Дело № 2а-1727/2024
УИД: 55RS0026-01-2024-001710-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Набока А.М., при секретаре судебного заседания Спешиловой Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 16 июля 2024 года дело по административному исковому заявлению Шарипова Х.О. к администрации Усть Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании недействительными сведений градостроительного плана земельного участка, возложения обязанности внесения изменения в градостроительный план,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Шарипов Х.О. обратился в Омский районный суд Омской области с административным иском к администрации Усть Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании недействительными сведений градостроительного плана земельного участка, возложения обязанности внесения изменения в градостроительный план, в обосновании указав, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 01.11.2023 г., принадлежащий ему земельный участок расположен на землях населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования - "под индивидуальное жилищное строительство".
16.02.2024 г. для целей получения информации о параметрах разрешенного строительства Шарипов Х.О. обратился в Администрацию Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана принадлежащего ему земельного участка.
26.02.2024 г. Постановлением Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области №П-№ был утвержден градостроительный план земельного участка №, который был выдан 27.02.2024 г.
Согласно графы 2.3 указанного градостроительного плана (далее градплан), земельный участок имеет прямоугольную конфигурацию при длине 32 и ширине 20 метров.
Согласно графы 1 (чертеж градостроительного плана) градплана, участок допустимого размещения индивидуального жилого дома имеет неправильную конфигурацию.
В соответствии со сведениями размеров и конфигурации участка допустимого размещения объекта капитального строительства Шарипов Х.О. имеет право на проектирование и строительство только двух вариантов конфигураций индивидуального жилого дома по внутреннему обмеру : 1 х 23 метра и 2x15 метров.
При изложенных обстоятельствах он фактически не имеет права построить на своем земельном участке индивидуальный жилой дом.
Сведения, содержащиеся в графе 1 (чертеж градостроительного плана) градостроительного плана принадлежащего мне земельного участка считает не соответствующими действующему законодательству и грубо нарушающими его гражданские права в силу следующего
Согласно графы 2 оспариваемого градостроительного плана, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне - (Ж-1) "Зона жилой застройки и ведения личного подсобного хозяйства".
Согласно графы 2.1 градостроительного плана, последний подготовлен в соответствии с Правилами землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденными Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 19.10.2023 г.№П-23/ОМС-282.
Согласно графы 2.2 градплана, одним из основных видов разрешенного строительства на земельном участке является индивидуальное жилищное строительство (код.2.1).
В соответствии с указанной графой градостроительного плана, предельными параметрами разрешенного строительства при возведении индивидуальных жилых домов являются :
минимальный размер земельного участка - 0,4 га;
максимальный размер земельного участка - 0,15 га;
минимальный отступ от границы земельного участка, смежной с территорией уличной дорожной сети населенного пункта, в целях определения места допустимого размещения объекта -5м.;
минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения объекта - 3 м.;
максимальное количество надземных этажей - 3 ;
максимальная надземная высота жилого дома - 20 м.;
максимальный процент застройки в границах земельного участка - 30. Указанные предельные параметры разрешенного строительства при возведении
индивидуальных жилых домов в территориальной зоне - (Ж-1) "Зона жилой застройки и ведения личного подсобного хозяйства" полностью соответствуют требованиям Правил землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденных Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 19.10.2023 г.№П-23/ОМС-282.
В свою очередь, информация относительно отступа от границ земельного участка, отображенная в графе 1 (чертеж градостроительного плана) градостроительного плана, подготовленного административным ответчиком не соответствует как требованиям графы 2.2 как самого градостроительного плана так и требованиям Правил землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области
На основании изложенного, просил суд признать недействительными сведения графы 1 "Чертеж градостроительного плана земельного участка" градостроительного плана земельного участка от 26.02.2024 г. №К11 55520323-1968 (кадастровый номер №) в части минимального отступа от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения объекта; возложить обязанность по устранению допущенных нарушений на Администрацию Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области путем внесения изменений в сведения 1 "Чертеж градостроительного плана земельного участка" градостроительного плана земельного участка от 26.02.2024 г. №ЬШ № (кадастровый №) в части минимального отступа от границы земельного участка с указанием :
минимального отступа от границы земельного участка, смежной с территорией уличной дорожной сети населенного пункта, в целях определения места допустимого размещения объекта -5м.;
минимального отступа от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения объекта - 3 м
Административный истец Шарипов Х.О. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Шарипов Х.О. – Смоленчук М.А. действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что администрация Усть-Заостровского сельского поселения, при изготовлении градполана, использовала решение суда по спору между Голубовым и Нуменко, учитывая положения указанного решения в части невозможности возведен объекта жилищного строительства ближе 15 метров от дома Нуменко.
