10RS0011-01-2023-000467-14
(№2а-1795/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 февраля 2023 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Сааринен И.А., при секретаре Мельниченко Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с применением системы видеоконференцсвязи административное дело по административному иску Бламберуса М. В. к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению Министерства внутренних дел России по г.Петрозаводску, Федеральной службе исполнения наказания России, Федеральному казенному учреждению «Отдел конвоирования Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия», начальнику караула Федерального казенного учреждения «Отдел конвоирования Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия» П. о взыскании компенсации за нарушение установленных условий содержания под стражей,
установил:
Бламберус М.В. обратился в суд с исковым заявлением к МВД РФ, УВМД России по г. Петрозаводску, в котором просил о взыскании компенсации морального вреда за нарушение условий содержания. Иск заявлен по тем основаниям, что Бламберус М.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в изоляторе временного содержания УМВД России по г. Петрозаводску. В период пребывания в ИВС был превышен установленный законом десятидневный срок содержания в ИВС в течение месяца. О нарушении своих прав и возможности судебной защиты истец узнал, изучив Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Истец просил взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в сумме 20000 рублей.
Определением от 01.02.2023, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, ФКУ Отдел конвоирования УФСИН России по Республике Карелия, начальник караула ФКУ Отдел конвоирования УФСИН России по Республике Карелия П., в качестве заинтересованного лица - УФСИН России по Республике Карелия.
Бламберус М.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, пояснил, что заявленные требования о взыскании компенсации связаны непосредственно с превышением срока его содержания в ИВС.
Представители административных ответчиков УМВД России по г. Петрозаводску Л., МВД России - Т., ФКУ «Отдел конвоирования УФСИН России по Республике Карелия» Б., представитель административного ответчика ФСИН России, а также заинтересованного лица УФСИН России по РК - Д., в судебном заседании просили в иске отказать, поскольку истцом пропущен срок для обращения в суд за защитой своих прав и не представлено данных о нарушении его прав превышением срока содержания в ИВС. Пояснили, что этапирование Бламберуса М.В. не было произведено в установленный срок на основании п. 166 абз. 15 Приказа от 24.05.2006 № 199дсп/369дсп «Об утверждении инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию» в связи с тем, что Бламберус М.В. являлся лицом, проходящим по одному уголовному делу с Е. и П., которые были приняты караулом в спецвагон для дальнейшего конвоирования, о чем имеется акт о несостоявшемся (неполном) обмене от 28.05.2019, Бламберус М.В. был направлен в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК ближайшим этапом 03.06.2019.
Административный ответчик начальник караула ФКУ «Отдел конвоирования УФСИН России по Республике Карелия» П. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о рассмотрении дела, ФКУ Отдел конвоирования УФСИН России по Республике Карелия представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия П. в связи с его временной нетрудоспособностью.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем, административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
Формально установленный ст. 219 КАС РФ срок на подачу настоящего иска истцом пропущен, вместе с тем, имея в виду особый процессуальный статус истца, его непрерывное нахождение с момента нарушения его прав и до дня подачи иска в местах лишения свободы, пояснения о его неосведомленности о принадлежащих ему правах, суд полагает возможным восстановить пропущенный истцом срок на обращение в суд.
Как следует из материалов дела, Бламберус М.В. на основании приговора Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации, ему было назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года 5 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ приговор Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ изменен в части определения места для отбывания наказания в виде лишения свободы - исправительной колонии общего режима.
В связи с привлечением в качестве обвиняемого по иному уголовному делу Бламберус М.В. в порядке статьи 77.1 УИК РФ постановлением старшего следователя по ОВД СЧ СУ МВД по РК капитана юстиции С. от ДД.ММ.ГГГГ был этапирован из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия в ИВС УМВД России по г.Петрозаводску для проведения следственных действий, в котором находился фактически с 21 час. 45 мин. ДД.ММ.ГГГГ по 12 час. 30 мин. ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиками, подтверждены камерной карточкой.
Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел относятся к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета (статьи 7 и 9 Федерального закона № 130-ФЗ).
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (часть первая статьи 15 Федерального закона № 103-ФЗ).
Положения части 1 статьи 13 Федерального закона № 103 от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» закрепляют возможность перевода подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, в изоляторы временного содержания не более чем на десять суток в течение месяца.
В силу положений статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года № 950, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и (или) вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Для привлечения к ответственности в виде компенсации вреда (как морального, так и материального) юридически значимыми и подлежащими доказыванию являются обстоятельства, связанные с тем, что потерпевшему нанесены физические или нравственные страдания, ущерб в связи с посягательством причинителя вреда на принадлежащие ему нематериальные блага, при этом на причинителе вреда лежит бремя доказывания правомерности его поведения, а также отсутствия его вины, то есть установленная законом презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт наличия вреда (физических и нравственных страданий - если это вред моральный), а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к "бесчеловечному обращению" относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические и нравственные страдания. В соответствии с требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.
Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц (пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47).
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» также разъяснено, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству (абзац 4). Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности (абзац 5). При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания (абзац 6). Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности, от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица.
Как следует из материалов дела, этапирование Бламберуса М.В. из ИВС УМВД России по г. Петрозаводску в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия осуществлялось железнодорожным транспортом. Письмом МВД по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес начальников территориальных органов МВД по Республике Карелия направлена информация о графиках движения планового караула по железнодорожным маршрутам №9 и №4 на май 2019 года. Отправление со ст. Петрозаводск было запланировано 07, 16, 23 и 28 мая 2019 года. Бламберус М.В. планировался к этапированию на 28.05.2019. Как зафиксировано в акте о несостоявшемся (неполном) обмене от 28.05.2019, начальником планового караула ФКУ ОК УФСИН России по Республике Карелия по железнодорожному маршруту №9 Петрозаводск-Сегежа-Петрозаводск П. было отказано в конвоировании Бламберуса М.В. 28.05.2019 на основании п. 166 абз. 15 Приказа от 24.05.2006 № 199дсп/369дсп «Об утверждении инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию» в связи с тем, что Бламберус М.В. являлся лицом, проходящим по одному уголовному делу с Е. и П., которые были приняты караулом в спецвагон для дальнейшего конвоирования. Бламберус М.В. был направлен в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК ближайшим этапом 03.06.2019.
Нарушение своего права истец связывает исключительно с превышением срока своего содержания в ИВС, который фактически превысил на 6 суток установленный предел - десять суток в месяц. Однако само по себе содержание истца под стражей, по убеждению суда, не является достаточным для возникновения права на компенсацию морального вреда. Юридически значимыми обстоятельствами по данному делу являются: определение фактов нахождения истца в течение указанного временного периода в ИВС, а также установление несоответствия условий содержания в камере ИВС действующим на тот момент требованиям законодательства. Для установления наличия или отсутствия физических и нравственных страданий, а также при оценке их характера и степени должны учитываться реальные физические и нравственные страдания именно теми нарушениями, на которые ссылается истец.
Учитывая, что истец находился в ИВС по постановлению старшего следователя по ОВД СЧ СУ МВД по РК капитана юстиции С. от ДД.ММ.ГГГГ, до вынесения постановления об этапировании находился в ФКУ СИЗО-2 УФСИН по РК, выбывал туда же, то есть пребывание в местах изоляции для него не прекращалось, а также учитывая то, что истцом не было приведено иных оснований, кроме незначительного превышения срока содержания, которое носило краткосрочный характер, и не было представлено доказательств, подтверждающих, что условия его содержания в спорный период не отвечали требованиям и нормам, предъявляемым законом к условиям содержания, суд приходит к выводам об отсутствии оснований для удовлетворения требований иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 178 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
– ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░;
– ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░
░░ ░░. 177 ░░░ ░░ 14.02.2023.