Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1054/2020 от 08.10.2020

Дело №2а-1054/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

          26 ноября 2020 года                                           пос.ж.д. ст. Высокая Гора

Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Кузнецовой Л. В.,

с участием административного истца Шайдуллиной А.К.,

представителя административного истца Шайдуллина К.Р.,

представителя административного ответчика Совета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан    Тазиева И. И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Шайдуллиной А. К. к Совету Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, Тюрину С. Е., Никифоровой А. Н., Миннибаеву А. А., Касюкову М. Н., Хидиятуллину М. Ф., Сатдинову И. Н., Хайрутдиновой И. Ф., Сагитовой Н. А., Владимирову С. А., Мингазову И. Э., Галееву Р. Р. о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об удалении в отставку главы сельского поселения и восстановлении в должности главы сельского поселения,

установил:

Шайдуллина А.К. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к Совету Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, Тюрину С. Е., Никифоровой А. Н., Миннибаеву А. А., Касюкову М. Н., Хидиятуллину М. Ф., Сатдинову И. Н., Хайрутдиновой И. Ф., Сагитовой Н. А., Владимирову С. А., Мингазову И. Э., Галееву Р. Р., в обоснование требований указала следующее.

ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение депутатов Совета Высокогорского сельского поселения зарегистрировано за входящим об удалении Главы в отставку и досрочном прекращении полномочий.

Основанием для отставки послужило:    неисполнение заявок в ГИС «Народный контроль» в части отсутствия покоса травы на <адрес> в <адрес>; несанкционированная свалка по <адрес> в <адрес>, построенные тротуары по <адрес> и <адрес> в <адрес>, находящиеся в ненадлежащем состоянии; коллективное письмо от жителей <адрес> по вопросам отсутствия контейнерных площадок; отсутствие за 1 квартал 2018 года нормативно-правовых актов; принятие 12 нормативно-правовых актов, из которых три направлены в нарушении закона и 3 с нарушением срока опубликования; статусный документ Устав выставлен с недостающими листами; постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ признана виновной в совершении административного правонарушения по ст. 5.59 КоАП РФ.

На заседании Совета Высокогорского сельского поселения было представлено возражение, однако депутаты приняли решение об удалении ее в отставку.

Согласно Уставу поселения, Правилам благоустройства территории муниципального образования сельского поселения обязанности по надлежащему санитарному и эстетическому состоянию улиц и дорог относится к полномочиям Исполнительного комитета сельского поселения.

Однако, заявка в ГИС «Народный контроль» по скосу травы в <адрес> по <адрес> Тагировым Т.М. была выполнена.

«Несанкционированная свалка» по <адрес> таковой не является, поскольку имеется разрешение на складирование строительных материалов, выданной Васютиной Т.Б. от от ДД.ММ.ГГГГ.

Тротуары по <адрес> и <адрес> построены на средства самообложения граждан в 2017 года, когда Главой Совета являлся Мингазов И.Э. Однако на сегодняшний день ею написано письмо в <адрес> и к подрядной организации ООО «Весна».

Покос травы на <адрес> не осуществлен, т.к. при наличии внештатных сотрудников по обкосу травы осуществлялся в парке Заказанье 3 (три) раза, по <адрес> каждое по несколько раз к проведению Сабатуя, приезду Президента РТ Минниханова Р.Н.

Согласно Правилам благоустройства территории муниципального образования Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района утвержденного решением от ДД.ММ.ГГГГ п. 1.4. заключение договоров и муниципальных контрактов на проведение работ по уборке санитарному содержанию территорий, по поддержанию чистоты и порядка, координация выполнения работ, осуществления контроля за сроками и качеством выполнения работ возлагаются на Исполнительный комитет Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района.

По вопросу отсутствия контейнерных площадок в <адрес> поясняет, что ею и жителями <адрес> было написано письмо в Прокуратуру Высокогорского муниципального района. Прокуратура никаких мер не приняла. На сегодняшний день написано письмо в Генеральную прокурату РТ с этой же самой просьбой. Ответа пока не последовало.

На письменный запрос в ООО «Полигон» о возобновлении мешочного вывоза ТБО и исполнения своих обязательств по договору, ответили отказом.

