающие полномочия, - доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя;
в) документы, подтверждающие право представителя заявителя действовать от имени юридического лица без доверенности:
выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
устав юридического лица;
учредительный договор.
На основании п. 19 Административного регламента, орган власти отказывает заявителю в приеме документов при наличии следующих оснований: а) личность заявителя не подтверждена; б) сведения, содержащиеся в заявлении (запросе), недостоверны и (или) представлены не в полном объеме; в) не представлен документ, подтверждающий полномочия представителя.
В соответствии с п. 32 Административного регламента при обращении заявителя за предоставлением информации о ходе исполнительного производства Услуга предоставляется в соответствии со следующими вариантами:
Вариант 5: физическое лицо, заявитель самостоятельно;
Вариант 6: физическое лицо, лицо, действующее от имени заявителя на основании доверенности;
Вариант 7: юридическое лицо, заявитель самостоятельно;
Вариант 8: юридическое лицо, лицо, действующее от имени заявителя на основании доверенности.
По варианту 5 результатом предоставления варианта Услуги являются: а) уведомление о ходе исполнительного производства (электронный документ); б) уведомление об отказе в предоставлении информации об исполнительном производстве (электронный документ); в) уведомление об отсутствии исполнительного производства (электронный документ) (п. 112).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на исполнении в ОСП по г.Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области находится исполнительное производство №-ИП в отношении должника Карасевой Е.А. Взыскателем по данному исполнительному производству является ИП Козлов О.И.
Исполнительное производство находится на исполнении у судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области Напалковой А.В.
ИП Козлов О.И. 30.06.2023 г. через портал Госуслуги обратился с заявлением о предоставлении информации о ходе исполнительного производства. Заявлению присвоен №.
Заявление ИП Козловым О.И. подано лично. В заявлении были указаны персональные данные заявителя, сведения об исполнительном производстве.
11.07.2023 г. в адрес ИП Козлова О.И. направлено уведомление об отказе в предоставлении информации об исполнительном производстве. В качестве основания отказа указано «для данного типа заявления требуется обязательное подтверждение полномочий заявителя, а на основании указанных в нем сведений подтвердить их невозможно».
14.07.2023 г. ИП Козлов О.И. через Единый портал Госуслуги обратился к врио начальника ОСП по г.Рязани и Рязанскому району УФССП России по Рязанской области Кузьмичевой И.С. с жалобой на указанный отказ.
25.07.2023 г. в его адрес направлено уведомление об отказе в рассмотрении по техническим причинам.
Являясь взыскателем по исполнительному производству, ИП Козлов О.И. имеет право на получение информации о ходе исполнительного производства через Единый портал Госуслуги.
В адрес административного ответчика судом направлялись запросы о предоставлении материалов исполнительного производства.
Представленные материалы исполнительного производства №-ИП не содержат сведений, по которым ИП Козлову О.И. было отказано в предоставлении запрашиваемой информации.
Исследованные судом доказательства и установленные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о нарушении должностными лицами территориального подразделения судебных приставов требований действующего законодательства, повлекшее непредоставление взыскателю право на получение информации о ходе исполнительного производства.
Выявленные действия должностных лиц службы судебных приставов безусловно создали административному истцу препятствия в реализации его прав взыскателя на получение информации о ходе исполнительного производства.
Нарушение прав взыскателя стали возможными, в том числе из-за ненадлежащего контроля руководства ОСП по г. Рязани и Рязанскому району, выразившегося в ненадлежащей организации контроля за действиями должностных лиц отделения.
Каких-либо доказательств, что в ОСП по г. Рязани и Рязанскому району не имелось возможности организовать на таком уровне работу сотрудников, которая бы обеспечивала совершение необходимых действий и принятие достаточных мер, направленных на обеспечение прав участников исполнительного производства, административными ответчиками в материалы административного дела не предоставлено.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что действия должностных лиц службы судебных приставов по отказу в предоставлении взыскателю информации о ходе исполнительного производства посредством Единого портала Госуслуги не могут быть признаны законными и обоснованными.
Рассматривая требования административного истца в части возложения на судебного пристава-исполнителя Напалкову А.В. обязанности произвести корректировку контрагента взыскателя по исполнительному производству и внести верные данные взыскателя в графу тип взыскателя указать «ИП», в графу взыскатель указать «Козлов Олег Игоревич», приходит к выводу о том, что в удовлетворении административного иска в указанной части следует отказать, поскольку из представленных материалов исполнительного производства №-ИП следует, что взыскателем по данному исполнительному производству указан ИП Козлов Олег Игоревич. Для устранения нарушений прав взыскателя в рамках заявленных административных требований не требуется внесение изменений в данные сведения о взыскателе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 150, 175-180, 227, 293-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ 24.09.2021 ░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ 24.09.2021 ░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░