Дело №2а-525/2024
45RS0009-01-2024-000618-69
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Куртамышский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Дзюба Н.Д.,
при секретаре Колупаевой С.В.,
с участием административного истца помощника прокурора Куртамышского района Курганской области Переваловой Н.В.,
представителя административного ответчика Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области Анциферовой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Куртамыше 04 июля 2024 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Куртамышского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности оборудовать места накопления твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Куртамышского района Курганской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области о возложении оборудовать места накопления твердых коммунальных отходов на земельном участке, занятым общественным кладбищем. В обоснование иска указывает, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства, а также законодательства о погребении и похоронном деле в Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области. В ходе проверки установлено, что в населенном пункте д. Коминтерн Куртамышского муниципального округа, Курганской области имеется земельный участок с кадастровым номером №, на котором размещено общественное кладбище (места захоронения). Согласно законодательству Российской Федерации организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. В соответствии с п.23 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В соответствии с нормами СанПиН, Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Контейнерные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Ответчиком не принимается мер к оборудованию кладбища контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов.
Считает, что бездействие Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию мест захоронения контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов в д. Коминтерн Куртамышского муниципального округа Курганской области является незаконным, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Просит признать незаконным бездействие Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, на общественном кладбище, расположенном в д. Коминтерн Куртамышского муниципального округа Курганской области с кадастровым номером №, в соответствии с СанПиН 2.1.368-21.
Обязать Администрацию Куртамышского муниципального округа Курганской области обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, на общественном кладбище, расположенном в д. Коминтерн Куртамышского муниципального округа Курганской области с кадастровым номером №, в соответствии с СанПиН 2.1.368-21, в срок до 01.06.2025.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Куртамышского района Курганской области Перевалова Н.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области Анциферова Г.В. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курганской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Заслушав административного истца, административного ответчика, изучив представленные документы и доказательства, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 –ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», п.2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» к вопросам местного значения муниципального округа относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
На основании п.1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения, урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относится к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона № 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. Согласно ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п.1).
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Конституцией РФ, а также статьей 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ч.1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Положениями ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с п. 65 санитарных правил, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с п.3 СанПиН 2.1.3684-21.
Исходя из п.3 СанПиН 2.1.3684-21 контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от мусоросборников (контейнеров, бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Материалами дела установлено, что в соответствии Порядком деятельности кладбищ на территории Куртамышского муниципального округа Курганской области», утвержденным решением Думы Куртамышского муниципального округа Курганской области от 25.04.2024 № 24 общественные кладбища находятся в ведении Администрации Куртамышского муниципального округа. Работы по содержанию, благоустройству и реконструкции общественных кладбищ осуществляет Администрация Куртамышского муниципального округа Курганской области.
Согласно п.6 указанного Порядка на территории Куртамышского муниципального округа Курганской области располагается 50 общественных кладбищ, в том числе кладбище в д. Коминтерн.
В ходе проведения проверки прокуратурой Куртамышского района Курганской области выявлено, что земельный участок с кадастровым №, занятый общественным кладбищем, расположенный в д. Коминтерн Куртамышского муниципального округа Курганской области не оборудован местами (площадками) накопления твердых коммунальных отходов, о чем составлен рапорт от 30.05.2024.
Администрацией Куртамышского муниципального округа выявленные нарушения не устранены.
Невыполнение органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера влечет нарушение прав на получение установленных законом гарантий погребения умерших, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, и создают угрозу для надлежащей сохранности вышеуказанного объекта.
Таким образом, суд приходит к выводу, что бездействие Администрации Куртамышского муниципального округа, выразившееся в непринятии мер по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на кладбище, расположенном в д. Коминтерн Куртамышского муниципального округа Курганской области, является незаконным.
С учетом вышеизложенного суд полагает, что имеются основания для удовлетворения административного искового заявления прокурора Куртамышского района Курганской области в полном объеме.
Указанный административным истцом срок исполнения судебного акта является разумным и объективно позволяет административному ответчику исполнить решение суда при совершении необходимых своевременных и разумных действий по его исполнению.
Руководствуясь ст.ст.175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Куртамышского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обустроить места накопления твердых коммунальных отходов, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области, выразившееся в непринятии мер по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на общественном кладбище, расположенном в д.Коминтерн Куртамышского муниципального округа Курганской области, с кадастровым номером №, в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21.
Обязать Администрацию Куртамышского муниципального округа Курганской области в срок до 01.06.2025 обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на общественном кладбище, расположенном в д.Коминтерн Куртамышского муниципального округа Курганской области, с кадастровым номером №, в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Куртамышский районный суд Курганской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 05.07.2024.
Судья Дзюба Н.Д.