Также, согласно ст. 48 п. 8 Устава обязанность в участии организации деятельности по сбору и транспортированию ТБО относится к Исполнительному комитету.

Нормативно-правовые акты принимаются при существующей необходимости для работы сельского поселении. Так, во втором квартале 2018 года было принято 14 нормативно-правовых актов и в надлежащий срок опубликованы на сайте Высокогорского сельского поселения.

Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» все нормативно-правовые акты опубликовываются (обнародуются) на официальном сайте.

При указании на статусный документ Устав Высокогорского сельского поселения выставленный с ошибками в части неправильной нумерации статей, поясняет, что эти ошибки допущены в редакции от 2015 года, Устав в новой редакции опубликован без ошибок.

Также по вопросу административного правонарушения в размере 5000 рублей, поясняет, что данное постановление вынесено не на должностное лицо и в настоящее время проходит процедуру обжалования. Тогда как ДД.ММ.ГГГГ был вынесен административный штраф на Исполнительный комитет Высокогорского сельского поселения в размере 50 000 рублей.

Основания, указанные депутатами не являются существенными для удаления в отставку.

В связи с вышеизложенным, просит признать решение от ДД.ММ.ГГГГ об удалении в отставку Главы сельского поселения незаконным и восстановить в должности Главу Высокогорского сельского поселения Шайдуллину А.К.

В судебном заседании административный истец Шайдуллина А.К.     и представитель административного истца Шайдуллин К.Р. административный иск поддержали, по доводам указанным в иске.

Представитель административного ответчика Совета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан    Тазиев И. И. административный иск Шайдуллиной А. К.    не признал и пояснил, что решение от ДД.ММ.ГГГГ об удалении в отставку Главы сельского поселения является законным, оснований для признания его незаконным и восстановлении в должности Главу Высокогорского сельского поселения не имеется.

Административные ответчики Тюрин С. Е., Никифорова А.Н., Миннибаев А. А., Касюков М.Н., Хидиятуллин М.Ф., Сатдинов И.Н., Хайрутдинова И.Ф., Сагитова Н.А., Владимиров С.А., Мингазов И. Э., Галеев Р. Р. не явились, извещены. От ответчиков Тюрина С. Е., Никифоровой А.Н., Миннибаева А. А., Касюкова М.Н., Хидиятуллина М.Ф., Сатдинова И.Н., Хайрутдиновой И.Ф., Сагитовой Н.А., Владимирова С.А., Мингазова И. Э. поступили заявления о рассмотрении дела без их участия.

         Суд, выслушав    административного истца, представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

         Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.

         В соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

         В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах «а» и «б» пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания (часть 10).

          Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11).

           Названное правовое регулирование, обеспечивающее реализацию задач по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел (пункт 3 статьи 3 названного кодекса), не позволяет принимать произвольные и немотивированные судебные акты, без учета всех доводов, приведенных сторонами судебного разбирательства.

           Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 названного кодекса). Данный принцип выражается, в том числе, в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

        Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении», следует, что, судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

          Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Шайдуллина А.К. избрана главой Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.

         Согласно решению Совета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ в связи с инициативой группы депутатов совета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ об удалении главы муниципального образования «Высокогорское сельское поселение Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» Шайдуллина А.К. удалена в отставку по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

         Из материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Совет Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ от инициативной группы депутатов Тюрина С. Е., Никифоровой А.., Миннибаева А.А., Касюкова М. Н., Хидиятуллина М. Ф., Сатдинова И. Н., Хайрутдиновой И. Ф., Сагитовой Н.А., Владимирова С. А., Мингазова И. Э., Галеева Р.Р. поступило обращение об удалении Главы муниципального образования «Высокогорское сельское поселение» Шайдуллиной А.К. в отставку. Указанное обращение внесено вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку (вх. от ДД.ММ.ГГГГ, принято ведущим специалистом Высокогорского сельского поселения Шайхутдиновой Л. М.).

         ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Калимуллина Р.Г. поступило обращение инициативной группы депутатов Совета Высокогорского сельского поселения об удалении в отставку главы муниципального образования «Высокогорское сельское поселение» Шайдуллиной А.К. и досрочном прекращении ее полномочий (вх. 11867 от ДД.ММ.ГГГГ).

