Дело № 2а-982/2023
44RS0005-01-2023-001149-55
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 декабря 2023 года г. Буй Костромской обл.
Буйский районный суд Костромской области в составе:
судьи Серовой Н.И.,
при секретаре Ясневой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Степанова Ивана Алексеевича к Призывной комиссии города Буя, Буйского и Сусанинского районов, Военному комиссариату г. Буй, Буйского и Сусаниского района Костромской области о признании решения призывной комиссии о призыве на военную службу незаконным;
у с т а н о в и л:
Степанов И.А. обратился в Буйский районный суд Костромской области с заявлением к Призывной комиссии г. Буй, Буйского и Сусанинского районов Костромской области, Военному комиссариату г. Буй, Буйского, Сусаниского районов Костромской области о признании решения призывной комиссии города Буй, Буйского и Сусанинского районов о призыве на военную службу незаконным, мотивируя требования следующими обстоятельствами.
Степанов И.А. состоит на учете в военном комиссариате г. Буй, Буйского и Сусанинского района Костромской области.
В осенний призыв 2023 года призывной комиссией г. Буй, Буйского и Сусанинского районов Костромской области в отношении Степанова И.А. принято решение о призыве на военную службу.
С принятым решением Степанов И.А. не согласен, считает его незаконным, поскольку нарушаются его права и законные интересы на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а также в части призыва на военную службу, по следующим основаниям.
При прохождении медицинского освидетельствования врачами – специалистами и проведении призывной комиссии жалобы Административного истца на беспокойство и ощущение перебоев в работе сердца, ощущения сердцебиения, боли, дискомфорт в области сердца были проигнорированы. При наличии указанных обстоятельств административный истец должен быть освидетельствован в соответствии с п. «в» ст. 42 Расписание болезней, что предполагает установление категории годности «В», - ограниченно годен. Однако во время прохождения врачей- специалистов 02.10.2023 года Степанов М.А. не был освидетельствован по статьям Расписания болезней.
В результате ответчиками нарушено право Степанова И.А. на объективную оценку его состояния здоровья и установление категории годности, соответствующей состоянию здоровья. Призывной комиссией принято решение о призыве на военную службу без учета его жалоб на состояние здоровья.
На основании изложенного Степанов И.А. просит суд признать решение призывной комиссии г. Буй, Буйского и Сусанинского районов Костромской области о призыве на военную службу от 02.10.2023 года, незаконным.
Административный истец Степанов И.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил заявление с просьбой рассматривать дело в его отсутствие, просит административный иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика - призывной комиссии г. Буй, Буйского и Сусанинского районов Костромской области Смирнов А.В., председатель призывной комиссии в резерве, пояснял, что участвовал в комиссии по осеннему призыву 2023 года, и не помнит, чтобы кто-либо из призывников озвучивал жалобы подобные указанным в иске. Просил учесть, что если бы были озвучены жалобы на состояние здоровья, то призывника отправили бы на дообследование.
Представитель административного ответчика - военного комиссариата г. Буй, Буйского и Сусанинского района, Военный комиссар Романова А.В. с административным иском не согласна. Пояснила, что Порядок освидетельствования она не отслеживает, но к каждому призывнику индивидуальный подход. Романова А.В. всегда выясняет, есть ли жалобы, согласны ли с медицинским освидетельствованием, имеются ли претензии. Степанов И.А. каких-либо жалоб и претензий с момента постановки его на воинский учет не высказывал. Ему ранее предоставлялась отсрочка от армии по учебе в училище искусств г. Буя. Степанов И.А. мог бы пройти обследование в рамках призывной компании, если бы были жалобы. Сейчас в военкомате ведется журнал ознакомления с результатами медицинского освидетельствования и присвоением категории годности. В данном журнале Степанов И.А. собственноручно написан, что согласен и поставил свою подпись.
Суд, с учетом позиции административного истца, с учетом позиций представителей ответчиков, пояснений свидетелей, изучив представленные доказательства в их взаимосвязи, приходит к следующему.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с положениями ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее -орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 59 Конституции РФ установлено, что защита отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно ст.22 названного Закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом, на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В соответствии с п.п. «а» п.1 ст. 23 названного Закона от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно ч.1 ст.26 названного Закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности (п.1 ст.28 названного Закона).
Частью 2 ст.5.1 названного Закона установлено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Согласно п.5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 №663, призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (далее – Положение).
В соответствии с п. п. 3 и 4 Положения на военно-врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования, в том числе граждан, поступающих на приравненную службу, а также граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.
Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
В силу п.9 Положения военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Пунктом 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 №663, также предусмотрено, что призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте, призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Пунктом 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года №565, предусмотрено, что до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования:
флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм);
общий (клинический) анализ крови;
общий анализ мочи.
До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования:
электрокардиография в покое;
исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «B» и «C».
