Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3120/2023 ~ М-2737/2023 от 07.08.2023

Дело № 2а-3120/2023 64RS0004-01-2023-003301-39

Решение

именем Российской Федерации

16 октября 2023 года город Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Курцевой И.А.,

при секретаре судебного заседания Ермаковой К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Плющева В. В.ича к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании незаконным решения, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,

установил:

Плющев В.В. обратился в суд с административным иском к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее – администрация БМР), в котором просит признать незаконным отказ в выдаче разрешения на использование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, выраженный в письме от 22 июня 2023 года № 01-28/2776, возложить обязанность устранить указанное нарушение путем выдачи в десятидневный срок с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, взыскать с административного ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В обоснование требований указано, что 25 мая 2023 года административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка, площадью 147 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в муниципальной собственности, без предоставления в собственность и установлением сервитута, сроком на 10 лет, для размещения пункта приема вторичного сырья. Письмом от 22 июня 2023 года № 01-28/2776 отказано в выдаче такого разрешения со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160, которое запрещает складирование и размещение любых материалов в пределах зон объектов энергосетевого хозяйства. Между тем административный истец при осуществлении планируемой деятельности не имеет намерения осуществлять складировании и хранение вторичного сырья на испрашиваемом земельном участке, только осуществление приема вторичного сырья, а именно визуальное определение лицом, осуществляющим приемку вторичного сырья, его вида, типа, класса, иных необходимых характеристик, определение веса сдаваемого вторсырья; упаковка для последующей транспортировки вторсырья к месту его хранения, складирования, сортировки и переработки. В силу чего решение административного ответчика является незаконным, нарушает права, законные интересы административного истца.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МУП «Балаковоэлектротранс» и Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации БМР (далее – Комитет) (л.д. 55 оборот).

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, представители административного истца, заинтересованных лиц Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации БМР, МУП «Балаковоэлектротранс» просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 66-68, 100, 109).

Ранее в судебном заседании административный истец и его представитель поддержали заявленные требования по вышеуказанным основаниям, дополнительно пояснили, что на испрашиваемом земельном участке не будет возводиться никаких строений, земельный участок необходим для будущей деятельности по работе пункта приема вторичного сырья. На испрашиваемом земельном участке будет находиться рабочее место оператора, три контейнера для приема пластика, стекла, бумаги, картона, иного вторичного сырья, весы. Вторсырье на участке будет находиться максимум сутки, после сортировки и упаковки вторсырье будет перевозиться на базу. К испрашиваемому участку имеется дорога, по которой будет привозиться вторсырье, выгружаться на весы, после чего вторсырье будет складироваться в контейнеры и вывозиться ежесуточно.

Представитель административного представил письменные возражения (л.д. 18-19), в которых просил отказать в удовлетворении требований по следующим основаниям. Планируемая деятельность подразумевает накопление вторичного сырья, то есть фактически отходов производства и потребления, срок размещения – одни сутки – не имеет юридического значения. Испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне энергосетевого хозяйства (проходит воздушная энергосеть МУП «Балаковоэлектротранс»), что следует из анализа карты градостроительного зонирования и Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Балаково, в силу чего на нем не допускается как размещение и накопление отходов, так и размещение пункта приема вторсырья. Указанный земельный участок находится на праве хозяйственного ведения МУП «Балаковоэлектротранса». Надлежащим ответчиком по делу является именно Комитет как орган, осуществляющий полномочия собственника муниципального имущества.

Представитель Комитета также представил письменные возражения (л.д. 66-68), в которых просил отказать в удовлетворении требований, указав, что испрашиваемый земельный участок входит в состав территориальной зоны ИТ3 (основные городские магистрали и инженерные коммуникации), в основные и вспомогательные виды разрешенного использования территориальной зоны ИТ3 не входит размещение пунктов приема вторичного сырья, на территории спорного земельного участка проходит сооружение городского электрического транспорта – контактная сеть электроснабжения 6 кВ (кадастровый ), находящееся в хозяйственном ведении МУП «Балаковоэлектротранс». Кроме того, Плющевым В.В. в заявлении указан срок предоставления земельного участка, превышающий максимально возможный срок 5 лет.