         ДД.ММ.ГГГГ копия обращения депутатов и приложенные документы направлены высшему должностному лицу субъекта РФ- Президенту Республики Татарстан с использованием системы электронного документооборота.

         ДД.ММ.ГГГГ в 16:00 часов состоялось внеочередное заседание Совета Высокогорского сельского поселения, где одним из вопросов было рассмотрение обращения инициативной группы депутатов «О досрочном прекращении полномочий и удаления в отставку главы Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ Шайдуллиной А.К.».

          При принятии решения Шайдуллиной А.К. было письменно изложено особое мнение (возражение) на обращение депутатов, и приобщено к протоколу заседания.

          За отставку главы Высокогорского сельского поселения Шайдуллиной А.К. проголосовало 10 из 12 присутствующих депутатов.

         ДД.ММ.ГГГГ решение и особое мнение главы поселения (возражение) обнародованию на официальном сайте Высокогорского муниципального района в разделе сельские поселения http://vysokaya-gora.tatarstan.ru/.

         В соответствии с положениями пункта 10 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.12 ст. 33 Устава Высокогорского сельского поселения принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку находится в исключительной компетенции Совета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.

         В соответствие с положениями пункта 2.1 части 6 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.3 ч.1 ст.43 Устава Высокогорского сельского поселения полномочия главы муниципального образования полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона.

         В силу положений ч. 1 п. 2 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования.

          Одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, Уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

          Согласно пункту 3 части 1 статьи 43 Устава Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан полномочия главы поселения прекращаются в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

          В соответствие с положениями частей 3, 4, 7, 8, 9, 10 статьи 74.1 Федерального закона Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.

        Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

        Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.

        Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

         Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается председателем представительного органа муниципального образования.

         В случае, если в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, решение об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании представительного органа муниципального образования.

         В соответствие с положениями частей 13, 14, 15 статьи 74.1 Федерального закона Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:

1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;

2) предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.

         В случае, если глава муниципального образования не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение.

         Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае, если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением представительного органа муниципального образования.

         Как следует из материалов дела, в соответствии с частью 3 статьи 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ инициативной группой из 11 депутатов Высокогорского сельского поселения выдвинута и внесена на рассмотрение Совета Высокогорского сельского поселения инициатива об удалении главы муниципального образования Высокогорское сельское поселение Шайдуллину А.К. в отставку за неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных Федеральным законом №131-ФЗ, иными федеральными законами, Уставом Высокогорского сельского поселения, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Федеральными законами и Законами субъекта Российской Федерации, что соответствует требованиям ч. 3 ст. 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (обращение вносится не менее 1/3 депутатов, 11 из 15 депутатов обратились в Совет поселения).

        О выдвинутой инициативе, о дате внеочередного заседания, о проекте решения Шайдуллина А.К. уведомлена ДД.ММ.ГГГГ.

        В этот же день, ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Калимуллина Р.Г. поступило обращение инициативной группы депутатов Совета Высокогорского сельского поселения об удалении в отставку главы муниципального образования «Высокогорское сельское поселение» Шайдуллиной А.К. и досрочном прекращении ее полномочий.

          ДД.ММ.ГГГГ0 года копия обращения депутатов и приложенные документы, в том числе проект решения об удалении главы в отставку направлены Президенту Республики Татарстан.

         Из протокола заседания Совета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на заседании присутствовали 12 депутатов данного представительного органа Высокогорского сельского поселения из 15, единогласно приняли повестку заседания, в том числе об избрании председательствующего на заседании. Председательствующим заседания был избран заместитель главы Высокогорского сельского поселения - Касюков М.Н.

         По второму вопросу выступали председательствующий на заседании Касюков М.Н., огласивший обращение депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, главе Высокогорского сельского поселения Шайдуллиной А.К. была дана возможность дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления ее в отставку, Шайдуллина А.К. представила свои возражения в письменном виде.

       10 из 12 присутствующих депутатов проголосовали за удаление Шайдуллиной А.К. в отставку.

