Дело №2а-274/2023
УИД 46RS0021-01-2023-000229-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Кшенский 15 сентября 2023 г.
Советский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Стрельцова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мазаловой Г.В.,
с участием помощника прокурора Советского района Курской области Казаковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района Курской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Михайлоанненский сельсовет» Советского района Курской области о понуждении разработать и принять муниципальную программу в сфере использования и охраны земель,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района Курской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском, к администрации муниципального образования «Михайлоанненский сельсовет» Советского района Курской области, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии муниципальной программы в сфере использования и охраны земель, и обязать его в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять муниципальную программу в сфере использования и охраны земель.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что и администрацией муниципального образования «Михайлоанненский сельсовет» Советского района Курской области нарушаются требования действующего земельного законодательства, а также законодательства в сфере охраны земель, так как в ходе проведенной прокуратурой Советского района Курской области проверки выявлено, что в муниципальном образовании отсутствует муниципальная программа в сфере использования и охраны земель на территории муниципального образования.
Отсутствие указанной муниципальной программы не обеспечивает должных мер по сохранению в границах муниципального образования земель, как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района Курской области Казакова Н.Ю. административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика муниципального образования ««Михайлоанненский сельсовет» Советского района Курской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
Выслушав представителя административного истца, и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ, защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 39 и частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктами 2, 3, 11 статьи 1 Земельного кодекса РФ данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: - приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; - приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат; - сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно пункту 1 статьи 3 ЗК РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
В соответствии с положениями статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе разработка и реализация местных программ использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
На основании статьи 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Пунктами 1 и 2 статьи 13 ЗК РФ предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Частью 1 ст. 79 ЗК РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
При этом правовое регулирование земельных отношений не является исключительной прерогативой органов государственной власти, поскольку согласно пункта 4 статьи 2 Земельного кодекса РФ на основании и во исполнение Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В силу части 1 статьи 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно части 1 статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления осуществляется в рамках полномочий, закрепленных за ними в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Земельном кодексе Российской Федерации.
Согласно пункта 9 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды отнесена к вопросам местного значения муниципального района.
В силу положений части 4 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Решения Представительного Собрания Советского района Курской области от 19.06.2023 №365 «О внесении изменений в решение Представительного Собрания Советского района Курской области от 21.12.2022 гола № 314 «О передаче части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального района «Советский район» Курской области муниципальным образованиям Советского района» полномочия по организации мероприятий межпоселенческбго характера по охране окружающей среды переданы в ведение сельских советов Советского района.
В силу вышеуказанных требований законодательства на органы местного самоуправления возложена обязанность по разработке и реализации местных программ использования и охраны земель, как особого объекта права.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной проверки прокуратурой Советского района установлено отсутствие в муниципальном образовании ««Михайлоанненский сельсовет» Советского района муниципальной программы в сфере использования и охраны земель.
Отсутствие указанной муниципальной программы не обеспечивает должных мер по сохранению в границах муниципального образования земель, как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, и свидетельствует о ненадлежащем исполнении возложенных на административного ответчика обязанностей в области использования и охраны земель.
На основании изложенного, суд находит заявленные прокурором Советского района Курской области административные требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Согласно положений пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в частности: указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, и на срок устранения таких нарушений
Срок 2 месяца, который просит установить прокурор для исполнения решения, суд считает достаточным для устранения в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод неопределенного круга лиц.
Разрешая вопрос о понесенных сторонами процессуальных издержках суд учитывает, что в силу пунктов 9 и 19 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор Советского района и Администрация муниципального образования «Михайлоанненский сельсовет» Советского района» освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Советского района Курской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Михайлоанненский сельсовет» Советского района Курской области, выразившееся в непринятии муниципальной программы в сфере использования и охраны земель.
Обязать администрацию муниципального образования «Михайлоанненский сельсовет» Советского района Курской области течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять муниципальную программу в сфере использования и охраны земель.
Возложить на администрацию муниципального образования «Михайлоанненский сельсовет» Советского района Курской области обязанность в течение месяца со дня исполнения решения суда сообщить об этом в Советский районный суд Курской области и прокурору Советского района Курской области.
Стороны могут ознакомиться с мотивированным решением, которое будет изготовлено 22.09.2023 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Советский районный суд Курской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий А.Н. Стрельцов