В письменных возражениях представитель МУП «Балаковоэлектротранс» считал, что административные исковые требовании не подлежат удовлетворению (л.д. 78) указав, что по территории спорного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, располагается два высоковольтных кабеля 10 кВ сечением 3x95 мм2, 4 кабеля низковольтные напряжением 600В, а также кабель ААБ-2к сечением 800 мм2 для питания двух секций контактной сети. На территории земельного участка с кадастровым номером . расположенного по адресу: <адрес> располагается тяговая подстанция (ТП-1.8), от которой запитан диспетчерский пункт на конечной остановке троллейбусов в 7 микрорайоне. Все вышеуказанные объекты электроэнергетики находятся в рабочем состоянии под напряжением. В соответствии с пунктом 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года. № 160, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства. В соответствии с пунктом 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160, границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (сетевая организация). В соответствии с требованиями к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (приложение к Правилам), охранная зона устанавливается вокруг пространства (на высоту, соответствующую высоте наивысшей точки подстанции), ограниченной вертикальными плоскостями, отстоящими от всех сторон ограждения подстанции по периметру на расстоянии, указанном в подпункте «а» приложения к Правилам, применительно к высшему классу напряжения подстанции. 10 метров. Согласно Постановлению администрации БМР № 2269 от 17 июля 2020 года «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения» за МУП «Балаковоэлектротранс» закреплено 111 опор, секции 7-6, протяженностью 3774 м по адресу: город Балаково, р-н автодороги «г.Балаково-АЭС», от ТП-1.8 до ТП-1.6.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Руководствуясь частью 6 статьи 226 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых не признана судом обязательной.

Суд, исследовав письменные доказательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 и 7 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа (пункт 2 статьи 39.33 ЗК РФ).

В пункте 3 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), определяются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).

В соответствии с пунктом 22 указанного Перечня к числу объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов относятся пункты приема вторичного сырья, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

В соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ, статьей 2 Закона Саратовской области «О земле» Правительством Саратовской области утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов согласно приложению (постановление Правительства Саратовской области от 27 мая 2015 года № 79-П).

На основании пункта 9 Положения от 27 февраля 2015 года № 79-П решение об отказе в использовании земель или земельного участка принимается в случае если:а)    заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3-5 настоящего Положения;

б)    в заявлении указаны предполагаемые к размещению Объекты (Объект), не предусмотренные перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300 (далее — Перечень);

в)    в заявлении указана цель использования земель или земельного участка, не соответствующая назначению Объектов (Объекта);

г)    размещение Объектов (Объекта) приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;

д)    размещаемые Объекты (Объект) не соответствуют утвержденным документам территориального планирования соответствующего муниципального образования области;

е)    в отношении испрашиваемых к использованию земли или земельного участка имеется ранее поступившее заявление от другого лица, отвечающее требованиям, предъявляемым к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам, за исключением случаев подачи заявления о размещении объектов, право размещения которых приобретается на торгах, в соответствии с частью шестой пункта 13 настоящего Положения;

ж)    земельный участок, на использование которого испрашивается решение, предоставлен физическому или юридическому лицу либо в отношении земельного участка или земель принято решение об использовании;

з)    опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка, на котором планируется размещение объекта, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка.

Таким образом, размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута не является произвольным.

В соответствии с частью 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Комитете, утвержденного Решением Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области №3/5-67 от 21 декабря 2016 года. Комитет является отраслевым (функциональным) органом администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, уполномоченным осуществлять права собственника имущества Балаковского муниципального, района и права собственника имущества муниципального образования город Балаково.

В соответствии с частью 1 пункта 2.1 Положения о комитете, одной из основных задач Комитета является обеспечение экономически эффективного управления, распоряжения муниципальным имуществом Балаковского муниципального района и муниципального образования город Балаково, а также рационального использования государственной (до разграничения) и муниципальной земли в пределах полномочий, определенных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

В судебном заседании установлено, что 25 мая 2023 года Плющев В.В. обратился в администрацию БМР с заявлением, в котором просил выдать разрешение на использование земельного участка площадью 147 кв.м, расположенного относительно адресных ориентиров: Саратовская область, город Балаково, улица Саратовское шоссе, з/у 112А, на срок десять лет, цель использования - размещение пункта приема вторичного сырья (л.д. 9, 35).

Письмом от 22 июня 2023 года № 01-28/2776 отказано в выдаче такого разрешения со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160, которое запрещает складирование и размещение любых материалов в пределах зон объектов энергосетевого хозяйства (л.д. 8).

При рассмотрении указанного заявления Комитетом было установлено, что в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования город Балаково Балаковского района, утвержденных решением Совета муниципального образования город Балаково от 23 сентября 2011 года № 311 (с изменениями) испрашиваемый земельный участок входит в состав территориальной зоны ИТЗ (основные городские магистрали и инженерные коммуникации) (л.д. 63, 64).

