Дело №а-1362/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 августа 2023 года г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Захаровой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Подольским В.А.,
с участием представителя Администрации г. Алушта Республики Крым– Стеблина А.А., действующего на основании доверенности от 23.01.2023 г. №,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Администрации г. Алушты Республики Крым к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Алушта Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г.Севастополю Пронина М.А., отделению судебных приставов по г. Алушта Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г. Севастополю, Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г. Севастополю, заинтересованные лица: прокурор Республики Крым, Совет министров Республики Крым, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Администрация г. Керчи Республики Крым, Администрация г. Ялта Республики Крым, Администрация Багеровского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, Администрация Щелкинского городского поселения Ленинского района Республики Крым, Администрация Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Администрация Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, государственное казенное учреждение Республики Крым "Управление по реализации программ", государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Глава Администрации г. Алушты Огнева Г.И. обратилась в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Алушта Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г. Севастополю Прониной М.А., отделению судебных приставов по г. Алушта Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г. Севастополю, Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г.Севастополю, заинтересованные лица: прокурор Республики Крым, Совет министров Республики Крым, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Администрация г. Керчи Республики Крым, Администрация г. Ялта Республики Крым, Администрация Багеровского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, Администрация Щелкинского городского поселения Ленинского района Республики Крым, Администрация Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Администрация Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, государственное казенное учреждение Республики Крым "Управление по реализации программ", государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Исковые требования мотивированы тем, что решением Центрального районного суда г. Симферополя от 14.01.2021 г. признано незаконным бездействие Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Государственного казенного учреждения Республики Крым «Управление капитального ремонта многоквартирных домов», выразившееся в неисполнении мероприятий Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018-2020 г. на территории Республики Крым», утверждённой Постановлением Совета Министров Республики Крым от 29.03.2018 г. №148, в части мероприятий, запланированных на 2018-2019 годы. На Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Управление капитального ремонта многоквартирных домов», Администрацию г.Алушты Республики Крым, Администрацию г. Керчи Республики Крым, Администрацию г. Ялта Республики Крым, Администрацию Багеровского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, Администрацию Щелкинского городского поселения Ленинского района Республики Крым, Администрацию Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Администрацию Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым возложена обязанность в течении 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить исполнение Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018-2020 г. на территории Республики Крым», утверждённой Постановлением Совета Министров Республики Крым от 29.03.2018 г. №148, в рамках возложенных на них задач, в части мероприятий, запланированных на 2018-2019 г, том числе в части расселения жилого <адрес> (число жителей -9, количество расселяемых помещений -2, площадь 78,40 кв.м.).
Решение суда было предъявлено к принудительному исполнению и 18.10.2021 г. возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое получено Администрацией г. Алушты Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ.
19.11.2021 г. заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Алуште Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г. Севастополю Пронина М.А. вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50000 руб. за неисполнение решения суда по исполнительному производству №-ИП, которое Администрация г. Алушты Республики Крым не получала.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Алушты направила в отделение судебных приставов по г. Алуште Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г. Севастополю заявление об окончании исполнительного производства, указывая, что исполнителями Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018-2020 г. на территории Республики Крым» являются: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, ГКУ РК «Управление капитального ремонта многоквартирных домов». Администрацией г. Алушты от ФИО9 было получено письменное согласие на переселение из аварийного и подлежащего сносу дома.
Полагает, что в действиях Администрации г. Алушты отсутствует виновное неисполнение требований исполнительного документа и имеются основания для освобождения от уплаты исполнительского сбора, поскольку обязанность Администрации г. Алушты по предоставлению ФИО9 и членам его семьи по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, равнозначного жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> напрямую зависит от исполнения Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018-2020 г. на территории Республики Крым» исполнителями и выделения средств публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» и Республикой Крым.
Из письма ГКУ РК «Управление по реализации программ» от 20.06.2023 № следует, что для отселения из аварийного жилья, в том числе из <адрес> была приобретена <адрес>, правообладателем которой является Республика Крым.
После передачи указанного объекта в муниципальному образования городской округ Алушта жилое помещение будет предоставлено по договору социального найма ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО12, ФИО13, ФИО14 во исполнение Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018-2020 г. на территории Республики Крым».
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал в полном объеме.
Административные ответчики, представители заинтересованных лиц - прокурора Республики Крым, Совета министров Республики Крым, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Администрации г. Ялта Республики Крым, Администрация Багеровского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, Администрация Щелкинского городского поселения Ленинского района Республики Крым, Администрация Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, ГКУ РК "Управление по реализации программ", государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении в суд не поступало.
Представители Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Администрации г. Керчи Республики Крым в судебное заседание не явились, направив ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.11 ст.30 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Закон об исполнительном производстве), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 приведенной статьи).
В силу ч.1 ст.105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч.ч.1-3, 6-8 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части первой настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54 Конституции Российской Федерации). Должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Согласно п.75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Из материалов дела следует, что решением Центрального районного суда г. Симферополя от 14.01.2021 г. признано незаконным бездействие Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Государственного казенного учреждения Республики Крым «Управление капитального ремонта многоквартирных домов», выразившееся в неисполнении мероприятий Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018-2020 г. на территории Республики Крым», утверждённой Постановлением Совета Министров Республики Крым от 29.03.2018 г. №148, в части мероприятий, запланированных на 2018-2019 годы. На Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Управление капитального ремонта многоквартирных домов», Администрацию г.Алушты Республики Крым, Администрацию г. Керчи Республики Крым, Администрацию г. Ялта Республики Крым, Администрацию Багеровского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, Администрацию Щелкинского городского поселения Ленинского района Республики Крым, Администрацию Гвардейского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Администрацию Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым возложена обязанность в течении 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить исполнение Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018-2020 г. на территории Республики Крым», утверждённой Постановлением Совета Министров Республики Крым от 29.03.2018 г. №148, в рамках возложенных на них задач, в части мероприятий, запланированных на 2018-2019 г, в том числе, в части расселения жилого <адрес> ( число жителей -9, количество расселяемых помещений -2, площадь 78,40 кв.м.) (л.д.5-13).
08.10.2021 г. отделом судебных приставов по г. Алуште УФССП по Республике Крым, возбуждено исполнительное производство №-ИП, на основании исполнительного листа ФС № от 23.04.2021г., должнику предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда (л.д.14).
Получение постановления о возбуждении исполнительного производства от 08.10.2021 г. административным истцом 12.11.2021 г. не оспаривается.
19.11.2021 г. заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Алуште Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г. Севастополю Пронина М.А. вынесено постановление о взыскании с Администрации г. Алушты Республики Крым исполнительного сбора в размере 50000 рублей, за неисполнение судебного решения по делу №2а-304/2021 по исполнительному производству №-ИП.
Согласно штампа на постановлении, представленного административным ответчиком, копия постановления о взыскании исполнительского сбора получена Администрацией г. Алушты 16.12.2021 г.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Алушты Республики Крым направила в отделение судебных приставов по г. Алуште Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г.Севастополю заявление об окончании исполнительного производства, с приложением №1 к региональной адресной программе «Переселение из аварийного жилищного фонда в 2018 г. на территории Республики Крым», решение Маломаякского сельского совета № от 04.03.2014 г., копии заявлений ФИО15 и ФИО9 о согласии переселения (л.д.16-17).
Выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ свидетельствуют, что в собственности Республики Крым находятся: <адрес>, кадастровый № и <адрес> по <адрес>, кадастровый № (л.д.35-38).
Письмо ГКУ РК «Управление по реализации программ» от 20.06.2023 г. свидетельствует, что в рамках реализации Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018-2020 г. на территории Республики Крым», утверждённой Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, для переселения граждан из аварийного жиля заключены государственные контракты на приобретение жилых помещений: квартиры с кадастровым номером № – для <адрес> и квартиры с кадастровым номером № – для <адрес> (л.д.34).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Алушты Республики Крым подготовлено технико-экономическое обоснование целесообразности передачи недвижимого имущества – жилых помещений из государственной собственности республики Крым в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (л.д.39).
Решением Алуштинского городского совета от 23.06.2023 г. № дано согласие на прием из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым жилых помещений с кадастровыми номерами № и № (л.д.40).
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Вместе с тем, в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда невозможно вследствие объективных обстоятельств, и совокупности вышеприведённых доказательств.
Не исполнение требований исполнительного документа в срок для добровольного исполнения было вызвано объективными причинами, не зависящими от воли должника, что свидетельствует об отсутствии вины администрации г. Алушты и наличия оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора.
Кроме того, суд принимает во внимание, что исполнение вышеуказанного решения носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательности действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления и органа власти субъекта. Сам по себе процесс приобретения квартиры в собственность Республики Крым, с последующей передачей объекта недвижимости в муниципальную собственность для предоставления гражданам по договорам социального найма не может находиться вне процедуры исполнения решения и являться основанием для взыскания исполнительского сбора.
Сопоставляя соразмерность оспариваемой меры публично-правовой ответственности с фактическим поведением должника в рамках исполнительного производства, учитывая, что администрацией г. Алушты Республики Крым предпринимаются все необходимые меры для исполнения решения суда, не исполнение Региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2018-2020 г. на территории Республики Крым», утверждённой Постановлением Совета Министров Республики Крым от 29.03.2018 г. №148 в установленный судебным актом срок, в данном случае нельзя признать уклонением должника от исполнения решения суда.
При указанных выше обстоятельствах, меры штрафного характера - исполнительский сбор в размере 50000 рублей применены не обоснованно, взыскание не соответствовало назначению исполнительского сбора, как меры, побуждающей к исполнению.
В связи с указанными обстоятельствами, суд не находит в действиях должника виновное противоправное бездействие.
Кроме того, суд обращает внимание, что более года судебный пристав не взыскивал исполнительский сбор.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 179, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░.░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ 08.10.2021 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08.08.2023 ░.