        Доводы административного истца о том, что оспариваемое решение Совета Высокогорского сельского поселения принято без учета мнения высшего должностного лица Республики Татарстан, не свидетельствует о незаконности данного решения, поскольку обязанность уведомления высшего должностного лица Республики Татарстан – президента Республики Татарстан Минниханова Р.Н. путем направления ему ДД.ММ.ГГГГ уведомления о выдвижении инициативы депутатов об удалении главы Высокогорского сельского поселения в отставку, выполнена, не позднее установленного ч. 3 ст. 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» срока.

         При этом федеральным законодательством не предусмотрена обязанность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации предоставления мнения по факту выдвижения инициативы депутатами представительного органа местного самоуправления об удалении главы муниципального образования в отставку.

         Кроме того, как указано Конституционным Судом РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ -О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Льговского городского Совета депутатов <адрес> на нарушение конституционных прав и свобод положениями части 13 статьи 35, пункта 2 части 4 статьи 36, пункта 2 части 2 и части 4 статьи 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «законодательное наделение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) правом выражения мнения по вопросу об удалении главы муниципального образования в отставку призвано обеспечить надлежащее взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан, и определяется необходимостью оказания органами государственной власти субъекта Российской Федерации содействия развитию местного самоуправления… Указанное мнение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в данном случае имеет для представительного органа муниципального образования рекомендательный характер…».

         В соответствии с требованиями части 13 статьи 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ представительным органом муниципального образования выполнены все мероприятия, обеспечивающие соблюдение прав главы Шайдуллиной А. К. при решении вопроса об удалении его в отставку.

        Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ указал, что решения представительных органов местного самоуправления, связанные с удалением главы муниципального образования в отставку, не должны носить произвольный характер.

         Пунктом 15, части 1, статьи 41 Устава Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Глава поселения в пределах своих полномочий руководит деятельностью исполнительного комитета Поселения на принципах единоличия и несет персональную ответственность за выполнение исполнительным комитетом входящих в его компетенцию полномочий.

         При этом совет Высокогорского сельского поселения является представительным органом местного самоуправления. Решение об удалении главы муниципального образования принято во исполнение ст.ст.35,36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отражает вопросы внутреннего взаимодействия органов местного самоуправления по вопросам исполнения установленных полномочий в указанной сфере.

        Глава Высокогорского сельского поселения подконтролен и подотчетен представительному органу – Совету Высокогорского сельского поселения, в качестве основания удаления Шайдуллиной А.К. в отставку Советом рассматривалось неисполнение главой в течение более трех месяцев обязанностей по решению вопросов в области благоустройства, сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, отсутствие принятия нормативно-правовых актов, что относится к вопросам местного значения поселения.

         Основанием для отставки послужило:    неисполнение заявок в ГИС «Народный контроль» в части отсутствия покоса травы на <адрес> в <адрес>; несанкционированная свалка по <адрес> в <адрес>, построенные тротуары по <адрес> и <адрес> в <адрес>, находящиеся в ненадлежащем состоянии; коллективное письмо от жителей д. Эстачи по вопросам отсутствия контейнерных площадок; отсутствие за 1 квартал 2018 года нормативно-правовых актов; принятие 12 нормативно-правовых актов, из которых три направлены в нарушении закона и 3 с нарушением срока опубликования; статусный документ Устав выставлен с недостающими листами; постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ признана виновной в совершении административного правонарушения по ст. 5.59 КоАП РФ.

       По каждому из данных оснований Шайдуллиной А. К. представлены возражения.

          Согласно Уставу поселения, Правилам благоустройства территории муниципального образования сельского поселения обязанности по надлежащему санитарному и эстетическому состоянию улиц и дорог относится к полномочиям Исполнительного комитета сельского поселения.

        Заявка в ГИС «Народный контроль» по скосу травы в <адрес> по <адрес> Тагировым Т.М. была выполнена.

        «Несанкционированная свалка» по <адрес> таковой не является, поскольку имеется разрешение на складирование строительных материалов, выданной Васютиной Т.Б. от от ДД.ММ.ГГГГ.

        Тротуары по <адрес> и <адрес> построены на средства самообложения граждан в 2017 года, когда Главой Совета являлся Мингазов И.Э. Шайдуллиной А. К. представлены письма в <адрес> и к подрядной организации ООО «Весна».

         Покос травы на <адрес> не осуществлен, т.к. при наличии внештатных сотрудников по обкосу травы осуществлялся в парке Заказанье 3 (три) раза, по <адрес> <адрес> каждое по несколько раз к проведению Сабатуя, приезду Президента РТ Минниханова Р.Н.