Представитель административного ответчика - администрации Усть -Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал,.
Заинтересованные лица - Голубов В.К., Науменко А.С. в судебном заседании участвовали. Науменко А.С. указал, что после начала строительства на соседнем участка, обратился в компетентные органы, в том числе и администрацию, поскольку его дом изготовлен из горючих материалов, степень огнестойкости 5, до строящегося дома не должно быть менее 15 метров по пожарным нормам.. Голубов В.К. своей позиции не изложил.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, согласно материалов реестрового дела и выписке из ЕГРН, что земельный участок земельный участок №, расположенного по <адрес> образован из земельного участка с кадастровым номером №:№ путем его раздела. Ранее указанный змелеьный участок целиком принадлежал Голубову В.К. После раздела образованный земельный участок был продан шарипову Х.О.
Смежным землепользователем ранее Голубова В.К., в настоящее время - Шарипова Х.О., является Науменко А.С.
16.02.2024 г. для целей получения информации о параметрах разрешенного строительства Шарипов Х.О. обратился в Администрацию Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана принадлежащего ему земельного участка.
26.02.2024 г. Постановлением Администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области №П-24/УСЗСОМС-79 был утвержден градостроительный план земельного участка №1Ш-55520323-1968, который был выдан 27.02.2024 г.
С указанным п.1 плана истец не согласился, поскольку указанное пятно застройки фактически делает невозможным строительство на указанном земельном участке, в связи с малым объемлемом и обратился в Омский районный суд Омской области с настоящим административным исковым заявлением.
Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Таким образом, градостроительный план по своей правовой природе выполняет информационную функцию, поскольку в нем воспроизводятся сведения, утвержденные документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, включая характеристики земельного участка и принятые в отношении него ограничения.
Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой.Требования к информации, которая должна содержаться в градостроительном плане, установлены в части 3 статьи 57.3 ГрК РФ, согласно которой должна быть указана, в частности, информация: о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии) (пункт 3); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства (пункта 4); о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок (пункт 6).
В соответствии с частью 5 указанной статьи в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Орган местного самоуправления в течение четырнадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю (часть 6 статьи 57.3).
Из пункта 46 Порядка заполнения формы градостроительного плана земельного участка, разработанного в соответствии с частью 9 статьи 57.3 ГрК РФ, и утвержденного Приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 г. N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения" (далее - Порядок) следует, что в графе "Минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений" указывается расстояние от границы земельного участка до места допустимого размещения зданий, строений, сооружений в метрах.
Согласно пункту 26 Порядка на чертеже градостроительного плана отображаются, в том числе, минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, и границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории (при наличии).
Согласно части 10 статьи 57.3 ГрК РФ информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, за исключением информации, предусмотренной пунктом 15 части 3 настоящей статьи, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.
В силу части 2 статьи 57.3 ГрК РФ источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предоставляемая правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Из указанных норм в их правовой взаимосвязи следует, что градостроительное законодательство не предусматривает порядка и оснований для внесения изменений в выданный градостроительный план земельного участка, не установлена также обязанность органов, осуществляющих подготовку градостроительного плана земельного участка, вносить изменения на основании заявлений заинтересованных лиц.
Вместе с тем, градостроительный план земельного участка может быть оспорен лицами, полагающими, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из административного искового заявления и доводов, изложенных представителем административного истца в ходе рассмотрения дела, следует, что фактически административный истец оспаривает законность сведений, внесенных в градостроительный план земельного участка, целью внесения изменений, на которых настаивает административный истец, является приведение градостроительного плана земельного участка в части установленных минимальных отступов от границ земельных участков, определяющих место допустимого размещения зданий, строений, сооружений, в соответствие с требованиями законодательства. Таким образом, предметом спора фактически является законность выданного заявителю градостроительного плана земельного участка.
В судебном заседании установлено, что на соседнем земельном участке, принадлежащем Науменко А.С., расположен жилой дом. Омским районным судом рассмотрении и вынесено решение, исходя из текста которого следует, что жилому дому Науменко А.С. определен 5 класс огнестойкости, что вкупе с Противопожарными правилами указывает на необходимость соблюдения менее минимально допустимого противопожарного расстояния.
Однако, вынесенное решение не распространяется на неограниченный круг лиц, более того, не может применяться как основание для изготовления градостроительного плана ввиду того, что закон не содержит таких требований.
