Дело №2а-63/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Курчатов Курской области 1 апреля 2024 года
Курчатовский городской суд Курской области в составе председательствующего судьи Иванниковой О.Н.,
при секретаре Гусевой С.С.,
с участием административного истца - помощника Курчатовского межрайонного прокурора Курской области Коваленко А.А.,
представителя административного ответчика МКОУ «Иванинская СОШ» Куликовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Курчатовского межрайонного прокурора Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Иванинская СОШ» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по приобретению и оборудованию предназначенного для проведения массовых мероприятий помещения МКОУ «Иванинская СОШ» Курчатовского района Курской области индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой,
УСТАНОВИЛ:
Курчатовский межрайонный прокурор Курской области обратился в суд с иском (с учетом уточнения) в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Иванинская СОШ» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по приобретению и оборудованию предназначенного для проведения массовых мероприятий помещения МКОУ «Иванинская СОШ» Курчатовского района Курской области индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, мотивируя тем, что в ходе проверки в МКОУ «Иванинская СОШ», в которой реализуется инклюзивное образование и обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, в нарушение требований федерального законодательства помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой не оборудовано, в связи с отсутствием средств.
Просит признать незаконным бездействие МКОУ «Иванинская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, выраженное в непринятии мер, направленных на приобретение и оборудование предназначенного для проведения массовых мероприятий помещения МКОУ «Иванинская СОШ» <адрес> индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой и обязать МКОУ «Иванинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на приобретение и оборудование предназначенного для проведения массовых мероприятий помещения МКОУ «Иванинская СОШ» <адрес> - актового зала, площадью 154 кв.м, находящегося на втором этаже здания по адресу: <адрес>, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
Представитель административного истца - помощник прокурора Коваленко А.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала полностью и просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчикаМКОУ «Иванинская средняя общеобразовательная школа» Куликова Н.Н. не возражала против удовлетворения исковых требований, но пояснила, что школа не имеет собственных денежных средств для выполнения требований прокурора.
Представитель заинтересованного лица - администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия представителя.
Представитель заинтересованного лица - Главного управления МЧС России по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Заявлений, ходатайств не представили.
Представитель заинтересованного лица - Министерства образования и науки <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия представителя.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст.62 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.7 Конституции РФ ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта (ч.1. 1).
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (ч. 4).
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (ч. 6).
Согласно ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ заместителем Курчатовского межрайонного прокурора <адрес> в адрес директора МКОУ «Иванинская СОШ» вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательств о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в котором указано, что в МКОУ «Иванинская СОШ» <адрес>, в которой реализуется инклюзивное образование и обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, в нарушение требований федерального законодательства помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями не оборудовано. Указанное влечет нарушение законных прав и интересов инвалидов по слуху, в том числе детей. Выявленные факты нарушают права инвалидов на беспрепятственное пользование объектом социальной инфраструктуры.
Пунктами 5, 6 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1309 утвержден порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, в п. 3 которого перечислены требования к условиям доступности объектов и услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
- возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них (входные группы должны быть достаточной ширины для проезда инвалидной коляски, оборудованы пандусом или подъемным устройством, со специальными ограждениями и тактильными направляющими для лиц с нарушениями зрения, информационным табло для лиц с нарушениями слуха);
- возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;
- возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью работников объекта (для инвалидов должен быть обеспечен подъезд максимально близко к входу в здание, работники организации, которые должны оказывать помощь при посадке и высадке, должны быть проинструктированы);
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта (должны быть специальные направляющие, перила, знаки, указатели для самостоятельного передвижения незрячих или специальные сопровождающие, помогающие инвалиду с нарушениями зрения ориентироваться в пространстве);
- содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта (сотрудники организации должны проконсультировать инвалида и при необходимости помочь ему в определении маршрута и в организации его входа или выхода из организации. Эти обязанности могут исполнять сотрудники охраны, которые должны быть проинструктированы);
- надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне ("надлежащее размещение" означает, что необходимая информация размещена в тех местах, где она доступна инвалиду. Например, тактильные таблички с указателями выходов, поворотов, лестниц должны быть не только в одном месте на входе, но и по всему пути передвижения инвалида);
- обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Кроме того, должно быть определено специальное помещение для размещения собаки-проводника;
- наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий (сотрудники, прошедшие инструктирование или обучение, должны быть компетентны в адаптации информации об услугах для инвалидов по слуху, зрению, с ментальными нарушениями);
- предоставление инвалидам по слуху при необходимости услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика (в организации должен быть такой специалист в штате (если это востребованная услуга) или договор с организациями системы социальной защиты или обществом глухих по предоставлению таких услуг в случае необходимости);
- наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;
- адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);
- обеспечение предоставления услуг тьютора организацией, предоставляющей услуги в сфере образования, на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида (должность "тьютор" должна быть введена в штатное расписание образовательной организации, если услуга рекомендована ПМПК или ИПРА (исполнение их рекомендаций является обязательным для всех образовательных организаций вне зависимости от ведомственной принадлежности), или у образовательной организации должен быть договор с организацией или фондом, предоставляющими услуги сопровождения инвалидов);
- предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования (это условие гарантируется статьей 79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об образовании в Российской Федерации").
По результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг комиссией должен быть оформлен Паспорт доступности, содержащий следующие разделы:
а) краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг;
б) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов;
в) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и
имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов;
г) управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Форма Паспорта доступности разрабатывается организацией самостоятельно.
В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 419-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" положения части первой статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с ДД.ММ.ГГГГ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1943-0, в случае, если до реконструкции или капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры собственники не могут выполнить условия обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, изложенные в ст. 15 ФЗ N 181, то они должны принимать меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось участниками процесса, что в соответствии с ответом директора МКОУ «Иванинская СОШ» на Представление об устранении нарушений федерального законодательства о социальной защите инвалидов в РФ, в МКОУ «Иванинская СОШ» реализуется инклюзивное образование; также обучаются 12 детей с ограниченными возможностями по здоровью; помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий в МКОУ «Иванинская СОШ» имеется, но не оборудовано индукционными петлями.
В МКОУ «Иванинская СОШ» <адрес> массовые мероприятия проводятся в актовом зале, площадью 154 кв.м, находящемся на втором этаже здания по адресу: <адрес>.
Таким образом, в нарушение ст. 2, 14, 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.4 Приказа Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка обеспечения условий и доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» здание общеобразовательного учреждения не отвечает установленным требованиям, поскольку в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель не установлено, чем нарушаются права инвалидов по слуху.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1309 предусмотрено разработать, утвердить план действий организации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг (далее - "дорожную карту") на период до 2030 года и представить в адрес Департамента утвержденную "дорожную карту" в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В приказе N 1309 регламентировано, что должно быть на объекте, чтобы считать его доступным для самостоятельного передвижения инвалида, какие услуги должны быть предоставлены инвалиду организацией. В случае если часть условий отсутствует, то соответствующее мероприятие должно быть включено в "дорожную карту" с указанием срока, когда эти условия будут созданы.
Целью "дорожной карты" является поэтапное повышение уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования с учетом финансовых возможностей. Базовый норматив затрат по государственным услугам, установленным образовательным организациям с учетом корректирующих коэффициентов, отражающих особенности реализации государственной услуги в отношении студентов, являющихся инвалидами и детьми-инвалидами и студентами с ограниченными возможностями здоровья, рассчитан в том числе с учетом необходимости обеспечения доступности услуг и объектов инвалидов. Также необходимо обеспечить создание условий за счет средств текущего финансирования и запланированных ремонтных работ и реконструкции зданий. Проектно-сметная документация не будет утверждена Департаментом управления сетью подведомственных организаций, если она не содержит виды работы, направленные на создание условий для инвалидов.
Если по какой-то причине невозможно полностью обеспечить доступность зданий, то нужно организовать предоставление необходимых услуг инвалидам в дистанционном режиме, а когда это возможно - по месту жительства инвалида.
Все действия организации по обеспечению доступности должны быть включены в "дорожную карту", предусматривающую:
- наименования показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с требованиями приказам 1309;
- значения показателей по годам (начиная с 2016 г. и до момента обеспечения полной доступности объектов и услуг);
- список и контакты ответственных лиц за мониторинг и достижение запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг;
- перечень мероприятий, которые необходимо выполнить для обеспечения доступности объектов и услуг.
Таким образом, из приведенных выше правовых предписаний следует, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению исполнения законодательства социальных гарантий инвалидов в школах является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
В силу п. 5 ч. 1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии с п.1.4, п. 1.5 Устава МКОУ «Иванинская СОШ» <адрес>, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, учредителем и собственником его имущества является муниципальный район «<адрес>» <адрес>. Функции и полномочия учредителя школы осуществляет администрация <адрес>.
Таким образом, МКОУ «Иванинская СОШ» <адрес>, являясь школьным образовательным учреждением, приняло на себя обязательства обеспечить безопасность жизни и здоровья воспитанников и работников, принимать меры, направленные на обеспечение благоприятных и безопасных условий обучения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч. 1 ст. 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у этих предприятий.
Таким образом, невыполнение МКОУ «Иванинская СОШ» Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» связано, в том числе, с отсутствием надлежащего финансирования.
На основании вышеизложенного судом установлен факт нарушения административным ответчиком требований закона об оборудовании в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации резолютивная часть решения суда должна содержать в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
С учётом конкретных обстоятельств дела, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда в части требования истца об обязании оборудовать в общеобразовательном учреждении помещение, предназначенное для проведение массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования Курчатовского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МКОУ «Иванинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> (ИНН №), выраженное в непринятии мер, направленных на приобретение и оборудование предназначенного для проведения массовых мероприятий помещения МКОУ «Иванинская СОШ» <адрес> индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Иванинская средняя общеобразовательная школа» <адрес> (ИНН № 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на приобретение и оборудование предназначенного для проведения массовых мероприятий помещения МКОУ «Иванинская СОШ» <адрес> - актового зала, площадью 154 кв.м, находящегося на втором этаже здания по адресу: <адрес>, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Курчатовский городской суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.Н. Иванникова