производство № 2а-1350/2023
УИД 67RS0003-01-2023-000781-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июня 2023 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
В составе:
председательствующего судьи Волковой О.А,
при помощнике судьи Кадыровой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области к Ковалеву Александру Александровичу о взыскании налога и пени,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области (далее – УФНС России по Смоленской области), уточнив требования, обратилось в суд с административным иском к Ковалеву А.А. о взыскании налога и пени, указав в обоснование заявленных требований, что административный ответчик в 2019-2020 годах обладал правом собственности на следующее недвижимое имущество: два иных строения, помещения и сооружения, расположенных по адресу: <адрес> по адресу: <адрес>-А; <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>-А; жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>; гараж №, расположенный по адресу: <адрес>. В связи с этим, Ковалев А.А. признавался плательщиком налога на имущество физических лиц, который не уплачен, в связи с чем, выставлены требования об уплате налога, оставленные последним без исполнения, и в дальнейшем начислены пени. Кроме того, в 2019-2020 годах административный ответчик являлся владельцем следующих земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> (два участка); <адрес>; <адрес>; <адрес>, в связи с чем, признавался плательщиком земельного налога, который также не уплачен, выставлены требования, после не исполнения которых начислены пени. В связи с неисполнением требований административный истец обращался с заявлением о вынесении судебного приказа, который 06.07.2022 был вынесен мировым судьей судебного участка № 11 в г. Смоленске и в последующем отменен 21.12.2022. Просит суд взыскать с Ковалева А.А.:
- задолженность по налогу на имущество: 16239,35 руб. – налог за 2019-2020 гг., 420,17 руб. - пени за 2019-20 гг.;
- задолженность по земельному налогу: 281 руб. – налог за 2019-2020 гг.
В судебном заседании представитель УФНС России по Смоленской области Байкова Т.В., действующая на основании доверенности, уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что хотя и в иске указано о наличии в собственности административного ответчика нежилого помещения с кадастровым номером 67:27:0014549:102, требование о взыскании налога по нему административным истцом не заявлено.
Административный ответчик Ковалев А.А. в судебное заседание не явился, по неизвестным суду причинам, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, сведений об уважительности причин неявки суду не представил.
Представитель заинтересованного лица филиала ППК «Роскадастр» по Смоленской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, оставили разрешение спора на усмотрение суда.
При таких обстоятельствах, суд на основании ст.ст. 150, ч. 2 ст. 289 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 НК РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19); эта обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44); обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус")) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машиноместо; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение. Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (п.1 ст.2 указанного Закона).
В силу п. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом (за исключением случаев, указанных в п. 3 указанной статьи), определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Земельный налог относится к местным налогам и сборам и регламентирован главой 31 НК РФ.
В силу ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании п. 1 ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 393 НК РФ, налоговый период по земельному налогу установлен как календарный год.
Согласно ст. 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налоговые органы как следует из пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Положениями п. 1 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3 статьи 75).
Из представленных материалов следует, что Ковалев А.А. в 2019-2020 гг. являлся собственником объектов недвижимости – жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №. В 2020 г. собственником объектов недвижимости - иного строения, помещения и сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №; иного строения, помещения и сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №; квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №; гаража, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <адрес>.
Налогоплательщику был начислен налог за 2019-2020 гг., который в установленный законом срок уплачен не был, в связи с чем, были направлены требования об уплате налога от 17.06.2021 № 37883 (л.д. 17), от 15.12.2021 № 93671 (л.д. 18), от 19.12.2021 № 103069 (л.д. 19).
В добровольном порядке указанные требования административным ответчиком не исполнены, за что административным истцом начислены пени за 2019 и 2020 гг.
Вместе с тем, как следует из представленных филиалом ППК «Роскадастр» по Смоленской области сведений из ЕГРН, за административным ответчиков в 2020 г. в собственности числилось следующее имущество: жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №; 1/2 доля в праве общей долевой собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №; помещение общественного назначения, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №
Ковалев А.А. в 2019-2020 гг. являлся владельцем земельных участков, расположенных по следующих адресам: <адрес> - два участка с кадастровыми номерами № и №; <адрес>, с кадастровым номером №; <адрес>, с кадастровым номером №; <адрес> с кадастровым номером №, что подтверждается сведениями ЕГРН, представленными филиалом ППК «Роскадастр» по Смоленской области.
Налогоплательщику был начислен земельный налог за 2019-2020 гг. в размере 562 руб., который в установленный законом срок уплачен не был, в связи с чем, были направлены требования об уплате налога от 17.06.2021 № 37883 (л.д. 17), от 15.12.2021 № 93671 (л.д. 18), от 19.12.2021 № 103069 (л.д. 19). В добровольном порядке указанные требования административным ответчиком не исполнены.
Вместе с тем, как указано в уточненном исковом заявлении, на 13.04.2023 у Ковалева А.А. изменилась сумма задолженности в сторону уменьшения, которая составила 281 руб. – задолженность по налогу.
06.07.2022 мировым судьей судебного участка № 11 в г. Смоленске вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на имущество и земельному налогу, однако определением судьи указанный приказ был отменен 21.12.2022 (л.д. 11-12).
С настоящим исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 16.02.2023.
Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.
Статьей 70 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Частью 2 ст. 48 НК РФ закреплено, что заявление подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (абз. 2 п. 2).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
При таких обстоятельствах, суд находит, что срок на обращение в суд с требованием о взыскании недоимки и пени административным истцом соблюден.
Административный истец, заявляя требования о взыскании налога на имущество и пени, указывает, что в настоящий момент у административного ответчика имеется задолженность по налогу в размере 16 239,35 руб. и 420,17 руб. задолженности по пени, а также задолженность по земельному налогу в размере 281 руб.
Вместе с тем, разрешая требования административного истца о взыскании указанного размера задолженности с административного ответчика, суд исходит из того, что представленными филиалом ППК «Роскадастр» по Смоленской области сведениями ЕГРН, не подтверждается право собственности Ковалева А.А. на следующие объекты недвижимости – <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, а также гараж №, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, в силу чего обязанность по уплате налога за указанное имущество на административного ответчика возложена быть не может.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих исполнение обязанности по уплате недоимки по налогам и отсутствия задолженности, а также им не оспорен размер задолженности и правильность его исчисления, суд полагает требования административного истца подлежащими частичному удовлетворению, с взиманием с административного ответчика задолженности по налогу на имущество в размере 13424 руб., пени в размере 404,57 руб., а также 281 руб. задолженности по земельному налогу.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░ №) ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░: 13424 ░░░. – ░░░░░, 404,57 ░░░. – ░░░░; ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░: 281 ░░░. – ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░ №) ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 564,38 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░