Таким образом, вышеприведенные требования нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру проведения медицинского освидетельствования граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, предусматривают предоставление таким гражданам возможности пройти вышеперечисленные диагностические исследования до их освидетельствования и до принятия решения призывной комиссией об их призыве на военную службу.
Граждане, заявившие о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, направляются на контрольное медицинское освидетельствование.
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574 (абзац пятый пункта 8).
Как усматривается из материалов дела, Степанов И.А., (дата) года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате г.о.г. Буй, Буйского, Сусанинского районов.
02.10.2023 в рамках весенней призывной кампании Степанов И.А. проходил медицинское освидетельствование, по результатам которого было вынесено итоговое заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию, о том, что административный истец годен к военной службе, категория А.
Решением призывной комиссии г.о.г. Буй Костромской области от 02.10.2023, с учетом результатов медицинского освидетельствования, принято решение о призыве Степанова И.А. на военную службу (л.д.36).
Согласно списку граждан, подлежащих вызову на мероприятия, связанные с призывом на военную службу в октябре – декабре 2023 года, под номером 25 числится Степанов Иван Алексеевич, (дата) года рождения, которому 02.10.2023 года присвоена категория годности к военной службе –А, в последней графе имеется собственноручная подпись Степанова И.А. и собственноручно написанное слово «Согласен». (л.д. 47 оборот).
Исходя из положений, содержащихся в ч.2 ст.25, ч.6 ст.61 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», заключение о годности граждан к военной службе дают соответствующие врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования; при несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 №574.
Пунктами 7 и 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы. С таким заявлением административный истец Степанов И.А. не обращался, несмотря на неоднократное разъяснение при рассмотрении дела.
В ходе рассмотрения дела опрошены свидетели.
Свидетель (ФИО) пояснила, что является начальником отделения подготовки граждан к призыву на военную службу военного комиссариата города Буй, Буйского и Сусанинского районов Костромской области. Степанов И.А. на осенней 2023 года призывной комиссии никаких жалоб не предъявлял. По итогам прохождения медицинской комиссии, призывники выходят на заседание призывной комиссии, где им задают вопросы, имеются ли жалобы, какие пожелания, есть ли вопросы, изучается личное дело. Степанов И.А. никаких жалоб не озвучил. Никаких претензий к службе в Армии Степанов И.А. не высказывал. Ему были подобраны элитные войска РФ. Когда на призывной комиссии призывник говорит, что у него что - то болит, то комиссия возвращается к врачу, уточняет, были ли жалобы, и предлагает направить призывника на обследование.
Свидетель (ФИО) пояснил, что работает в должности врача общей практики, Шушкодомской сельской врачебной амбулатории ОГБУЗ «Буйская ЦРБ». Веселков М.В. участвовал в осенней призывной компании 2023 года. Как призывника Степанова И.А. не помнит. Веселков М.В. не помнит, чтобы кто – то из призывников высказывал жалобы, касающиеся его, Веселкова, специализации. Если бы обращались с жалобами, то призывник был бы направлен на дообследование. Осмотрев результаты кардиограммы, никаких патологий в сердце Степанова И.А. выявлено не было.
Свидетель (ФИО), пояснила, что работает в должности невролога ОГБУЗ «Буйская ЦРБ». Также входит в состав медицинской комиссии для проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих осеннему призыву 2023 г в военном комиссариате г. Буя, является председателем этой комиссии. Выносила заключение по годности к военной службы всех призывников в осенний призыв. Если от призывника поступают жалобы на состояние здоровья, он направляется на дообследование. Никаких жалоб от Сетепанова И.А. на состояние здоровья не поступало, ему была выставлена категория годности А, он был признан годным к военной службе. Ознакомившись с медицинской картой Степанова И.А. в судебном заседании, пояснила, что Степанов И.А. ни на каких учетах у врачей не состоял и не состоит, в том числе по заболеванию сердца.
Свидетельские показания не противоречат материалам дела и согласуются с ними.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что решение о призыве Степанова И.А. принято призывной комиссией на основании медицинского освидетельствования, проведенного в рамках требований действующего законодательства, регулирующего спорные отношения и соответствует обстоятельствам дела, при этом административный истец правом на производство независимой военно-врачебной экспертизы не воспользовался, основания для признания решения административного ответчика незаконным и нарушающим права административного истца отсутствуют. При этом суд исходит из того, что обжалуемое призывником решение о призыве на военную службу было принято призывной комиссией в соответствии с требованиями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Положения о призыве на военную службу после определения категории годности к военной службе в соответствии с компетенцией призывной комиссии и в соответствии с заключением о категории годности, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в связи с чем, права Степанова И.А. не нарушены.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Степанова И.А. к Призывной комиссии города Буя, Буйского и Сусанинского районов, Военному комиссариату г. Буй, Буйского и Сусаниского района Костромской области о признании решения призывной комиссии о призыве на военную службу от 02.10.2023 года, незаконным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд
Решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░– ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 06 ░░░░░░░ 2023 ░░░░