Кроме того, по мнению суда, в данном случае применение норм противопожарной безопасности, необоснованно, поскольку на указанном земельном участке может быть построено здание иной степени огнестойкости, что изменить необходимые противопожарные разрывы.
Согласно графы 2.2 градплана, одним из основных видов разрешенного строительства на земельном участке является индивидуальное жилищное строительство (код.2.1).
В соответствии с указанной графой градостроительного плана, предельными параметрами разрешенного строительства при возведении индивидуальных жилых домов являются :
минимальный размер земельного участка - 0,4 га;
максимальный размер земельного участка - 0,15 га;
минимальный отступ от границы земельного участка, смежной с территорией уличной дорожной сети населенного пункта, в целях определения места допустимого размещения объекта -5м.;
минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения объекта - 3 м.;
максимальное количество надземных этажей - 3 ;
максимальная надземная высота жилого дома - 20 м.;
максимальный процент застройки в границах земельного участка - 30. Указанные предельные параметры разрешенного строительства при возведении
индивидуальных жилых домов в территориальной зоне - (Ж-1) "Зона жилой застройки и ведения личного подсобного хозяйства" полностью соответствуют требованиям Правил землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденных Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 19.10.2023 г.№П-23/ОМС-282.
В свою очередь, информация относительно отступа от границ земельного участка, отображенная в графе 1 (чертеж градостроительного плана) градостроительного плана, подготовленного административным ответчиком не соответствует как требованиям графы 2.2 как самого градостроительного плана так и требованиям Правил землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области
Таким образом, суд приходит к выводу, Администрация Усть Заостровского сельского поселения при подготовке градостроительного плана превысила свои полномочия, необоснованно расширив перечень документов, используемых при изготовлении градостроительного плана, чем нарушила право истца на возведение жилого дома на принадлежащем ему и предусмотренного для этого земельном участке.
Соответственно, оценка фактических обстоятельств администрацией Усть Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области сделана неверно, что привело к ошибочным выводам при составлении чертежа градостроительного плана.
При таких обстоятельствах, оспариваемый градостроительный план администрации является незаконным.
В то же время признание незаконным оспариваемого градостроительного плана не может за собой влечь автоматическое возложение обязанности на орган местного самоуправления принять решение и внести необходимые стороне истца изменения.
Статьёй 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Порядок деятельности и компетенция органов местного самоуправления определены в Федеральном законе от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу положения статей 10, 118 Конституции Российской Федерации, пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда.
Как установлено выше, администрацией Усть Заосторвского сельского поселения при подготовке градплана не использовались требования Правил землепользования и застройки, при этом использовалось решение суда, которое не поименовано в перченее документов, необходимых для подготовки градплана.
Поэтому заявление истца подлежит повторному рассмотрению по существу со стороны администрации Усть Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, с принятием по нему решения в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В соответствии с п.1 ч.3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации администрации Омского муниципального района Омской области предписано сообщить об исполнении настоящего решения суда в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу в Омский районный суд Омской области и Шарипову Х.О.
Руководствуясь ст.ст. 218 - 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Шарипова Х.О. ИНН № ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации Усть Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области недействительными сведения графы 1 "Чертеж градостроительного плана земельного участка" градостроительного плана земельного участка от 26.02.2024 г. №К11 55520323-1968 (кадастровый №) в части минимального отступа от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения объекта; возложить обязанность по устранению допущенных нарушений на Администрацию Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области путем внесения изменений в сведения 1 "Чертеж градостроительного плана земельного участка" градостроительного плана земельного участка от 26.02.2024 г. №ЬШ 55520323-1968 (кадастровый №) в части минимального отступа от границы земельного участка с указанием – удовлетворить частично..
Признать незаконным сведения графы 1 "Чертеж градостроительного плана земельного участка" градостроительного плана земельного участка от 26.02.2024 г. №К11 55520323-1968 (кадастровый №) в части минимального отступа от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения объекта.
Возложить на администрацию Усть Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области привести в соответствие с Правилами землепользования и застройки, иными документами, указанными в части 2 статьи 57.3 ГрК РФ графу 1 "Чертеж градостроительного плана земельного участка" градостроительного плана земельного участка от 26.02.2024 г. №К11 55520323-1968 (кадастровый №).
Администрации Усть Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу исполнить обязанность, установленную настоящим решением, и сообщить об исполнении решения суда в Омский районный суд Омской области и Шарипову Х.О..
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья А.М. Набока
Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2024 года.