        Согласно Правилам благоустройства территории муниципального образования Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района, утвержденного решением от ДД.ММ.ГГГГ п. 1.4. заключение договоров и муниципальных контрактов на проведение работ по уборке санитарному содержанию территорий, по поддержанию чистоты и порядка, координация выполнения работ, осуществления контроля за сроками и качеством выполнения работ возлагаются на Исполнительный комитет Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района.

        По вопросу отсутствия контейнерных площадок в <адрес> Шайдуллиной А. К. представлено от нее и жителей <адрес> письмо в Прокуратуру Высокогорского муниципального района. На письменный запрос в ООО «Полигон» о возобновлении мешочного вывоза ТБО и исполнения своих обязательств по договору, ответили отказом.

       Также, согласно ст. 48 п. 8 Устава обязанность в участии организации деятельности по сбору и транспортированию ТБО относится к Исполнительному комитету.

         Нормативно-правовые акты принимаются при существующей необходимости для работы сельского поселении. Так, во втором квартале 2018 года было принято 14 нормативно-правовых актов и в надлежащий срок опубликованы на сайте Высокогорского сельского поселения.

        Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» все нормативно-правовые акты опубликовываются (обнародуются) на официальном сайте.

          Устав Высокогорского сельского поселения выставлен с ошибками в части неправильной нумерации статей, ошибки допущены в редакции от 2015 года, Устав в новой редакции опубликован без ошибок.

         Согласно постановлению мирового судьи судебного участка по Высокогорскому судебному району    Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, Глава Высокогорского сельского поселения Шайдуллина А. К. признана виновной по ст. 5. 59    КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей. Данное постановление    согласно решению Высокогорского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

        В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.

         Исходя из этого принципа в статье 226 КАС РФ по данной категории административных дел на административного ответчика возложена обязанность доказывания обстоятельств, на которые он ссылается как на основания своих возражений относительно заявленных административным истцом требований.

        Разрешая заявленные Шайдуллиной А. К. требования, суд исходит из того, что процедура удаления Главы сельского поселения, предусмотренная положениями статьи 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ, Советом была соблюдена, решение об удалении Главы городского поселения в отставку принято уполномоченным органом, в установленный законом срок, с соблюдением процедуры его принятия, порядка подписания и обнародования.

         Вместе с тем, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии у Совета на момент принятия оспариваемого решения предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ оснований для удаления Главы сельского поселения в отставку.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Аналогичные положения содержатся в пункте 2 части 2 статьи 23.1 Устава <адрес>.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1264-О-О, неисполнение главой муниципального образования в течение столь длительного срока своих обязанностей (кроме случаев, когда это вызвано уважительными причинами - болезнью, действиями (бездействием) иных лиц и органов, не находящихся в подчинении главы муниципального образования, действием непреодолимой силы и др.) с очевидностью свидетельствует о фактическом самоустранении главы муниципального образования от их исполнения, существенно затрудняет либо делает невозможным реализацию полномочий иных органов местного самоуправления, органов государственной власти, осуществление гражданами прав, свобод и несение ими обязанностей в сфере местного самоуправления, то есть нарушает нормативно установленный порядок осуществления функций местного самоуправления.

Удаление главы муниципального образования в отставку в указанном случае выступает мерой его ответственности перед представительным органом муниципального образования, а в конечном итоге - и перед населением, гарантируя восстановление установленного законом порядка осуществления местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования, подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования, обеспечивая баланс полномочий представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования в системе местного самоуправления.

При этом основанием для удаления в отставку главы муниципального образования является как неисполнение три месяца и более им всех указанных полномочий, так и отдельных, при этом необходимо учитывать неисполненных обязанностей, длительность их неисполнения и последствия, наступившие в результате ненадлежащего исполнения главой муниципального образования отдельных своих обязанностей (полномочий), объективная возможность решить вопросы местного значения в соответствии с представленными полномочиями.

Поскольку норма об удалении главы муниципального образования является формой ответственности должностного лица, то она должна наступать при наличии установленных законом оснований и виновных действий этого лица.