В основные и вспомогательные виды разрешенного использования территориальной зоны ИТЗ не входит размещение пунктов приема вторичного сырья.

Согласно пунктам 3.5 и 3.26 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, к вторичному сырью относится материальные ресурсы, для которых имеется реальная возможность и целесообразность в народном хозяйстве.

Процессы обращения с отходами включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичную обработку (сортировку, дегидрацию, нейтрализацию, прессование, тарирование и др.), транспортировку, вторичную переработку (обезвреживание, модификацию, утилизацию, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание.

На территории спорного земельного участка проходит сооружение городского электрического транспорта — контактная сеть электроснабжения 6 кВ (кадастровый номер 64:00:000000:1324), находящееся в хозяйственном ведении МУП «Балаковоэлектротранс», а именно: два высоковольтных кабеля 10 кВ сечением 3x95 мм2, 4 кабеля низковольтные напряжением 600В. а также кабель ААБ-2к сечением 800 мм2 для питания двух секций контактной сети.

На территории земельного участка с кадастровым номером 64:40:020104:3618, расположенного по адресу: Саратовская область, город Балаково, улица Саратовское шоссе, 7 микрорайон, площадью 177 кв.м, располагается тяговая подстанция (ТП-1.8). от которой запитан диспетчерский пункт на конечной остановке троллейбусов в 7 микрорайоне (л.д. 79-80, 81-82, 82 оборот-84, 85, 86-89, 90-91).

Согласно пункту 2 статьи 89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.

В силу пункта 2 указанных Правил в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.

В соответствии с пунктом 6 Правил границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (сетевая организация). В соответствии с требованиями к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (приложение к Правилам), охранная зона устанавливается вокруг пространства (на высоту, соответствующую высоте наивысшей точки подстанции), ограниченной вертикальными плоскостями, отстоящими от всех сторон ограждения подстанции по периметру на расстоянии, указанном в подпункте «а» приложения к Правилам, применительно к высшему классу напряжения подстанции,- 10 метров.

В соответствии с пунктом 8 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.

Подпунктом "а" пункта 9 Правил установлен запрет на складирование или размещение любых хранилищ в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства, напряжением свыше 1000 вольт.

Таким образом, использование спорного земельного участка под размещение пунктов приема вторичного сырья в охранной зоне линии электропередач напряжением 6кВ прямо запрещено нормами действующего законодательства.

Кроме того, Плющевым В.В. в заявлении указан срок, превышающий максимальный срок, установленный абзацем 2 пункта 14 постановления Правительства Саратовской области от 27 февраля 2015 года № 79-П «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», согласно которому решение на использование земель или земельного участка для размещения Объектов выдается на срок, указанный в заявлении заинтересованного лица, но не более чем пять лет для Объектов, указанных в пункте 22 (Пункты приема вторичного сырья, для размещения которых не требуется разрешения на строительство) Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300.

По смыслу указанных норм предоставление права на размещение на земельном участке соответствующих объектов имеет временный характер, обусловлено спецификой размещаемых объектов, поэтому не предусматривают предоставления права пользования земельным участком на более длительный срок.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Поскольку оспариваемый отказ соответствует нормам вышеприведенного законодательства, судом не установлено нарушение прав и законных интересов административного истца, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных административных требований как в части признания незаконным оспариваемого отказа и возложении обязанности предоставить разрешение на выдачу испрашиваемого земельного участка, так и взыскания судебных расходов по уплате государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного иска Плющева В. В.ича к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании незаконным решения, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений.

В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области.

Судья И.А. Курцева

    В окончательной форме решение изготовлено 30 октября 2023 года.

Судья И.А. Курцева

    

2а-3120/2023 ~ М-2737/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Плющев Владимир Владимирович
Ответчики
администрация Балаковского муниципального района Саратовской области
Другие
МУП "Балаковоэлектротранс"
Киселева Людмила Ивановна
комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации БМР Саратовской области
Коротков Юрий Владимирович
Заместитель главы администрации БМР Балуков Александр Валентинович
Суд
Балаковский районный суд Саратовской области
Судья
Курцева Ирина Александровна
Дело на сайте суда
balakovsky--sar.sudrf.ru
07.08.2023Регистрация административного искового заявления
07.08.2023Передача материалов судье
10.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
10.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2023Судебное заседание
19.09.2023Судебное заседание
03.10.2023Судебное заседание
16.10.2023Судебное заседание
30.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее