УИД 27OS0000-01-2022-000076-93
Дело № 3а-91/2022
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 марта 2022 года город Хабаровск
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,
при секретаре Е.А.Безуглой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волкова А.В. к министерству финансов Хабаровского края, министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, о возмещении судебных расходов,
у с т а н о в и л:
Волков А.В. в административном исковом заявлении, предъявленном к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, министерству финансов Хабаровского края, просит присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 150 000 рублей, возместить судебные расходы в сумме 40 604,88 рублей. В заявлении указано, что вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 04.02.2016 года на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность предоставить ему в пределах города Хабаровска по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв.м.. На основании выданного районным судом исполнительного документа 17.03.2016 года возбуждено исполнительное производство. Решение суда исполнено 23.12.2021 года. Административный истец считает, что срок исполнения решения суда - пять лет, не может считаться разумным.
Определением судьи от 25.02.2022 года к участию в деле привлечено заинтересованное лицо Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.
В судебном заседании административный истец Волков А.В. и его представитель адвокат Ерина Е.Р. поддержали административные исковые требования.
Представители министерства финансов Хабаровского края, министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены своевременно и надлежащим образом. Явка этих лиц не признана обязательной, их неявка не препятствует рассмотрению и разрешению по существу административного дела, поэтому суд, применяя положения частей 8, 9 статьи 96, статьи 150, части 6 статьи 226, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ, провел судебное заседание в их отсутствие, признав причину неявки неуважительной.
В письменных возражениях представитель министерства финансов Хабаровского края выразил несогласие с требованиями административного истца, просил отказать в их удовлетворении. Считает, что размер компенсации и судебных расходов административным истцом чрезмерно завышен и не обоснован. Для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не обеспечены жильем, предусмотрена выплата из бюджета Хабаровского края компенсации найма жилья в размере до 10 000 рублей ежемесячно. Волков А.В. такую выплату получал ежемесячно с 01.10.2015 года по 31.12.2021 года, что компенсировало длительность неисполнения судебного акта.
В письменных возражениях представитель министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее по тексту МЖКХ Хабаровского края) просит отказать Волкову А.В. в удовлетворении заявленных требований. В соответствии в утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 01.09.2006г. № 136-пр Регламентом взаимодействия и обмена информацией между исполнительными органами государственной власти по вопросам управления и распоряжения государственным жилищным фондом края, жилые помещения жилищного фонда Хабаровского края за счет средств краевого и федерального бюджетов приобретаются министерством имущественных отношений Хабаровского края, строительство такого жилья осуществляется министерство строительства Хабаровского края. За период с 2005 года по 2021 год строилось и приобреталось на вторичном рынке жилье, которое включено в специализированный жилищный фонд Хабаровского края. Это жилье предоставлено лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но объем финансирования, количество вводимого в эксплуатацию и приобретаемого жилья недостаточно для единовременного обеспечения всех принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Волков А.В. состоял в списке лиц, нуждающихся в получении жилого помещения специализированного жилищного фонда. МЖКХ Хабаровского края заявку на приобретение (строительство) для него жилья подало в министерство строительства Хабаровского края 21.03.2016 года. Жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено административному истцу распоряжением министерства от 17.12.2021 года № 1942-р. Считает, что принимались все возможные меры для исполнения судебного решения, и длительность его исполнения обусловлена объективными причинами.
Изучив представленные сторонами письменные доказательства, материалы гражданского дела № 2-1475/16, материалы исполнительного производства № 3989/16/27027-ИП, суд установил, что решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 04.02.2016 года на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность предоставить Волкову А.В. в пределах г. Хабаровска благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 18 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения. Решение суда вступило в законную силу 11.03.2016 года.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантируется право на судебную защиту, которое включает в себя и право на судопроизводство в разумный срок. Для обеспечения реализации такого права Федеральным законом от 30.04.2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» установлен специальный способ его защиты в виде присуждения компенсации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 1, частью 8 статьи 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» гражданские истцы при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации. Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Порядок и сроки исполнения вступивших в законную силу судебных решений, принятых по гражданским делам, регулируются нормами Гражданского процессуального кодекса РФ и Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом (статья 210 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 04.02.2016 года, принятое по гражданскому делу № 2-1475/2016, исходя из положений статей 210, 211, 212 Гражданского процессуального кодекса РФ, не относится к категории решений, которые подлежат немедленному исполнению в соответствии с законом и не обращено к немедленному исполнению судом.
В постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (пункт 55) разъяснено, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ или Федеральным законом «Об исполнительном производстве», в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта. В случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта. Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта.
На основании решения от 04.02.2016 года Центральный районный суд г. Хабаровска выдал 14.03.2016 года исполнительный лист серии ФС № 007554538, который взыскатель передал в межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств для организации принудительного исполнения. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 17.03.2016 года возбуждено исполнительное производство № 3989/16/27027-ИП, должнику МЖКХ Хабаровского края установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В установленный судебным приставом-исполнителем срок должник требования исполнительного документа не исполнил, но уведомил, что им в министерство строительства Хабаровского края 21.03.2016 года направлена заявка № 1-07/3428 на приобретение (строительство) жилья для Волкова А.В.
Материалы исполнительного производства подтверждают, что судебный пристав-исполнитель неоднократно направлял в адрес МЖКХ Хабаровского края требования об исполнении судебного акта и устанавливал для этого новый срок.
Должник уведомлял судебного пристава-исполнителя о действиях, совершаемых им для исполнения требований судебного акта. В период с 2005 года по 12.01.2022 года в Хабаровском крае обеспечено квартирами по договорам найма специализированного жилого помещения 2716 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По инициативе Правительства Хабаровского края в Закон Хабаровского края «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения, которые позволяют выплачивать лицам, достигшим возраста 25 лет и не обеспеченных жильем, денежную компенсацию для приобретения жилья.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 19.05.2016 года с МЖКХ Хабаровского края взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 14.07.2016 года министерство ЖКХ Хабаровского края освобождено от взыскания исполнительского сбора.
Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 27.05.2016 года МЖКХ Хабаровского края предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 04.02.2016 года сроком до 31.12.2016 года.
Постановлениями от 23.12.2020 года и от 17.12.2021 года должник привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ (неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора).
Судебное решение должник исполнил, приняв 17.12.2021 года распоряжение № 1942-р о предоставлении Волкову А.В. благоустроенное жилое помещение государственного жилищного фонда Хабаровского края общей площадью 30 кв.м. по адресу: г. Хабаровск, ул. Краснореченская, д.100, кв.13. На основании распоряжения КГКУ «Государственный жилищный фонд Хабаровского края» 23.12.2021 года заключило с Волковым А.В. договор найма специализированного жилого помещения № 231-сп, квартира передана нанимателю по акту передачи 23.12.2021 года. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 18.01.2022 года исполнительное производство № 3989/16/27027-ИП окончено фактическим исполнением судебного акта.
Определяя общую продолжительность исполнения решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 04.02.2016 года о предоставлении гражданину жилого помещения специализированного жилого фонда Хабаровского края, суд учитывает, что для исполнения этого судебного акта не требуется обязательной выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства. Со дня, следующего за датой вступления решения суда в законную силу (12.03.2016 года), и до 17.12.2021 года (дня окончания исполнения судебного акта), продолжительность исполнения судебного акта составляет 5 лет 07 месяцев 07 дней.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 29.03.2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» указал, что при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности судопроизводства по делу и исполнения судебного акта (пункт 40).
Дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд считает, что принимаемые государственными исполнительными органами Хабаровского края, - министерством строительства, министерством имущественных отношений и министерством жилищно-коммунального хозяйства, меры позволили существенно сократить число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ожидающих получение жилья специализированного жилищного фонда.
Учитывая предмет и степень сложности исполнения решения суда, комплекс мер, принятых органом, на который возложена обязанность по исполнению судебного акта, и причины, по которым решение суда исполнялось более пяти лет, суд считает, что действия должника нельзя признать достаточными и эффективными, а общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Все это дает суду основание для присуждения административному истцу компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумные сроки.
Установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства не дают оснований для вывода о нарушении органом, на который возложена обязанность по исполнению судебного акта – службу судебных приставов, права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Статьей 2 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» установлено, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме. При этом размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Пунктом 1 Постановления Верховного Суда РФ от 29.03.2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов.
Учитывая, какие действия приняты должником для исполнения решения суда, продолжительность срока его исполнения, наступившие для взыскателя неблагоприятные последствия, - необеспеченность жилым помещением, принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека, и исходя из принципа разумности и справедливости, суд полагает, что требуемая административным истцом сумма компенсации в размере 150 000 рублей, за период с 12.03.2016 года по 18.01.2022 года, является чрезмерной, и считает достаточным определить компенсацию в размере 110 000 рублей.
В силу пункта 4 статьи 4 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
Разрешая требования истца о взыскании судебных расходов, суд исходит из общего правила, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, с другой стороны присуждаются все понесенные по делу судебные расходы (часть 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами (часть 1 статьи 103, пункты 4, 6 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства РФ).
При подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок административный истец – физическое лицо, обязан уплатить государственную пошлину в размере 300 рублей (статьи 126, 252 Кодекса административного судопроизводства РФ, статья 333.16, пункт 2 части 1 статьи 333.17, пункт 1 части 1 статьи 333.18, пункт 15 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ).
Волков А.В. уплатил государственную пошлину в размере 300 рублей, что подтверждается платежным поручением № 40357301 от 09.02.2022 года (исполнено ПАО «Сбербанк России».)
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (статья 112 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле (пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).
Министерство финансов Хабаровского края заявило о чрезмерности заявленных к возмещению расходов на оплату услуг представителя, ссылаясь на информацию о средней стоимости юридических услуг, размещенную на интернет-сайтах юридических компаний, находящихся в городе Хабаровске и оказывающие юридические услуги.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 21.01.2016 года № 1, разъяснил, что в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер (пункт 11).
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 года № 454-О, от 20.10.2005 года № 355-О).
Волков А.В. 15.01.2022 года заключил соглашение об оказании юридической помощи с адвокатом Ериной Е.Р. (некоммерческая организация коллегии адвокатов «Хабаровский краевой юридический центр»). Исполнитель принял на себя обязательство оказать заказчику за плату юридические услуги: -провести личные и посредством телефонной связи консультации по предмету соглашения, изучить обстоятельства предмета поручения; -подготовить и подать административное исковое заявление, оформить необходимые документы для подачи; -принять участие в судебных заседаниях, подготовить ходатайства, жалобы, возражения при необходимости; -обжаловать при необходимости решение суда первой инстанции; -подготовить документы для взыскания судебных расходов. Стоимость услуг определена в размере 40 000 рублей. В подтверждение оплаты по договору административным истцом предоставлена квитанция от 15.01.2022 года серия АА № 000012 на сумму 40 00 рублей.
Административное исковое заявление составлено адвокатом Ериной Е.Р., и подано в суд Волковым А.В.. Представитель принял участие в одном судебном заседании в суде первой инстанции (большее количество судебных заседаний по делу не назначалось и не проводилось). Необходимые для рассмотрения административного дела документы истребованы судом по своей инициативе.
Принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения административного дела обстоятельства, учитывая характер заявленных административным истцом требований, продолжительность необходимого для подготовки и составления административного искового заявления и приложеных к нему документов времени, степень сложности административного дела и продолжительность его рассмотрения в суде, объем фактически оказанных представителем услуг, а также сложившиеся в Хабаровском крае и в г. Хабаровске цены на аналогичные услуги (https://dfo.spr.ru/habarovsk/prices/predstavlenie-interesov-klienta-v-gosorganah/, www.codex27.com), руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд признает разумными расходы, понесенные истцом на оплату юридических услуг и услуг представителя в размере 10 000 рублей. Такой размер судебных расходов, определенных к возмещению, обеспечивает, по мнению суда, баланс процессуальных прав и обязанностей сторон, и отвечает требованиям соразмерности. Заявленная Волковым А.В. к возмещению сумма 40 000 рублей является чрезмерно завышенной.