         По всем    фактам послужившим основанием для отставки Шайдуллиной А. К. представлены возражения с опровержением всех перечисленных оснований.

          Стороной административного ответчика в судебном заседании не представлено относимых и допустимых доказательств в опровержении доводов административного ответчика об исполнении возложенных на нее обязанностей.

         Кроме того,    в своем решение административный ответчик не указал период в течение которого Шайдуллина А. К. не исполняла обязанности Главы сельского поселения.

         Суд считает, что изложенные в обращении факты сводятся к оценке полноты и достаточности, а также законности действий главы сельского поселения при осуществлении им своих полномочий в рамках компетенции, установленной Федеральными законами, законами субъекта, муниципальными правовыми актами, Уставом сельского поселения, но не подтверждают неисполнение главой сельского поселения Шайдуллиной А. К., в течение трех месяцев и более, самоустранения от их исполнения.

         Таким образом, из всего вышеуказанного можно сделать вывод, что главой сельского поселения по указанным фактам явившихся основанием для инициирования обращения об удалении главы сельского поселения в отставку, какая-либо работа, деятельность проводилась и не усматривается его полное самоустранение от решения вопросов местного значения в течение трех и более месяцев в отношении указанных вопросов.

         Указанные факты не могут быть применены при решении вопроса об удалении в отставку по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 2 статьи 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ, так как в данном случае имеет значение именно самоустранение от исполнения обязанностей (как в совокупности, так и отдельных) по решению вопросов местного значения.

         Принимая во внимание изложенное, суд считает, что административный иск Шайдуллиной А. К. подлежит удовлетворению, следует признать решение Совета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий и удаления в отставку главы Высокогорского сельского поселения незаконным.

         В удовлетворении административного иска о восстановлении Шайдуллиной А. К. в должности главы муниципального образования «Высокогорское сельское поселение Высокогорского муниципального района РТ» следует отказать в силу следующего.

       В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» « 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.

         ДД.ММ.ГГГГ Шайдуллина А.К. избрана главой Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан. В настоящее время Шайдуллина А. К. депутатом Совета не является. Главой Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан является Галимов Ю. М.

         Суд не может подменять под собой Совет Поселения и принимать решение о признании того или иного лица избранным главой муниципального образования.

        При таких обстоятельствах, требования административного истца о восстановлении в должности Главы Высокогорского сельского поселения удовлетворению не подлежат.

        На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227                 КАС РФ, суд

решил:

           Административный иск Шайдуллиной А. К. к Совету Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, Тюрину С. Е., Никифоровой А. Н., Миннибаеву А. А., Касюкову М. Н., Хидиятуллину М. Ф., Сатдинову И. Н., Хайрутдиновой И. Ф., Сагитовой Н. А., Владимирову С. А., Мингазову И. Э., Галееву Р. Р. удовлетворить частично.

          Признать решение Совета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ об удалении главы Высокогорского сельского поселения Шайдуллиной А. К. в отставку с ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

          В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

          Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Татарстан через Высокогорский районный суд Республики Татарстан.

          Полное мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

2а-1054/2020

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шайдуллина Алия Камилевна
Нажемединова Зимфира Шаукатовна
Ответчики
Сатдинов Илгиз Наилович
Владимиров Сергей Александрович
Совет Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ
Хайрутдинова Ильвира Фаридовна
Галеев Рифат Раифович
Мингазов Ильдар Эльбрусович
Касюков Муса Нигматович
Хидиятуллин Марат Фирдинатович
Никифорова Анна Николаевна
Тюрин Станислав Евгеньевич
Сагитова Наталья Александровна
Миннибаев Айдар Альфирович
Другие
Шайдуллин Камиль Рафгатович
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Верховный Суд РФ
Хайрутдинов Наиль Фидаилевич
Суд
Высокогорский районный суд Республики Татарстан
Судья
Кузнецова Людмила Викторовна
Дело на сайте суда
vysogorsky--tat.sudrf.ru
08.10.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
08.10.2020Передача материалов судье
08.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2020Судебное заседание
19.10.2020Судебное заседание
22.10.2020Судебное заседание
23.11.2020Производство по делу возобновлено
23.11.2020Судебное заседание
26.11.2020Судебное заседание
30.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2021Дело оформлено
15.02.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее