РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Дело № 2а-55/2023 УИД: 54GV0009-01-2023-000227-82
1 августа 2023 года город Томск
Томский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Старикова М.А., при секретаре судебного заседания Шалакиной О.П., с участием представителя административного истца С., представителя "учреждение3" Н., рассмотрев в зале суда в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего, призванного на военную службу по мобилизации, Л. об оспаривании решений военных комиссариатов об отказе в направлении на военно-врачебную экспертизу,
УСТАНОВИЛ:
Л. в лице представителя К. обратился 13 июня 2023 года в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учётом изменения 7 июля 2023 года предмета иска, просит признать незаконными отказы "учреждение3" от 13 апреля 2023 года № и "учреждение1" от 19 апреля 2023 года № в направлении Л. на медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссии для установления категории годности к военной службе.
В целях восстановления предполагаемо нарушенных прав на медосвидетельствование и предоставление отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации по состоянию здоровья, административный истец просит возложить на административных ответчиков обязанность направить его на медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией.
В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указал, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 Л. призван "дата" по мобилизации на военную службу, которую проходит в войсковой части 00000. По состоянию здоровья административный истец обратился к "должность1" и "должность2" с рапортами о направлении на повторное медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией для установления категории годности «Д» - не годен к военной службе. Однако до настоящего времени Л. не был направлен административными ответчиками на медицинское освидетельствование.
Административный истец, его представители К. и А., административный ответчик – "учреждение1", надлежащим образом извещённые о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явились, своих представителей в суд не направили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
С учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом административное дело рассмотрено в отсутствие административного истца и административного ответчика, явка которых обязательной не признавалась.
В судебном заседании представитель административного истца С. заявленные требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель "учреждение3" Н. просила отказать в полном объёме в удовлетворении требований Л., указав, что оспариваемое решение является законным, обоснованным, принятым с соблюдением установленной процедуры. Л., призванный на военную службу по мобилизации, в настоящее время не может быть направлен военным комиссариатом для прохождения военно-врачебной комиссии, поскольку решение указанного вопроса относится к компетенции командира воинской части.
В отзыве на административное исковое заявление представитель "учреждение1" П. просил отказать в удовлетворении требований Л., поскольку после его призыва на военную службу и получения статуса военнослужащего, вопросы связанные с медицинским освидетельствованием и направлением на военно-врачебную комиссию для установления категории годности, перешли в юрисдикцию командира воинской части, в которой административный истец проходит военную службу. Военный комиссариат не имеет полномочий по направлению военнослужащего на медицинское освидетельствование в военно-врачебные комиссии для установления категории годности к военной службе.
Заслушав представителей административных истца и ответчика, огласив поданные в письменной форме возражения на административное исковое заявление, исследовав представленные доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.
Принимая во внимание, что Л. обратился в суд с иском 13 июня 2023 года, при этом оспаривает решения от 13 и 19 апреля 2023 года, суд приходит к выводу о соблюдении срока обращения в суд с административным исковым заявлением, установленного статьёй 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти. Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.
Согласно статье 357 Устава внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495, приём в амбулаторных условиях проводится в медицинском пункте полка в часы, установленные распорядком дня полка. Военнослужащие, внезапно заболевшие или получившие травму, направляются немедленно, в любое время суток, в медицинский пункт полка, а при необходимости в медицинскую часть, военно-медицинские организации либо медицинские организации государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Статьёй 363 названного Устава закреплено, что военнослужащие, заболевшие в период отпуска или командировки, направляются на лечение в стационарных условиях начальниками гарнизонов или военными комиссарами.
В соответствии с пунктом 50 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565, направление военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы по линии Вооружённых Сил, на освидетельствование организуется Министерством обороны Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Для реализации указанного пункта, приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2016 года № 55 утверждена Инструкция об организации направления военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, граждан, проходящих военные сборы по линии Вооружённых Сил Российской Федерации, на медицинское освидетельствование.
Пунктом 3 названной инструкции закреплено, что направление на медицинское освидетельствование военнослужащих осуществляется:
а) прямыми начальниками от командира отдельной воинской части (начальника (руководителя) организации Вооружённых Сил) и выше;
б) начальником Главного центра военно-врачебной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации, начальниками филиалов (отделов филиалов) Главного центра;
в) военными комиссарами субъектов Российской Федерации, начальниками гарнизонов, военными комиссарами муниципальных образований (только военнослужащих, находящихся в отпуске по болезни);
г) начальниками местных эвакуационных пунктов, госпитальных баз (только в военное время);
д) начальниками (руководителями) военно-медицинских организаций в целях, определенных подпунктами "к - с" пункта 2 Инструкции, а также в целях определения категории годности к военной службе при выявлении увечий, заболеваний, по которым:
военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть признаны негодными к военной службе (в том числе временно) или ограниченно годными к военной службе;
военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов, старшин, могут быть признаны негодными к военной службе (в том числе временно), ограниченно годными к военной службе или годность к военной службе определяется индивидуально;
офицеры, прапорщики, мичманы могут быть признаны негодными к военной службе (в том числе временно).
Из материалов административного дела следует, что "дата" Л. на основании Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 призван по мобилизации на военную службу, которую проходит в войсковой части 00000.
Согласно отпускному билету от 19 февраля 2023 года №, командиром войсковой части 00000 Л. предоставлен основной отпуск за 2022 и 2023 года, сроком на 36 суток, с 20 февраля по 27 марта 2023 года. Из отметок в отпускном билете, следует, что Л. прибыл в отпуск 24 февраля 2023 года и поставлен на учёт "учреждение1".
Из "обследование", проведённой 21 марта 2023 года в "учреждение4" и осмотра гастроэнтеролога "учреждение2" от 7 апреля 2023 года усматривается, что у Л. обнаружены заболевания ..., с назначением диеты и медикаментозной терапии. При этом из указанных медицинских документов следует, что Л. самостоятельно обратился за получением медицинской помощи и не поступал на лечение в стационарных условиях.
Заявлением от 11 апреля 2023 года Л. обратился "должность2" и в "учреждение3" с просьбой о направлении его на повторное медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией для установления категории годности к военной службе.
Согласно ответу "должность3" от 13 апреля 2023 года №, по результатам рассмотрения заявления Л., последнему отказано в прохождении военно-врачебной комиссии по месту регистрации. При этом Л. рекомендовано обратиться к непосредственному начальнику для организации лечения и направления в военно-медицинскую организацию.
В соответствии с ответом "должность2" от 19 апреля 2023 года № Л. разъяснено о необходимости прохождения лечения по направлению командира воинской части, в том числе, с последующим определением категории годности.
Поскольку военнослужащий Л., находясь в основном отпуске, не направлялся военными комиссарами на лечение в стационарных условиях, решения административных ответчиков об отказе в направлении Л. на медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссии для установления категории годности к военной службе, соответствуют требованиям нормативно-правовых актов, не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца и не создают препятствий к осуществлению таковых, то есть являются законными, а требования административного истца суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьёй 111 КАС РФ судебные расходы, понесённые административным истцом, возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175 – 180 и 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ "░░░░░░░░░░3" ░░ 13 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ "░░░░░░░░░░1" ░░ 19 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2-░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ (634050, ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░ 4) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 9 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.