В соответствие с пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
Согласно Положению о МЖКХ Хабаровского края, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 06.05.2006 года № 69-пр, министерство является органом исполнительной власти Хабаровского края. Финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств краевого бюджета, которые предусмотрены на содержание органов исполнительной власти края.
Хабаровский край имеет собственный бюджет. Органы государственной власти края обеспечивают соблюдение принципов бюджетной системы Российской Федерации и требований, установленных федеральным и краевым законодательством к регулированию бюджетных правоотношений. Формирование, утверждение, исполнение краевого бюджета, контроль за его исполнением осуществляются органами государственной власти края самостоятельно в соответствии с федеральным и краевым законодательством (статья 65 Устава Хабаровского края).
В Положении о министерстве финансов Хабаровского края, утвержденном постановлением Правительства Хабаровского края от 11.07.2018 года № 255-пр, указано, что Министерство обладает правами юридического лица. Основными его задачами являются: организация исполнения краевого бюджета, составление бюджетной отчетности об исполнении краевого бюджета и консолидированного бюджета края. Министерство организует исполнение краевого бюджета и ведет учет операций по его исполнению.
Из изложенного следует, что решение суда по данному делу подлежит исполнению министерством финансов Хабаровского края за счет средств бюджета Хабаровского края.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим полномочия по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства (постановление Правительства Хабаровского края от 06.05.2006 года № 69-пр «Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края»). Поэтому, с учетом положений пункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», на это министерство не может быть возложена обязанность по выплате компенсации за длительное неисполнение судебного акта, поэтому оно является ненадлежащим ответчиком по административному делу.
Позиция административного ответчика о том, что Волков А.В. ежемесячно из бюджета Хабаровского края получал денежную компенсацию за длительное не предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилья (за длительное неисполнение судебного акта), по мнению суда не заслуживает внимания.
Согласно положениям Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов.
Выплачиваемая Волкову А.В. денежная компенсация за наем жилья возмещает материальные расходы, которые административный истец был вынужден нести в связи с не предоставлением жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, на получение которого он имел право.
Разрешая вопрос о возмещении расходов на оплату почтовых услуг, суд исходит из того, что почтовые расходы относятся к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, и подлежат возмещению, если они связанные с рассмотрением административного дела (часть 1 статьи 103, пункты 4, 6 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Волков А.В. предоставил квитанции на общую сумму 304,88 рубля (2*152,44 рубля), в которых указано, что в адрес министерства финансов Хабаровского края и министерства ЖКХ Хабаровского края он направил копии административного искового заявления с приложенными документами в письмах с объявленной ценностью.
Положения частей 1 и 2 статьи 252, частей 1, 8 и 9 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства РФ не возлагают на административного истца, обращающегося с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок обязанность предоставить с административным исковым заявлением и его копии по числу лиц, участвующих в деле. Также на такого заявителя не возложена обязанность направлять копии административного искового заявления лицам, участвующим в деле, самостоятельно.
Учитывая, что почтовые расходы понесены административным истцом добровольно (по собственной инициативе), требования к административному ответчику министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предъявлены необоснованно, суд не находит оснований для удовлетворения требований Волкова А.В. о возмещении почтовых расходов в размере 304,88 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования Волкова А.В. к министерству финансов Хабаровского края удовлетворить частично.
Присудить Волкову А.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок 110 000 (сто десять тысяч) рублей.
Взыскать в пользу Волкова А.В. судебные расходы 10 000 (десять тысяч) рублей.
Решение подлежит исполнению министерством финансов Хабаровского края за счет средств бюджета Хабаровского края.
В удовлетворении остальных административных исковых требований, предъявленных к министерству финансов Хабаровского края, Волкову А.В. отказать.
В удовлетворении административных исковых требований, предъявленных к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Волкову А.В. отказать.
Решение суда в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.
Судья краевого суда